Проведен анализ проблем образования и тенденций развития общества в целом, изменений взглядов на образование, интегрирующих мировое сообщество, на основе диалектического, культурологического и системно-деятельност-ного подходов. Предмет исследования - социокультурные аспекты реформирования российского образования в соответствии с национальными интересами и доминантами современного европейского образовательного процесса.
Современная мировая практика развития образования в условиях цивилизационных изменений и поиска новой образовательной парадигмы всё больше ориентируется на формирование интегративных тенденций.Модернизация российского образования, рассматриваемая в условиях формирования Болонского процесса, направлена на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта. Новая концепция высшего образования (ВО) исходит из развития духовности и творческого потенциала личности с нравственной ответственностью за свои действия, способной к гармонизации взаимоотношений в системе: человек - природа - общество. Концепция модернизации образования определяет основные направления в его развитии: учёт тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования, укрепление образования как социального института. Образование является приоритетным национальным проектом, цель которого - ускорить его модернизацию, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования.
Вступление России в единое Европейское образовательное пространство согласуется с процессами, во многом определяющими сроки внедрения стандартов третьего поколения, а также новые специальности и направления. Прагматика времени требует тщательного изучения всех составляющих современного образовательного пространства, поскольку реформирование российского образования - это не столько политическая и экономическая проблема, сколько вопрос сохранения общества и национальной культуры на основе диалога.
Выявлены социально-философские основания модернизации современного образования, соответствующие духовно-ценностному содержанию национального менталитета. Показаны механизмы развития российского образования в условиях современной социокультурной практики, основные направления реформы современного ВО в контексте происходящих инновационных изменений. Обосновано, что ведущим принципом модернизации российского образования является взаимодействие глобальных тенденций развития образования (плюрализм культур, формирование единого мирового образовательного пространства, интернационализация, информатизация, непрерывность, открытость) и отечественных духовных и ценностных культурных традиций (гуманитаризация, антропоцентричность, фундаментализация); основные приоритеты отводятся национальной культуре, преимущественно обуславливающей философские основания реформирования российского образования. Установлено, что применение западных моделей образования возможно при условии сохранения национально-культурных особенностей российского народа и опыта отечественной системы ВО, в связи с чем, необходим взвешенный подход к интеграции высшей школы России в общеевропейское образовательное пространство.
Сделаны практические выводы по осуществлению инновационных форм организации российского высшего образования в свете Болонского процесса:
- участие в европейских интеграционных процессах способно изменить роль и функции образования в региональных университетах: превратить их не только в центр подготовки специалистов, но и в центр культуры, знаний, научных исследований, от которых будет зависеть культурное и научно-техническое развитие современного общества;
- совмещение в университете фундаментального, специализированного и гуманитарного образования, научных исследований и общекультурных функций позволит постоянно взаимодействовать с социокультурной средой, вносить в нее стабилизирующее начало.
Такое понимание проблемы способствует углубленному осмыслению системы культуры и образования в эпоху европейской интеграции, осознания всей значимости социально-экономических, технологических, культурных преобразований в современной России. Важно при этом достаточно взвешенно подходить к любым заимствованиям западного опыта для российской действительности.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1020 (дата обращения: 18.02.2025).