Проблема кадрового потенциала становится более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования. Модернизация профессионального образования предполагает принципиальное изменение в традиционных подходов к системе подготовки специалистов со средним специальным образованием.
Научно-техническая революция конца XX века обусловила интенсивную интеллектуализацию, т.е. производство квалифицированных и креативных людей, которые в социальной структуре индивидуально развитых сторон представляют интеллектуальный слой. Главным техническим орудием интеллектуального труда стали компьютерные-телекоммуникационные средства, а главным технологическим инструментом - технократическое мышление
Получили значительное развитие традиционные социально-гуманитарные области умственного труда (просвещение, наука, искусство, религия, управление) и появились новые, в том числе посредническо-прикладные, имеющие целью приспособление достижений фундаментальных наук к потребностям практики (информационные технологии дистанционная связь, мультимедиа, дизайн и пр.). Именно последние, в условиях рыночной экономики оказались наиболее привлекательными областями инвестирования капитала, что обусловило быстрое их развитие и, естественно, спрос на квалифицированные кадры. Профессиональные требования к этим кадрам заключались во владении специальными знаниями, умениями и навыками: иностранным языком, информационными технологиями и определенным уровнем креативности, необходимыми для успешного реагирования на непредсказуемые вызовы конкурентной среды. Никаких морально-этических ограничений не существовало. Активно работал технократический принцип: «Цель оправдывает средства», который считался самособой разумеющимся. Требовали деятельности только предприимчивых и энергичных интеллектуалов.
Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности
Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства.
К сожалению, современный специалист этим требованиям не всегда отвечает. Это связанно с тем, что образовательные учреждения обязаны подготавливать специалистов в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом, а новые производства создаются по западным технологиям, которые, зачастую, принципиально отличаются от изучаемых в УПО. Обособленная от инновационных процессов современного производства современная профессиональная российская школа не может обеспечить динамизм в развитии выполнить требования профессионально-квалифицированных характеристик.
В результате молодые специалисты могут приступить к практической работе на предприятии лишь после дополнительного обучения, что вызывает у работодателей вполне объяснимое недовольство. Эти процессы автоматически снижают шансы на получение работы по сравнению со специалистами с более высоким уровнем квалификации, опытом работы по специальности.
По результатам исследования, у учащихся колледжа больше уверенности в возможности трудоустройства после окончания учебного заведения. Среди них только 2,6 % респондентов не уверены в возможности найти работу. В тоже время 22% практически не надеются найти работу по специальности. При этом самооценка шансов получить работу практически не зависит от текущей успеваемости опрошенных, за исключением круглых троечников которые в большинстве своем затруднились оценить возможность своего трудоустройства.
Уверенность в возможности трудоустройства значительно выше у молодых людей, совмещающих работу с учебой. Среди подрабатывающих в свободное от учебы время в 2 раза больше тех, кто оценивает свои шансы как «высокие» на получении работы. Это связано с тем, что многие предприятия начинают отбор претендентов для работы со 2-3 курса, привлекая их вначале для прохождения временной производственной практики, а затем и для постоянной работы. Поэтому в силу этого, большинство молодых людей стараются закрепиться на предприятии, совмещая работу с учебой. Факт подработки не оказывает особого влияния на успешные результаты текущей успеваемости.
Возможно, проблема трудоустройства зависит от пола респондентов. Среди выпускников колледжа юноши в 5 раз выше оценивают свои шансы поступить на работу, чем девушки.
Таким образом, проблема трудоустройства выпускников имеет противоречивый характер. С одной стороны, практически отсутствует возможность закрепления полученных знаний на практике после окончания учебного заведения, что характерно для многих специалистов. Это обстоятельство наносит невосполнимый ущерб профессиональному образованию и развитию производственного потенциала.
С другой стороны, повсеместно ощущается острая нехватка высококвалифицированных рабочих. Парадокс объясняется достаточно просто: сегодня производству требуется не просто молодое поколение. Необходимость реструктуризации предприятий и модернизации производства диктует потребность в новых кадрах, обладающих высоким уровнем квалификации, умеющих анализировать рыночные ситуации, предвидеть тенденции развития рынка отрасли, способных решать проблемные производственные ситуации. Вместе с тем производству требуются молодые кадры, подготовленные с точки зрения рыночного поведения.
По результатам исследования, работодатели предпочитают принимать на работу выпускников техникумов - 74%, и ОУ НПО - 43%. Однако часть руководителей предпочитают готовить кадры на производстве - 36%.
Опрошенные указывают, что в разной степени на предприятиях существуют потребность в дополнительных навыках у рабочих. По степени важности эти навыки работодатели выделили следующим образом:
В значительной степени на предприятии важно, чтобы рабочий:
1. Владел смежными специальностями - 66%.
2. Знал основы экономики - 27%.
3. Владел компьютером - 23%.
4. Знал основы менеджмента - 22%.
Большая часть опрошенных считает, что на их предприятии эти навыки рабочих не востребованы, или востребованы в незначительной степени.
Анализ полученных данных в ходе опроса 37 экспертов руководителей предприятий различныз форм собственноит позволяет сделаьть следующий вывод:
1. Уровень квалификации работающих на предприятиях выпускников в основном воответствует уровню отечественного производства. Положительно ответили на этот вопрос 76% опрошенных экспертов.
2. Эсперты отмечают достаточно высокий уровень теоретической и профессиональной подготовки рабочих кадров. Вместе с тем, отмечается низкий уровень знания инновационных технологий - 47% опрошенных и недостаточное владение смежными специальностями - 41%.
Абсолютно единодушны работодатели в предпочтительности уровней квалификации для своих рабочих. Все 100% опрошенных хотели бы, чтобы их работники имели 5-6 разряды, высокий уровень квалификации. Подавляющее большинство респондентов считают, что современный рабочий должен обязательно иметь полное среднее (общее) образование.
Таким образом, в современных социально - экономических условиях необходимо постоянно повышать свою квалификацию, уметь адаптироваться в новых экономических условиях, уметь профессионально самореализовываться.
Библиографическая ссылка
Саксонова Л.П., Лаврова Т.В. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=102 (дата обращения: 09.10.2024).