Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ

Суханова А.А. 1
1 ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж»
Рассмотрена проблема повышения качества экономического образования студентов технических специ-альностей. Уточнено понятие качества экономического образования студентов колледжа. Рассмотрены этапы экспериментальной работы. Выделены критерии качества экономического образования в услови-ях реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов: экономические знания и умения, семиотические знания и умения, мотивационно-ценностная ориентация использования техноло-гии семиотической интерпретации учебных текстов. Приведены этапы и методы экспериментальной работы. Для повышения качества экономического образования в условиях технологии семиотической интерпретации учебных текстов был определен комплекс педагогических условий. Проведен анализ данных, полученных в ходе формирующего и констатирующего этапов эксперимента. Описана опытно-экспериментальная работа по реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов технических специальностей.
результаты экспериментальной работы.
технология семиотической интерпретации учебных текстов
качество экономического образования студентов технических специальностей
1. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. – 2004. – № 3.
2. Грохольская О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (1917-1997 гг.) : дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1997. – 332 с.
3. Демин В.М. Состояние, тенденции и перспективы развития среднего профессионального образования России. – М. : Альфа-М, 2006. - С. 224.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Выс-шее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 35-37.
5. Ибрагимов Г.И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формиро-вания критериев оценки // СПО. – 2003. – № 6. – С. 9-11.
6. Ладошина Г.И. Управление качеством экономического образования студентов вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2005. – 154 с.
7. Никулина И.Л. Педагогические условия управления качеством профессиональной подготовки студентов колледжа : дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 188 с.
8. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М. : МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
9. Оценка качества подготовки выпускников : метод. рекомендации и инструментарий / авт.-сост. Г.П. Андрусенко, авторы-разработчики Н.И. Галинурова, Н.Ю. Жердий, Т.Ю. Крашакова; МОиН Чел. обл., ЧИРПО. – Челябинск, 2010. – 28 с.
10. Поташник М.М. Управление качеством образования на муниципальном уровне // Народ-ное образование. – 2000. – № 8. – С. 56.

Происходящие в нашей стране преобразования в экономике предполагают изменения в общественном сознании, экономическом мышлении специалистов на предприятиях в связи с рядом факторов: во-первых, для создания рыночной инфраструктуры требуются специалисты с высоким уровнем экономической культуры. Это относится как к профессиональным экономистам, так и ко всем специалистам, от решений которых в значительной степени зависят конечные результаты работы предприятия. Во-вторых, формирование экономического мышления и поведения людей происходит под возрастающим влиянием экономической информации. Специалисты должны уметь «найти» нужную информацию, грамотно пользоваться ею, получая максимальную отдачу.

Проблема повышения качества образования специалистов среднего звена всегда была актуальна. Выпускник колледжа является высококвалифицированным специалистом, который способен обеспечить не только функционирование современного производства, но и его развитие на основе эффективного использования достижений современной науки, техники, а также собственного участия в создании и внедрении более совершенных технологий.

Од­нако анализ практики экономического образования студентов технических специальностей показал, что реальный уровень качества эконо­мического образования студентов колледжа не отвечает требованиям совре­менного общества. Молодые специалисты не могут из большого объема экономической информации выделить главное, не знают экономических законов, не видят экономических зависимостей, поэтому при анализе не могут сделать логических, развернутых выводов и на их основе принять оптимальное управленческое решение. Им требуется много времени на осмысление полученной информации. Они не умеют получать информацию из графиков, не видят заключенных в них закономерностей. Более 75% выпускников не владеют приемами экономического прогноза, затрудняются в расчетах элементарных экономических показателей, предпочитают работу по шаблону. У многих студентов не достаточно сформированы навыки самостоятельной работы, что является серьезным препятствием для организации самообразовательной деятельности.

Проанализировав причины перечисленных выше трудностей, мы пришли к выводу, что они являются следствием недостаточно качественного экономического образования студентов технических специальностей и не сформированнности у них навыков продуктивной работы с информацией.

На наш взгляд, эти проблемы могли бы быть решены благодаря реализации в процессе экономического образования студентов технологии семиотической интерпретации учебных текстов (далее технология СИУТ), которая успешно развивается и активно используется в живописи, культурологии, лингвистике и др. областях знаний. Повышенный интерес к использованию семиотических интерпретаций связан с тем, что процесс интенсивной «информатизации» современного общества предоставляет человеку большой объем самой разнообразной информации, усвоение которой требует специальных навыков. В связи с этим одной из задач профессионального образования является формирование умений сосредотачивать внимание на смыслообразующих звеньях информационного потока, мыслить свернутыми формами и формализованными структурами, переводить информацию из одной знаково-символической системы в другую, адекватно воспринимать информацию, регулировать свое поведение в знаковой среде.

Анализируя научные труды разных авторов по вопросам роста качества образовательных процессов (В.М. Демина [3], М.М. Поташника [10], В.А. Болотова [1]), различные аспекты экономического образования и его качества (И.А. Зимней [4], И.Л. Никулиной [7], О.Г. Грохольской [2], Г.И. Ибрагимова [5], Г.И. Ладошиной [6], Г.П. Андрусенко [9]), мы пришли к заключе­нию, что качество экономического образования студентов колледжа - это ин­тегральная характеристика образовательного процесса, отражающая степень соответствия результата экономического образования в образовательной организации СПО требованиям ФГОС и заданным целям, спрогнозированным с учетом индивиду­альных возможностей обучающихся, интенсивной «информатизации» общества, современных тенденций развития профессионального образования, требований работодателей к уровню подготовки специалистов технических специальностей, гибкой адаптации к быстроменяющимся социально-экономическим условиям.

Таким образом, были определены следующие цели экспериментального этапа исследования:

  • проверить качество экономического образования в рамках реализации технологии СИУТ;
  • проверить эффективность разработанной модели технологии СИУТ;
  • определить достаточность выявленных нами педагогических условий эффективного функционирования модели.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

I этап – диагностический (определение начального уровня сформированности экономических знаний и умений, умений семиотической интерпретации и мотивации к применению технологии СИУТ; определение экспериментальных и контрольных групп в экспериментальной работе; обоснование критериев, показателей повышения качества экономического образования; определение методов диагностики, позволяющих объективно оценить уровень экономического образования; оценка первоначального уровня качества экономического образования студентов технических специальностей);

II этап – формирующий (практическая реализация модели технологии СИУТ в процессе изучения экономических дисциплин; оценка эффективности ее функционирования; проверка влияния выделенных педагогических условий на эффективность функционирования технологии СИУТ; определение и анализ динамики изменений уровня качества экономического образования студентов технических специальностей в ходе эксперимента под влиянием технологии СИУТ);

III этап – констатирующий (оценка уровня качества экономического образования студентов в группах, участвующих в эксперименте; фиксация степени влияния разработанной нами модели технологии СИУТ и педагогических условий на уровень качества экономического образования студентов технических специальностей).

На всех этапах применялись методы экспериментальной работы, такие как: анкетирование студентов, наблюдение за студентами в ходе образова­тельного процесса, тестирование студентов, беседы с педагогами и студентами, метод экспертной оценки, статистические и математические методы обработки данных, синтез, обобщение и систематизация материала экспериментальной работы, методы математической и статистической обработки результатов с помощью ПК, методы наглядного представления результа­тов эксперимента, метод интерпретации полученных данных.

Для получения достоверных результатов проводимого педагогического эксперимента нами разработаны критерии качества экономического образования в условиях реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов.

  1. Экономические знания и умения (знание экономической обстановки в стране, знание экономических законов и закономерностей, эмпирические знания в области экономики, умение оценивать экономическую ситуацию, умение оценивать качество экономического решения, умение составлять семейный бюджет, умение определять основные технико-экономические показатели деятельности подразделения организации).
  2. Семиотические знания и умения (знание кодирующих сигналов и создание собственных (кодирование), умение интерпретировать словесно уже готовые формы интерпрета­ций (раскодирование), преобразование имеющихся интерпретаций в аналогичные (модифи­цирование), умение скомпоновать информацию и представить ее в виде раз­личных форм интерпретации (сигнальные загадки, логические цепоч­ки, ЛОС) (моделирование), преобладание в интерпретациях графических сигналов над словесно-буквенными, минимализация временных затрат на работу по интерпретации, использование различных источников знаний для интерпретаций).
  3. Мотивационно-ценностная ориентация использования технологии СИУТ (развито позитивное отношение к применению технологии СИУТ, потребность в более глубоком освоении технологии СИУТ, удовлетворенность результатами семиотической деятельности, стремление к использованию их в будущей профессиональной деятельности).

Данные критерии диагностировались авторскими тестами, экспертной оценкой преподавателя, наблюдением, анкетированием, беседой, анализом и оценкой самостоятельного символотворчества, методиками разных авторов, исследующих знаково-символическую деятельность учащихся, хронометражем и т.д.

Для повышения качества экономического образования в условиях технологии СИУТ был определен комплекс педагогических условий, который включает:

1) формирование положительной мотивации и познавательного интереса студентов при овладении технологией семиотической интерпретации учебных текстов;

2) организацию «субъект-субъектного» взаимодействия в системе преподаватель-студент с постепенным переходом от управления учебной знаково-символической деятельностью студента к самоуправлению;

3) совокупность учебных задач и заданий, ориентированных на развитие творческой самостоятельной деятельности студентов в работе с информацией и рефлексию знаково-символической деятельности.

С целью получения наиболее достоверных результатов экспериментальной работы нами была проведена диагностика качества экономического образования в динамике, для чего было сделано четыре комплексных среза для групп, задействованных в эксперименте.

Анализ результатов сформированности экономических знаний и умений у студентов технических специальностей позволяет сделать вывод о том, что и в контрольной и в экспериментальных группах уровень сформированности экономических знаний и умений увеличивается. В контрольной группе увеличение проявляется меньше, так как в этой группе не применялась технология СИУТ, но и применение традиционного обучения дало повышение сформированности экономических знаний и умений (на низком уровне на 44%, на среднем уровне на 29%, а на высоком на 14,6%). Экспериментальная группа ЭГ-1, в процессе обучения которой применялось два педагогических условия, показала повышение сформированности экономических знаний и умений на третьем срезе по сравнению с нулевым (на низком уровне на 69%, на среднем уровне на 47%, на высоком уровне на 22%). Экспериментальные группы ЭГ-2 и ЭГ-3 обучались в условиях технологии и всех трех педагогических условий, и в итоге показали в среднем самые высокие результаты (на низком уровне на 73%, на среднем уровне на 43,5%, а на высоком уровне на 28%).

Анализ результатов по оценке уровня сформированности семиотических знаний и умений позволяет нам сделать вывод о том, что в контрольной группе изменений не произошло, так как обучение проводилось в традиционной форме. Экспериментальные группы показали положительную динамику. В группе ЭГ-1 повышение показателей произошло на низком уровне на 57%, на среднем уровне на 46%, а на высоком на 11%. Группы ЭГ-2 и ЭГ-3 показали наибольшее повышение показателей, так как в этих группах обучение проходило в условиях технологии СИУТ и повышение показателей в среднем составило на низком уровне на 86,5%, на среднем уровне на 64%, а на высоком на 19%. Анализ результатов распределения студентов по уровню сформированности мотивационно-ценностной ориентации использования технологии СИУТ показывает значительное отклонение показателей в сторону увеличения у экспериментальных групп. Контрольная группа не показала увеличения, так в этой группе не формировалась мотивационно-ценностная ориентация использования технологии СИУТ. В группе ЭГ-1 повышение показателей произошло на низком уровне на 62,8%, на среднем уровне на 39%, а на высоком на 17,27%. Группы ЭГ-2 и ЭГ-3 показали в среднем повышение показателей на низком уровне на 66%, на среднем уровне на 48%, а на высоком 18,5%.

Полученные в ходе констатирующего, формирующего и констатирующего этапов эксперимента данные показали повышение общего уровня качества экономического образования студентов технических специальностей по всем критериям в экспериментальных группах: у студентов в достаточной степени сформировано положительное отношение к применению технологии СИУТ, большая часть студентов обладает средним и высоким уровнем экономических знаний и умений, у них в достаточной степени сформированы умения и навыки применения технологии СИУТ, студенты в полной мере мотивированы на работу в рамках технологии семиотической интерпретации учебных текстов (рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма средних значений по оценке общего уровня качества экономического образования студентов у студентов технических специальностей по всем срезам

Для сравнения уровня качества экономического образования студентов технических специальностей на основе применения технологии СИУТ по трем уровням в экспериментальных и контрольной группах применялся критерий χ2 (хи-квадрат), который был определен в соответствии с алгоритмом выбора статистического критерия в педагогическом исследовании, предложенного Д.А. Новиковым [8].

Распределение студентов после эксперимента по уровням качества экономического образования студентов технических специальностей на основе применения технологии СИУТ различно. Поскольку при втором и третьем срезе для контрольной и экспериментальных групп > (при числе степеней свободы, равном 2, и уровне значимости α = 0,95), следовательно, имеет место альтернативная гипотеза, утверждающая, что различие в результате выборок объясняется не случайными причинами, то есть к концу эксперимента различия в уровне качества экономического образования определяются процессом образования в условиях технологии семиотической интерпретации учебных текстов в процессе экономического образования студентов и выделенными нами педагогическими условиями.

Организованный в рамках диссертационного исследования педагогический эксперимент показал повышение качества экономического образования по показателям: экономические знания и умения, семиотические знания и умения, мотивационно-ценностная ориентация использования технологии СИУТ. Наиболее высокие результаты наблюдались в процессе реализации технологии семиотической интерпретации учебных текстов на фоне выявленных педагогических условий ее эффективного функционирования.

Рецензенты:

Елагина Вера Сергеевна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Шефер Ольга Робертовна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусства», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Суханова А.А. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10207 (дата обращения: 13.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074