Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Мартышенко С.Н. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В статье рассматриваются методические подходы к организации мониторинга социально-экономических процессов на территории муниципальных образований. Одним из наиболее эффективных способов проведения мониторинга социально-экономических процессов на территории муниципальных образований является анкетный опрос населения муниципального образования. Рассматривается структура анкеты, используемой для анализа эффективности управления муниципальных образований. Выделены особенности разработки анкет. Блочная структура анкет позволяет использовать данные из различных анкетных опросов, что расширяет возможности анализа ряда показателей во времени. Отличительной особенностью используемых анкет является наличие большого количества открытых вопросов. В статье приводятся элементы компьютерной технологии обработки данных мониторинга социально-экономических процессов. Компьютерная технология обладает свойствами интеллектуальных систем. Такой подход позволяет накапливать знания исследователей, производивших анализ различных анкет в предыдущие временные периоды.
анализ данных
компьютерные технологии обработки данных
анкетный опрос
мониторинга социально-экономических процессов
1. Аралбаева Г.Г. Мониторинг как инструмент исследования региональной социально-экономической системы // Вестник экономической интеграции. – 2008. – № 5. – С. 99.
2. Бондарев А.Е. Мониторинг социально-экономического развития региона // Регион: Экономика и Социология. – 2010. – № 4. – С. 187-202.
3. Бушмелева Г.В. Содержание понятия «мониторинг промышленного предприятия» // Вест-ник Ижевского государственного технического университета. – 2006. – № 5. – С. 90-93.
4. Гришина Е.С. Методика проведения мониторинга человеческих ресурсов региона в усло-виях социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 8. – С. 211-213.
5. Дидык В.В. Проблемы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2008. – Т. 1, № 20. – С. 41-45.
6. Кутергина Г.В. Место и роль социально-экономического мониторинга в управлении эко-номической системой // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2013. – № 50. – С. 9-9.
7. Лосевская Е.А., Россинская М.В. Мониторинг как инструмент регулирования устойчивого развития региона // Инженерный вестник Дона. – 2012. – Т. 20, № 2. – С. 555-560.
8. Малышев М.Л. Мониторинг социально-трудовой сферы : учеб. пособие. – М. : Издатель-ство РГСУ «Союз»; «Перспектива», 2007. – 276 с.
9. Мартышенко Н.С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. – № 3 (93). – С. 184–192.
10. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Практические вопросы обработки анкетных данных // Практический маркетинг. – 2007. – № 4. – С. 2–8.
11. Мартышенко Н.С., Романов М.Т., Золотова В.И. Методическое обеспечение анализа структурных изменений при потреблении туристского продукта // Вестник ТГЭУ. – 2012. – № 1. – С. 11–24.
12. Мартышенко С.Н. Методическое обеспечение анализа данных мониторинга социально-экономических процессов в муниципальных образованиях // Экономика и менеджмент си-стем управления. – 2012. – Т. 6, № 4.2. – С. 259-267.
13. Мартышенко С.Н., Егоров Е.А. Информационная технология повышения эффективности обработки качественной информации данных // Информационные технологии моделирова-ния и управления. – 2009. – № 6 (58). – С. 753-760.
14. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Многомерные статистические методы повышения достоверности маркетинговых данных // Практический маркетинг. – 2007. – № 1. – С. 20-30.
15. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Метод обнаружения ошибок в эмпирических дан-ных // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. – 2008. – № 1. – С. 11–14.
16. Разработка системы мониторинга социально-экономического развития муниципального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //skachate.ru/ekonomika/4068/index.html (дата обращения: 7.09.2013).

На современном этапе комплексное развитие территорий и эффективная реализация стратегических целей и задач их развития невозможны без достижения общественного согласия между органами власти и населением. Мониторинг социально-экономических процессов выступает как инструмент согласования интересов в процессе реализации стратегии регионального развития и является условием и базой, на основе которой возможна консолидация регионального сообщества. В целом существуют три интегральные группы интересов, к которым относятся: население и гражданские институты, бизнес, власть (рис. 1) [16]. Роль налаживания конструктивного диалога этих групп возрастает с развитием демократических процессов в нашей стране.

Мониторинг определяется как «специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза» [6]. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом, цель которого – выявление соответствия наблюдаемого процесса стандартам, желаемым результатам, первоначальным предположениям [8].

Рис. 1. Механизм взаимодействия органов государственной власти,

институтов гражданского общества и бизнеса

Методология мониторинга нашла отражение во многих областях науки. Мониторинг социально-экономических процессов получил распространение в нашей стране только в последние годы, что привлекло внимание большого количества исследователей [1-5; 7]. В зависимости от назначения мониторинга и уровня социально-экономической системы, в отношении которой он применяется, изменяется структура мониторинга, порядок его проведения и состав исследуемых показателей. Настоящая работа посвящена актуальной проблеме мониторинга взаимоотношений участников социально-экономических и трудовых процессов, протекающих на уровне муниципальных образований. Одним из наиболее эффективных способов проведения мониторинга социально-экономических процессов на территории муниципальных образований является анкетный опрос населения муниципального образования.

При организации опросов необходимо исключить возможность воздействия административного ресурса на результаты опросов. Для обеспечения объективности данных мониторинга необходимо, чтобы организацией и проведением мониторинга занимались независимые структуры. Более точные данные могут быть получены, если инициатором и заказчиком проведения мониторинга выступают более высокие уровни управления относительно исследуемых (подконтрольных).

На кафедре маркетинга и коммерции ВГУЭС (г. Владивосток) более десяти лет проводятся массовые анкетные опросы населения края. По различным анкетам ежегодно опрашивается от 1,5 до 3 тысяч респондентов. В 2012 году была разработана специальная анкета для мониторинга эффективности управления муниципальных образований Приморского края. К настоящему времени собрано около 2 тысяч анкет.

Структура анкеты анализа эффективности управления муниципальными образованиями

Анкета условно разделена на семь блоков. Структура анкеты представлена на рис. 2.

Первый блок вопросов содержит информацию учетного характера. Информация учетного характера, а именно номер анкеты, дата проведения опроса, фамилия интервьюера, используется для расчета динамических характеристик, а также используется для контроля ошибок при внесении в компьютер и качества работы интервьюеров.

Рис. 2. Структура анкеты мониторинга эффективности управления муниципальных образований Приморского края

Второй блок – социально-демографический портрет клиента. Социально-демографическая информация служит основой для выявления социально-демографических групп и установления связи с другими исследуемыми характеристиками. В этот блок входят 14 вопросов: «место жительства»; «пол»; «возраст»; «семейное положение»; «наличие детей; тип жилья»; «количество комнат»; «отношение к жилью»; «на одной жилплощади всего проживают»; «образование»; «занятость»; «должность». Первые два блока являются типовыми для всех проводимых нами опросов.

Третий блок – характеризует финансовое положение респондента. Блок включает три вопроса:

  • ваш среднемесячный заработок;
  • дайте оценку удовлетворенности своей заработной платой;
  • дайте оценку стоимости потребительской корзины на человека в месте вашего проживания (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в месяц).

При ответах на эти вопросы респонденты либо выбирают ответ, либо ставят отметку по заданной шкале.

Четвертый блок – возможности трудоустройства и организации собственного бизнеса. В этот блок входят вопросы:

  • дайте оценку возможности организации собственного бизнеса на территории вашего муниципального образования (проставьте галочку в нижней строке таблицы);
  • какие причины, на ваш взгляд, более всего препятствуют частному предпринимательству на территории вашего муниципального образования.

Последний вопрос является открытым вопросом, требующий ответа в текстовой форме.

Пятый блок – отдых и восстановление сил. Этот блок включает семь вопросов:

  • в каком сезоне у вас был отпуск (каникулы) последние два года (если отпуск использовался частями, то заполнить две строки);
  • как вы провели свой последний отпуск? (если соответствующих вариантов несколько, укажите все);
  • сколько примерно денежных средств (в тысячах рублей) было истрачено вами в отпуске на человека;
  • какие крупные города России и мира вы посетили за последние три года;
  • куда планируете совершить поездку в ближайший год;
  • ваше любимое занятие во время отпуска (дайте развернутый ответ);
  • что омрачило вам отдых (дайте развернутый ответ).

Шестой блок – оценка эффективности управления властных структур. Блок включает три вопроса:

  • назовите несколько социально-экономических, политических и других проблем (не менее трех), которые более всего беспокоят вас и окружающих;
  • укажите наиболее важные, по вашему мнению, задачи (не менее трех), которые должна решать администрация муниципального образования, в котором вы проживаете, для развития территории;
  • дайте оценку вашей удовлетворенности работой администрации вашего муниципального образования.

Первые два вопроса блока являются открытыми, для третьего вопроса установлена шкала.

Седьмой блок – оценка миграционных процессов. Вопрос предполагает оценку 11 причин, вызывающих миграцию, по шкале (очень важно; важно; маловажно; не важно). Анализ причин, обуславливающих миграцию в регионе, весьма актуальная проблема для Приморского края.

Подходы к составлению анкет при мониторинге социально-экономических процессов

Представленная на рассмотрение анкета входит в серию других анкет, разработанных во ВГУЭС. Особенность нашего подхода к формированию анкет состоит в том, что различные тематические анкеты включают в себя пересекающиеся блоки вопросов или их частей. Это позволяет расширить возможности анализа изменения отдельных характеристик социально-экономических процессов, происходящих в крае, во времени [10]. Например, по отдельным вопросам в базе данных к настоящему времени накоплено до 7 тысяч и более анкет (с учетом опросов, проводимых в предшествующие годы).

На первых этапах исследований по новой анкете для расширения ряда наблюдений во времени в анкетах были использованы вопросы, охватывающие несколько соседних временных периодов. Такой подход был использован, например, при оценке изменчивости сезона и продолжительности отпуска, оценке затрат денежных средств на отдых. Таким образом, одноименные данные, собранные в различные временные периоды, пересекаются (рис. 3). На рисунке приведена структура данных по вопросу о сезоне и продолжительности отпуска.

Используя такой вопрос в анкете, уже в первый год сбора данных можно проводить анализ динамики продолжительности отпуска за три года, а через три года сбора данных длина ряда, доступного для анализа, составляет уже пять лет. Использование ретроспективы вопроса в три года оправданно только на начальных этапах исследования, поскольку страдает точность данных. Опыт показал, что ретроспектива в два года по отдельным вопросам вполне оправданна и при многолетних исследованиях.

При таком подходе удается не только расширить временной период исследования, но и увеличить объем данных, охватывающих каждый отдельный период. Однако это приводит к усложнению структуры данных таблицы «объект-свойство», и поэтому требует разработки специализированных средств обработки данных [12].

Рис. 3. Структура выборки данных с вопросами по смежным временным периодам

Отличительной особенностью используемых нами анкет является наличие большого количества открытых вопросов, которые требуют ответа в виде теста. В рассматриваемой анкете использовалось 9 открытых вопросов. Для обработки качественных данных открытых вопросов нами была разработана специальная компьютерная технология [9].

Компьютерные технологии, используемые для обработки анкетных данных

При массовых анкетных опросах, проводимых по различным анкетам, невозможно обойтись без специальных компьютерных технологий обработки данных. Разработанные нами технологии предназначены для обработки многомерных статистических данных различной природы. Среди разработанных компьютерных технологий можно выделить технологию повышения достоверности анкетных данных [14; 15], технологию обработки качественных данных [9], технологию выявления и анализа структурных изменений социально-экономических процессов [11]. Реализованный комплекс программных средств обладает свойствами интеллектуальных систем, позволяет накапливать опыт исследователей, производящих анализ различных анкет. Такой подход позволяет существенно снизить трудоемкость обработки данных при организации мониторинга социально-экономических процессов [13].

Результаты обработки анкетных данных мониторинга социально-экономических процессов на территории муниципальных образований Приморского края

Большие объемы выборок позволяют производить анализ не только по всей выборке, но и по отдельным ее частям, относящимся к различным муниципальным образованиям. В рамках данной работы мы не в состоянии представить развернутый анализ данных анкетного опроса. Поэтому ограничимся двумя примерами. Представленные результаты получены при обработке данных опроса, проведенного в 2012 году. В расчетах были использованы данные 1606 анкет.

Сравнительный анализ оценок стоимости потребительской корзины жителями г. Владивостока и Михайловского района Приморского края представлен на рис. 4.

Рис. 4. Распределение оценок стоимости потребительской корзины

Сравнивая диаграммы на рис. 4, можно заключить, что жители Михайловского района оценивают стоимость потребительской корзины несколько ниже, чем жители столицы Приморского края г. Владивостока. Средние оценки стоимости потребительской корзины тоже отличаются (17,8 тыс. руб. – г. Владивосток и 16,2 тыс. руб. – Михайловский район).

Сравнительный анализ оценок удовлетворенности работой местной администрации жителями г. Владивостока и Михайловского района Приморского края представлен на рис. 5.

Рис. 5. Распределение оценок удовлетворенности работой местной администрации

Оценки деятельности местной администрации тоже отличаются по различным муниципальным образованиям.

Заключение

Организация мониторинга социально-экономических процессов требует системного подхода, от организации системы сбора информации до развития методов и информационных технологий анализа информации, оценки и диагностики состояния объекта мониторинга, построения прогнозов на основе обработки информации данных мониторинга.

По данным проведенного исследования можно сделать вывод о том, что оценки различных показателей, рассчитанные по анкетным данным, отличаются не только по районам, но и по возрастным группам и уровню заработной платы. По результатам анализа различных показателей можно оценить их взаимосвязь. Используя различные группы показателей, можно классифицировать муниципальные образования по степени удовлетворенности жителей качеством жизни, условиями для развития бизнеса, возможностями для отдыха и рекреации.

По результатам обработки данных открытых вопросов вырабатываются устойчивые категории ответов (типологии). Это позволяет перейти от неструктурированных данных к структурированным, которые могут быть использованы для расчета количественных оценок.

Независимые научно-исследовательские структуры, занимающиеся мониторингом социально-экономических процессов региона, требуют большего внимания со стороны администрации региона. Для получения более содержательных результатов и обоснованных результатов необходим опыт практической деятельности, который складывается годами.

Рецензенты:

Мазелис Л.С., д.э.н., профессор, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем, г. Владивосток.

Ембулаев В.Н., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Мартышенко С.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10227 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252