Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Малышева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»
АПК Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. Сельское хозяйство является одним из основных составляющих элементов в системе АПК, которое способствует сохранению исторически освоенных агроландшафтов, культурного разнообразия страны, ее экономического благополучия. Здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология и историческая память [1]. Данная отрасль нуждается в притоке средств для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей, поэтому необходима государственная поддержка, которая вытекает из особенностей отрасли сельского хозяйства. В результате проведенного анализа отрасли сельского хозяйства систематизированы и сгруппированы основные факторы сельскохозяйственного производства, которые позволили обосновать развитие этой отрасли
факторы сельскохозяйственного производства.
сельское хозяйство
АПК
1. Борхунов Н. А. Государственная поддержка развития сельского хозяйства на предстоящую пятилетку / Н. А. Борхунов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 10. – С. 1–3.
2. Дюмулен И. И. Современное таможенно-тарифное регулирование: зарубежная практика / И. И. Дюмулен. – М., 2008. – 231 с.
3. Зарук Н. Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф.Зарук, А. В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 6. – С. 7–14.
4. Кубанов А. Экономический механизм регулирования АПК в условиях рынка / А. Кубанов, А. Байчорова // АПК: экономика, управление. –2007. – № 8. – С. 59.
5. Магомедов А. Н. Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентоспособности сельского хозяйства США / А. Н. Магомедов, Л. Оверчук, А. Оверчук // АПК: экономика, управление. – 2007. – № 8. – С. 61–65.
6. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: федер. закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ: с изм. от 07.12.2011 // Российская газета. – 2011. – 27 июля. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
7. Папцов А. Г. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах / А. Г. Папцов // АПК: экономика, управление. – 2005. – № 11. – С. 68–72.
8. Петриков А. В. Личные подсобные хозяйства России: проблемы и перспективы развития / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 5. – С. 6.

Введение

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества.

Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства (рис. 1).

Овал: Сельское хозяйство
                                                   Овал: Перерабатывающая промышленность
                                                                                  

Рисунок 1. Структура агропромышленного комплекса

АПК Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Сельское хозяйство является одним из основных составляющих элементов в системе АПК, которое способствует сохранению исторически освоенных агроландшафтов, культурного разнообразия страны, ее экономическо­го благополучия.

Здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология и историческая память [1].

Данная отрасль нуждается в притоке средств для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, для насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией, реализации социальных целей, поэтому необходима государственная поддержка, которая вытекает из особенностей отрасли сельского хозяйства.

В результате проведенного анализа отрасли сельского хозяйства систематизированы и сгруппированы основные факторы сельскохозяйственного производства, которые позволили обосновать развитие этой отрасли (рис. 2).

Рисунок 2. Особенности развития сельского хозяйства

Земля как основной фактор производства в сельском хозяйстве. Качественное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использовании как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными материально-техническими и финансовыми вложениями [8].

Автор считает, что окупаемость основных объемов инвестиций значительно растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, нужно земельные угодья, независимо от форм собственности, рассматривать как общенациональное достояние, затраты на их сохранение, а также затраты, связанные с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий, должны финансироваться из бюджетов всех уровней.

Природные условия как фактор рискованного земледелия. В процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека связана с неподвластными ему природными условиями: наводнения, засуха, заморозки в летний период, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

В сельском хозяйстве происходит более быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (работа с минеральными удобрениями и ядохимикатами) для этого авторы предлагают государственное страхование основных фондов, у которых физический износ наступит быстрее, чем их срок полезного использования.

Государственная поддержка как источник финансирования сельского хозяйства. Отличие сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки, в том числе государственной.

Научно-технический прогресс как фактор развития сельского хозяйства. В настоящее время новые технологии в эту отрасль внедряются медленнее, чем в промышленности [3]. Не все сельхозтоваропроизводители перешли на беспривязное содержание коров. Ресурсосберегающие технологии в молочном скотоводстве: доильные залы «Елочка», «Карусель», «Европараллель» являются инновационными проектами. Поэтому автор считает, что целевые программы должны иметь инновационную направленность.

Конкурентоспособность как фактор продвижение сельхозпродукции на рынок. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка [5]. При падении спроса на продукцию отечественного производителя сельское хозяйство в силу своей инертности не может быстро приспособиться к меняющейся обстановке. Автор отмечает необходимость бюджетной поддержки, которая обусловлена тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики успешно участвовать в межотраслевой конкуренции. Также отмечается, что сельскохозяйственное производство, которое характеризуется сезонностью и длительностью производственного цикла, сильной зависимостью от природно-климатических факторов, и что из-за неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, низкой инвестиционной привлекательности и покупательной способности населения страны и ряда других негативных факторов сельское хозяйство является убыточным или в лучшем случае низкорентабельной отраслью.

Цена как фактор условия рыночной экономики. Ценообразование на сельхозпродукцию должно контролироваться и регулироваться на законодательном уровне. Автор выделяет, что в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.

Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства, так как сельское хозяйство не привлекательно для инвесторов, что делает эту отрасль неконкурентоспособной. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Российской Федерации осуществлялась в рамках Федерального Закона РФ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями)» от 25.07.2011 № 260-ФЗ [6].

Изучив структуру и особенности государственной поддержки в России, следует рассмотреть зарубежный опыт развитых стран.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых странах Запада является мощным рычагом проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве. Механизм государственного регулирования экономики отрасли отличается в них большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов. Эти различия обусловлены национальными особенностями развития сельского хозяйства, уровнем производительных сил, позициями страны на мировом аграрном рынке и другими факторами [2].

Цели государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах включают:

  • повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, а также максимально эффективного использования всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
  • обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
  • стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции;
  • гарантированное снабжение внутреннего рынка;
  • заботу о поставках аграрной продукции потребителям по разумным ценам.

Основные методы государственного регулирования зарубежных стран представлены на рис. 3.

1. Ценовое регулирование продукции сельского хозяйства.

Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой играет поддержание цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей и ценовое равновесие, отношение сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.

Рисунок 3. Основные методы государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом

2. Прямое субсидирование сельского хозяйства на Западе.

Категория прямых платежей в системе показателей государственной поддержки сельского хозяйства на Западе включает широкий спектр различных типов платежей, оказывающих различное воздействие на экономику отрасли: компенсационные платежи; субсидии в расчете на единицу площади или поголовье скота, страховые и возмещающие платежи; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства и т.д.

Одной из важнейших задач прямого государственного субсидирования являются выплаты производителям в районах с неблагоприятными климатическими и почвенными условиями. В качестве примера можно привести специальные системы поддержки доходов в северной части Финляндии, заболоченных районах Ирландии и труднодоступных высокогорных районах Австрии. Так, в Финляндии в хозяйствах, расположенных выше 62 северной широты, государство выделяет повышенные «погектарные» и «поголовные» субсидии производителям.

Нужно сказать, что в Норвегии за счет ее весьма значительных поступлений от нефтяной и газовой промышленности, цветной металлургии огромные средства идут на поддержку фермеров. Различного рода прямые субсидии играют все большую роль в связи с переходом к политике паритета доходов и паритета качества жизни. Чисто рыночными механизмами, а именно – через цены, эти цели не достигаемы, поэтому на Западе прибегают к действию иных инструментов и выстраивают иные схемы поддержки фермеров [4].

3. Финансово-кредитное обеспечение сельского хозяйства.

Важнейшей целью государственной вмешательства в аграрную экономику на Западе является поддержка финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителей. Это определяется специфическими условиями сельского хозяйства: недостатком свободных финансовых средств; высокой капиталоемкости и низкой фондоотдачей отрасли; несовпадением сроков проведения затратных операций и получения доходов. Все это диктует необходимость особого подхода к системе финансовой поддержки сельского хозяйства.

4. Налоговое регулирование и системы льготного налогообложения в сельском хозяйстве

В странах с развитой рыночной экономикой наряду с финансово-кредитной и ценовой политикой налоговая политика всегда являлась и остается важнейшим инструментом в системе государственного регулирования сельского хозяйства и создания для него льготных условий.

На сельское хозяйство распространяется общепринятая система налогообложения, но сам механизм ее функционирования, с учетом высокой затратности, капиталоемкости и в то же время низкой доходности, создает относительно благоприятное положение этой отрасли. Система налогообложения в сельском хозяйстве, как и в других секторах экономики, включает в себя следующие виды налогов:

  • налог на прибыль;
  • налог на недвижимое имущество, в том числе на землю;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на инвестируемый капитал, или прирост основного капитала;
  • налог на наследство, дарение или продажу, в том числе земли;
  • выплаты на социальное страхование, в том числе наемной рабочей силы [7].

Однако автор делает вывод, что в настоящее время большинство зарубежных научных подходов в целом едины в оценке капитализма как системы, не способной к саморегулированию, и для его функционирования необходимо постоянное вмешательство государства. При этом государственная поддержка воспринимается обществом за рубежом как естественная компенсация неизбежных потерь аграрной отрасли в условиях рынка.

Рецензенты:

Бурцева Т. А., д-р экон. наук, профессор, декан факультета Экономики и менеджмента Вятского государственного университета, г. Киров.

Логинов Д. А., д-р экон. наук, профессор кафедры Финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета, г. Киров.


Библиографическая ссылка

Малышева Н.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10200 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252