Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Зданович М.Ю. 1 Ступина А.А. 1
1 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
В работе дана комплексная оценка тенденций развития мирового фармацевтического рынка на современном этапе и его прогноз на основе статистического и структурного анализа опубликованных показателей глобального фармацевтического рынка, использована также методика STEP-анализа. Полученные результаты могут быть использованы как информационно-аналитическая база для разработки комплекса мер по развитию рыночных отношений в системе Всемирной торговой организации (WTO). Представлено обоснование необходимости внедрения стратегических направлений развития, для повышения конкурентоспособности отечественного фармацевтического рынка, в условиях вступления России в WTO. Представлено обоснование необходимости внедрения стратегических направлений развития фармацевтической отрасли для формирования эффективного функционирования инновационной деятельности предприятий, повышения конкурентоспособности отечественного фармацевтического рынка.
прогноз рынка
Всемирная Торговая Организация
глобальный рынок
1. Дугин И. К. 2015 г. Объем мирового дженерикового рынка достигнет 137,6 млрд долл. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.theрharmaletter.com.
2. Жулина К. Аналитики прогнозируют стабильный рост фармацевтического рынка в течение ближайших трех лет // Фармацевтический рынок [Электронный ресурс]. – URL: www.clinical-pharmacy.ru.
3. Информационно-аналитический ресурс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ria-ami.ru.
4. Канал новостей по информатизации здравоохранения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aksinews.ru.
5. Консалтинговая группа DSM Group [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.
6. Постановление Правительства РФ № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru.
8. Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pharmvestnik.ru.
9. Эксперт обзор [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru.

В условиях современного развития общества растет потребность населения в товарах, улучшающих здоровье и качество жизни, в связи с чем фармацевтическая промышленность совершенствует свою деятельность, как в направлении создания уникальности продукции, так и поисках специфических инструментов дистрибьюции, адекватных страновым сегментам. Фармацея является высокотехнологичной отраслью, характеризуется большой скоростью внедрения научных знаний, без этого невозможно сохранять высокую конкурентоспособность отрасли. В то же время фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных после электронной, оборонной и космической. Чем более развито государство, тем более оно стремится оздоравливать и повышать качество жизни населения страны.

Глобальный рынок фармацевтических препаратов представляет собой:

  • рынок фармацевтических препаратов;
  • рынок биотехнологий;
  • рынок инструментов и услуг для биопромышленности.

Глобальный рынок фармацевтических препаратов, биотехнологий и биопромышленности показал высокий уровень роста в период с 2007 по 2011 год. Самым крупным сегментом рынка является производство фармацевтических препаратов, которое занимает 72,1 % от общего валового оборота мировой промышленности данного сектора (см. таблицу 1). Американские фармацевтические компании составляют 44 % от мирового рынка производства [1].

Таблица 1. Объем продаж глобального рынка фармацевтических препаратов в 2011 г.

Фармацевтические отрасли

Объем продаж глобального фармацевтического рынка в стоимостном выражении (млрд долл.)

Объем продаж глобального фармацевтического рынка (относительная доля рынка, %)

Фармацевтические препараты

797,7

72,1

Биотехнологии

289,1

26,1

Биопромышленность

20,3

1,8

Итого:

1 107,1

100

Мировым лидером фармацевтической промышленности является компания Pfizer, её доля на мировом рынке составила 5,2 %. Общий оборот кампаний лидирующих на мировом рынке на современном этапе составляет менее 18 % от глобального оборота (см. таблицу 2).

Таблица 2. Рыночная доля компаний лидеров мировой фармацевтической промышленности, в 2011 г.

Компания

Доля на рынке, %

PfizerInc.

5,2

Johnson&Johnson

4,5

RocheHilding AG

4,3

Merc&Co., Inc

3,7

Остальные

82,2

Итого:

100

Основная доля производства фармацевтических препаратов приходится на американский рынок (44 %; см. рис. 1), впрочем, как и потребление, сосредоточенное там же (среднедушевое потребление лекарственных средств там составляет около 250 долл.).

Второе место по производству делят Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион по 27 % соответственно, где находятся страны, лидеры по среднедушевому потреблению лекарственных средств, которое составляет около 300 долл., в таких странах, как Япония, Германия, Франция.

Развития мирового фармацевтического рынка динамично изменяются в товарно-географических сегментах, так Турция, Япония и Франция активно используют систему государственного финансирования сферы здравоохранения, при этом активно используют как тарифные меры регулирования рынка, так и административные.

Рис.1. Географические сегменты рынка производства фармацевтических препаратов

Международное рейтинговое агентство Moody’s дает прогноз, что развитие мировой фармацевтической отрасли стабилизируется в 2013 г. В соответствии с аналитическим обзором компании SwissAppraisal (Швейцария) объем глобального рынка, фармацевтических препаратов, биотехнологий и биологической промышленности в 2011 году вырос на 6,8 % и составил 1107 миллиардов долларов США. Финансовые показатели в среднем по отрасли за девять месяцев 2012 года непрерывно растут [2].

Эксперты прогнозируют рост рынка к 2016 году на 38,7 % относительно показателей 2011 года, объем которого предположительно составит 1 535,7 миллиардов долларов США (см. рис. 2).

Рис. 2. Прогнозируемые темпы роста мирового рынка

Как сообщает FirstWordPharma, мультинациональные фармкомпании сокращают операции в Южной, НемецкаяMerckKgaA сократила штат в Испании на 20 % из-за снижения расходов на лекарства. Объем прямых иностранных инвестиций в Португалию, Испанию, Грецию и Италию сократился на 38 %. Мировые фармацевтические отрасли испытывает негативное влияние на бизнес из-за мер по снижению государственных расходов на здравоохранение.

В этой связи конкурентное преимущество развития на рынке получают дженерики. Такие факторы развития общества, как увеличение продолжительности жизни; сокращение бюджетов; увеличение потребности в доступных лекарственных средствах, в том числе и в развивающихся странах, растет конкурентное преимущество для дженериковых компаний, по оценкам экспертов в течение десяти лет. Товаропроизводители дженериков проявляют активность на рынке слияний/поглощений в поисках новых рынков. Потребление дженериков продолжает расти, в связи с чем конкурентное преимущество растет у компаний производителей дженериков, как TevaPharmaceuticalIndustriesLtd., WatsonPharmaceuticalsInc. и MylanInc. [3].

Огромной проблемой для мирового фармацевтического рынка является распространение контрафактных препаратов. Контрафактные препараты наносят вред здоровью и даже иногда угрожают жизни людей. Товаропроизводители теряют миллиарды долларов на глобальном рынке. На методы борьбы с контрафактными продуктами, по оценкам аналитиков Visiongain, тратятся огромные средства, так к 2015 году объем сегмента мирового рынка информационных технологий, используемых для борьбы с подделками лекарственных средств, составит 1,2 млрд долларов [4].

По «Прогнозу развития мирового рынка дженериков на 2011–2021 гг.» британской аналитической компании Visiongain объем рынка непатентованных лекарственных препаратов к 2015 г. составит 137,6 млрд долл. США против менее чем 50 млрд долл. в 2004 г. и 96,4 млрд долл. в 2010 г. В США объем рынка непатентованных лекарств составляет около 70 % всех назначений. Динамика роста рынка фармацевтических препаратов отмечается как на развитых, так и на развивающихся рынках [1].

В настоящее время фармацевтический рынок России по объёму рынка является одним из крупнейших в мире и входит в десятку. Российский рынок динамично растет с 2005 года. Объем российского фармацевтического рынка в 2011 году составил 824 млрд руб. в ценах конечного потребления, это на 12 % больше, чем в 2010 году. Согласно данным исследования "Эксперсс-обзор", российский рынок продолжит расти [9].

Импортные лекарственные средства составляют около 70 % отечественного рынка, отечественная фармацевтическая индустрия является импортозависимой. Импортные лекарства, в стоимостном выражении это составляет примерно 85 % от всего объема государственных закупок. Доля импортных лекарств в госпитальном сегменте (закупки лекарств стационарами) составляет 70 % при общем объеме сегмента 115 млрд рублей, в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения – 86 % при общем объеме 65,5 млрд рублей, по данным компании DSM Group. Экспортируют отечественные товаропроизводители в основном антибиотики, причем в основном в страны СНГ [5].

К 2018 г. объем производства лекарственных средств в России по проекту Федеральной Целевой Программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года» должен составлять более 50 процентов. Данный период времени характеризуется негативными демографическими параметрами развития российского общества. А именно, развитие здравоохранения будет осуществляться в условиях увеличения доли населения старше трудоспособного возраста, произойдет снижение численности трудоспособного населения. В целом данная ситуация потребует больших усилий как со стороны государства, так и со стороны товаропроизводителей данной отрасли.

Одно из главных событий 2012 года является вступление России в WTO. В августе 2012 г., когда Россия официально вступила в WTO и стала 157 страной-членом WTO. Вступление в WTO должно предоставляет обоюдные возможности отечественным и зарубежным партнерам. Однако, если партнёры равные, чего нельзя сказать об отечественном товаропроизводителе в полной мере. Уже в первые месяцы своего членства страна начала ощущать давление импорта со стороны зарубежных товаропроизводителей на различных рынках. Присоединение к WTO является для России фактором, определяющим международную специализацию страны на мировых рынках, с целью обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на внешнем и внутреннем рынках. Однако вступление обостряет и без того жесткую конкурентную борьбу в такой высокотехнологичной сфере, как фармация. Это обстоятельство потребует в максимально сжатые сроки провести ряд мероприятий для адекватной интеграции отрасли в глобальный рынок, уже на новых условиях, условиях члена WTO. Переходный период по оценкам экспертов займет от двух до пяти лет.

Основные проблемы присоединения для отечественного фармацевтического рынка лежат в плоскости импортных пошлин, охраны интеллектуальной собственности и условий регистрации лекарственных средств. Отдельные эксперты утверждают, что вступление в WTO выгодно лишь зарубежным производителям, обладающим конкурентоспособным портфелем и производством, соответствующим стандартам GMP.

В соответствии с подписанными соглашениями пошлины будут н снижены, не отразится серьезно на отечественных производителях, в связи с тем, что на этом рынке пошлины не определяют уровень конкурентоспособности товара и практически не влияют на него. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин коснется лекарственных средств, они снизятся с 10-15% до 5-6,5% (не позднее 2016 года), медицинских изделий – в среднем с 5 до 3% (не позднее 2014 года). По соглашению упростится процедура перемещения продукции через границу. Эксперты прогнозируют повышение цены на отечественные препараты, причем препаратов низшей ценовой ниши, вследствие чего они могут исчезнуть с рынка [7].

Ожидаемые последствия вступления России в WTO для фармацевтического рынка. Повысится привлекательность страны для инвесторов и партнеров на основе обеспечения стабильности развития торговых отношений со странами-членами WTO. Для повышения конкурентоспособности национальных предприятий отрасли немедленно нужно модернизировать предприятия до уровня международных стандартов, разработать и принять ряд инструментов по технологическому и инвестиционному развитию отрасли.

По мере развития космонавтики число медицинских и биологических экспериментов в космосе растет. Российские орбитальные станции становятся площадкой для экспериментов в фармацевтике, международную космическую станцию следует превратить в глобальную фармацевтическую лабораторию. В ходе экспериментов исследуется влияние факторов космоса на свойства продукции, полученные результаты будут использованы для совершенствования наземных фармакологических технологий, для создания нового поколения лекарственных форм, повышения конкурентоспособности фармацевтической отрасли страны. В то же время данные эксперименты могут увеличить трафик на МКС, снизить стоимость космических полётов.

В 2013 году государство предлагает установить дополнительное требование к участникам торгов по государственным закупкам – поставщики зарубежных препаратов не будут допущены к участию в торгах при наличии в реестре зарегистрированных лекарственных средств двух и более препаратов отечественных производителей. В то же время будет осуществляться защита интеллектуальной собственности на данные клинических исследований лекарственных препаратов, что, в свою очередь, считают эксперты рынка, задержит появление российских аналогов еще на несколько лет [8, 9]. В течение десяти лет потребуется подготовить более пяти тысяч специалистов в области инновационной фармацевтики, иначе конкурентоспособной отрасли быть не может.

Таким образом, для минимизации негативных процессов вступления в WTO фармацевтической отрасли Российской Федерации необходима увязка технологий стратегического планирования экономического краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного. Синхронизация стратегии отрасли с развитием подотраслей, а также с государственной стратегией. Использование тактики вступления стран соседей в WTO. Использовать систему мониторинга реализации Федеральной Целевой программы, в то же время разрабатывать упреждающие меры по адаптации, к изменяющимся условиях конъюнктуры мирового и российского фармацевтического рынка, с обязательным научным сопровождением вышеперечисленных мер.

Рецензенты:

Якимова Людмила Анатольевна, д-р экон. наук, доцент, профессор, зав. кафедрой предпринимательства и бизнеса института менеджмента и информатики ФГБОУ ВПО «Красноярского государственного аграрного университета» (Минсельхоз России), г. Красноярск.

Ходос Дмитрий Васильевич, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента института управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Министерство образования и науки РФ), г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Зданович М.Ю., Ступина А.А. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10220 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074