Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Шевченко С.Н. 1 Петин А.Н. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Актуальность статьи заключается в необходимости использования системного подхода к изучению проблемы организации и управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Фундаментальные исследования направлены на выявление проблем и задач по организации и управлению развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Материалы статьи актуальны, так как экологический туризм является наиболее динамично развивающимся направлением в туризме и рекреации. В статье приводятся наиболее острые проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в особо охраняемых природных территориях России. Автором выделены основные направления эффективной организации и управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, и разработки и расширения постоянно поддерживаемой сети специально оборудованных научно-обоснованных экологических маршрутов или троп. В статье определены первоочередные задачи для обеспечения эффективной организации управления развитием экологического туризма.
проблемы и направления развития.
управление
организация
особо охраняемые природные территории
экологический туризм
1. Архипенко Т. В., Дудко Г. В. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий // Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой: сборник научных трудов. Смоленск. Универсум, 2000. – С. 27.
2. Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Развитее экотуризма в пределах особо охраняемых природных территорий России: мнение специалистов // Актуальные вопросы социально-экономического развития России в ХХI в.; Аспиранты и студенты в научном поиске: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2005. – С. 78.
3. Дорофеев А. А. Ландшафтно-рекреационный анализ территорий для целей экологического туризма (на примере Тверской области): Автореф. дис. … канд. Смоленск, 2003. – С. 13.
4. Кекушев В. П., Сергеев B. П., Степаницкий В. Б. Основы менеджмента экологического туризма. – М.: Издательство МНЭПУ, 2001. – С. 60.
5. Севастьянов Д. В., Коростелев Е. М. Национальные парки северо-запада России как объекты охраны природы, рекреации и туризма // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун-та. Сер. 7. Геология. География. СПб., 2003. Вып. 1. – С. 76-85.

Туристическая индустрия в настоящее время является одной из самых высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Одним из самых активно развивающихся направлений в туризме становится экологический туризм. Основой экологического туризма является его направленность на погружение человека в нетронутую природную среду, что служит и целью, и поводом для путешествий. При этом главное внимание туристов уделяется именно ландшафтно-рекреационным, пейзажным особенностям того региона, куда они направляются. Как отмечает А. А. Дорофеев [1], применение термина «ландшафтно-рекреационный потенциал территории» для целей экологического туризма позволяет сместить акцент в понимании этого термина на природную основу путешествий и отделить экотуризм от специальных историко-культурных, деловых, инженерно-технических, социально-экономических, спортивных и других аспектов туризма. Развивая понятие экотуризма, следует подчеркнуть, что, прежде всего, - это природно-ориентированный туризм, путешествия и активный отдых в общении с «дикой природой», естественными и культурными ландшафтами, который направлен на знакомство с интересными природными объектами, явлениями и красивыми пейзажами, с растительным и животным миром, включает познавательные и природоохранные аспекты в отношении природных комплексов на посещаемых территориях. Он может тесно переплетаться с другими направлениями и видами рекреации, с так называемым «сельским туризмом», ориентированным на пребывание в природно-антропогенных («культурных») ландшафтах, с возможным участием туристов в сельскохозяйственной деятельности, с «этническим туризмом», связанным с интересом туристов к иным этническим группам, населяющим территорию посещения, к их культуре, а также с другими интересами.

На практике концепция «экотуризма» первоначально сформировалась на американском континенте, позднее получила развитие также в Австралии, т.е. в странах, где сохранились большие территории, не подвергнутые значительному антропогенному воздействию. В западноевропейских странах, где таких территорий практически не осталось, получила развитие модель «мягкого» - природно-ориентированного, экологически и социально ответственного туризма, т.е. реализуемого в культурном ландшафте. В целом, обе концепции основываются на схожих принципах, однако в западноевропейской модели значительное внимание, наряду с природоохранным аспектом, уделяется вопросу сохранения культурных ценностей.

В России экологический туризм в его организованном виде, по существу, делает первые шаги. Традиционно его принято осуществлять на территориях национальных парков и природных заповедников. Именно здесь сосредоточены наиболее примечательные природные ценности, приобщение к которым и привлекает многочисленных туристов. Но вместе с тем, туризм на природоохраняемых территориях связан с нанесением вреда их флоре и фауне, что совершенно недопустимо с позиции сбережения природы и сохранения ее биологического разнообразия в первозданном виде. Слабая разработанность темы, необходимость использования системного подхода к изучению проблемы организации и управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) не вызывает сомнения. Для российских ООПТ, в условиях катастрофического сокращения бюджетного финансирования, экономическая роль экотуризма и эколого-экскурсионной деятельности весьма актуальна.

Величайший и уникальный в своем роде туристский и рекреационный потенциал России требует научно-обоснованного и целенаправленного использования. Применительно к российской действительности именно развитие внутреннего (как отечественного, так и иностранного) экологического туризма на базе имеющейся сети ООПТ - особенно национальных парков и заповедников - имеет большие экономические перспективы и может стать важной основой их устойчивого развития и привлечения в регион дополнительных финансовых ресурсов.

Управление туризмом призвано создать определенную систему управленческой деятельности по наилучшему удовлетворению потребности людей в путешествиях с самыми разнообразными целями. Эта система предполагает всемерную ориентацию туристских организаций и предприятий на рыночный спрос, на запросы конкретных потребителей и организацию производства таких туров, туристских услуг и товаров, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль. Функционирование менеджмента как системы управленческой деятельности включает в себя выполнение общих и специальных функций управления, использование различных методов, средств, форм и структур управления с привлечением больших объемов информации, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений. Посредством этой системы намечаются, разрабатываются и осуществляются разнообразные мероприятия, прежде всего, в таких ключевых областях деятельности менеджмента, как маркетинг, инновации, человеческие ресурсы, финансовые и материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность, прибыль. Менеджмент туризма призван внедрить в практику работы рыночные отношения, наполнить рыночным содержанием всю систему управленческой деятельности. Учитывая, что во всем мире туризм получил интенсивное развитие, менеджмент туризма должен быть нацелен на инновационный подход, на создание туристских продуктов рыночной новизны, на постоянное совершенствование всех аспектов туристской деятельности.

Менеджмент в экологическом туризме также делает только первые шаги. И важно еще на исходных позициях осознать место и роль менеджмента в экотуризме, выявить ею особенности и представить себе потенциал его социальной ответственности за судьбу природы. Надо иметь в виду, что становление менеджмента в экологическом туризме связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, всякое новое воспринимается с опаской со стороны тех, кто уже занял достаточно прочные позиции в туризме. Во-вторых, говоря об экотуризме, нужно считаться с его спецификой, что потребует значительных усилий для занятия своего сегмента на туристском рынке. В-третьих, выходя на туристский рынок, экотуризм сопряжен с высокими первоначальными затратами, что делает его продукт слишком дорогим и элитным. Отсюда следует, что менеджмент в экологическом туризме должен обладать гораздо большей «пробивной способностью», основой чего является, прежде всего, высокое качество этого вида деятельности [2].

Анализ текущего состояния туризма в национальных парках показывает необходимость более эффективного управления экологическим туризмом и отдыхом по двум направлениям: создание условий для развития регулируемого экологического туризма и отдыха; минимизация негативного воздействия туризма и отдыха на природные комплексы и историко-культурные объекты. При этом под управлением туризмом понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, сохранение историко-культурных объектов, разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения, мотивация и стимулирование всех, заинтересованных в развитии регулируемого экологического туризма сторон, планирование экологического туризма, организация обслуживания посетителей на территории национального парка или заповедника, осуществление экологического мониторинга и природоохранного контроля за туристской деятельностью, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В качестве наиболее острых проблем, затрудняющих развитие экотуризма в России, необходимо выделить такие как неразвитая туристская инфраструктура в регионах; малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта; недостаточность инвестиций в строительство и реконструкцию объектов размещения туристов; невысокий уровень туристского сервиса в целом по стране, несоответствие качества оказываемых туристских услуг их стоимости; высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень. Как следствие, слишком высокая стоимость туров. Такая ситуация, с одной стороны, не способствует привлечению организованных экотуристов. С другой стороны, высокая себестоимость, сложность организации и низкая доходность снижает заинтересованность ООПТ и туроператоров в развитии этого вида туризма; недостаточно высокий уровень организации воздушного и железнодорожного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны; недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, как на зарубежных рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма; сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации; исчезновение в ряде регионов традиционных поселений и, как следствие, традиционного образа жизни коренных народов, их промыслов и ремесел; деградация сельхозугодий, исчезновение культурно-исторического ландшафта; труднодоступность и удаленное расположение многих ООПТ от крупных центров и аэропортов, сложность и длительность доставки туристов на территорию, плохие дороги (либо их отсутствие), наличие сезонных сложностей с проездом; суровые климатические условия и ограниченность туристского сезона (на многих ООПТ активный туристский сезон составляет всего 2,5 месяцев в году); недостаточность и низкий уровень средств размещения туристов на ООПТ (гостевые дома, гостиницы, кордоны, кемпинги и приюты), оборудованных экотроп и туристских маршрутов (в настоящее время значительная часть материальной базы экотуризма нуждается в обновлении); отсутствие в ряде ООПТ транспортных средств, средств связи, необходимого туристского снаряжения и оборудования, вкупе с высокой стоимостью их аренды; слаборазвитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, мосты, очистные сооружения и т.д.), а также плохое качество дорог, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу; недостаточность круизных судов класса «река - море» и туристических автобусов; отсутствие современного программного обеспечения и мультимедийного оборудования в информационных центрах ООПТ; отсутствие нормативно-правовой базы для развития экологического туризма в заповедниках (согласно существующему на данный момент положению, в них разрешена только эколого-просветительская деятельность). Законодательство Российской Федерации не позволяет развивать туризм на территориях заповедников, за исключением использования охранных зон. В этой связи, ряд заповедников воздерживается от ведения экотуристской деятельности. Кроме того, отсутствуют оформленные законодательно единое определение понятия «экологический туризм» (каждый его понимает и трактует по-своему) и ограничения на ведение экологического туризма на ООПТ (предельно допустимые нагрузки, зоны, на которых туризм запрещается, буферные зоны). Основополагающей проблемой планирования и управления туристскими потоками на российских особо охраняемых природных территориях является отсутствие единообразных методических подходов к оценке допустимых рекреационных нагрузок, мониторингу и контролю состояния объектов экотуризма, регулированию экотуристской деятельности. Эта проблема оказывается одним из основных препятствий как на стадии проектирования (зонирования) территории, так и при разработке стратегии ее развития и составления долгосрочных планов развития. В системе российских ООПТ отсутствует единая система мониторинга и управления экотуризмом, в частности не сформирована система государственного статистического учета данных о состоянии, развитии экотуризма и его мультипликативного эффекта на экономику регионов. Для многих ООПТ (в том числе, и тех, где уже существует достаточно большой турпоток) до сих пор не определены предельно допустимые рекреационные нагрузки. В ряде ООПТ, где имеет место большой поток неорганизованных экотуристов, отмечены серьезные негативные экологические последствия: бесконтрольное движение автотранспорта и прокладка дорог (вред для растений, беспокойство птиц), вытаптывание туристами местообитаний редких растений, несанкционированные турстоянки и парковки автотранспорта, замусоривание территории, браконьерство, несогласованное строительство хозяйственных объектов, в том числе в местообитаниях редких видов растений и животных. Серьезнейшим фактором, затрудняющим развитие экотуризма в России, является маркетинговое обеспечение. До сих пор мировое сообщество не располагает адекватной информацией о российских ООПТ, их значимости и возможности их посещения. Чрезвычайно актуальной проблемой является отсутствие у российского персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма. Нередко «принимающая сторона» имеет весьма слабое представление об истинных потребностях и желаниях своих гостей, особенно иностранных; малочисленность (либо отсутствие) квалифицированных кадров в штате ООПТ; недостаточный уровень подготовки персонала; дефицит профессиональных гидов проводников экологического туризма и экскурсоводов-интерпретаторов природы; невысокое качество обслуживания туристов из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия необходимого опыта; организация обучения российского персонала позволила бы значительно повысить качество экотуризма и удовлетворенность посетителей. Большинство ООПТ серьезно недооценивают необходимость участия местного населения в развитии экотуризма. Между тем, как показывает мировая практика, это могло бы стать хорошей возможностью изменить отношение местных жителей к ООПТ, привлечь их к сотрудничеству, получить их поддержку, сгладить существующие противоречия. Отсутствуют механизмы, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных поселений.

Для обеспечения эффективной организации и управления развитием экологического туризма на особо охраняемых природных территориях необходимо решить следующие первоочередные задачи:

1) разработать стратегические программы и бизнес планы развития экотуризма для ключевых групп ООПТ;

2) создать и модернизировать инфраструктуру экологического туризма на российских ООПТ, включая объекты проживания посетителей, оборудованные экотропы и туристские маршруты, музеи природы и визит-центры, места наблюдения за животными, места отдыха;

3) осуществить реконструкцию и музеефикацию культурных, природных и исторических объектов экотуризма;

4) развивать сопутствующую инфраструктуру (транспорт, питание и пр.);

5) разработать и реализовать маркетинговую стратегию, направленную на привлечение внимания российской и международной общественности к ООПТ РФ;

6) осуществить рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для экотуризма, на мировом и внутреннем туристских рынках (организация мероприятий по маркетингу, рекламе, формированию имиджа ООПТ России как центра экологического, научно-познавательного туризма, соответствующего международным стандартам; реклама и продвижение на рынок новых турпродуктов, ориентированных на соответствующую категорию туристов; развитие международных связей, обеспечение участия в международных программах, максимальное использование международного статуса ООПТ для развития экотуризма и привлечения внимания к ООПТ федерального значения);

7) сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионах России за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры приоритетных экотуристских комплексов на основе государственно-частного партнерства;

8) создать современную нормативно-правовую базу организации экскурсионной деятельности и экологического, познавательного туризма на ООПТ; совершенствовать систему планирования, контроля и мониторинга последствий эколого-экскурсионной деятельности, экологического и познавательного туризма; обеспечить единое информационное пространство, включая вовлечение заповедников в мировую систему развития экологического туризма;

9) обеспечить развитие кадрового потенциала индустрии экотуризма; создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в сфере экологического туризма на ООПТ (менеджеры, гиды- проводники, экскурсоводы интерпретаторы природы, специалисты - орнитологи, ботаники, географы и т.д.);

10) содействовать повышению уровня экологической грамотности туристов и местных жителей, воспитанию бережного отношения к природе;

11) разработать и внедрить систему добровольной сертификации экотуристских маршрутов и услуг и осуществить внедрение «эколейбла» экологического туризма, соответствующего международным стандартам и на основе международного опыта; разработать комплекс специализированных программ экологического туризма и их информационного обеспечения с целью формирования на ООПТ потока организованных экотуристов, привлечения их новых категорий; разработка и внедрение системы сбора информации о динамике и структуре туристского потока на российских ООПТ;

12) разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;

13) создать условия для развития связанных с экотуризмом форм экологически дружественного бизнеса: формирование системы гостевых домов, развитие крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов и сувенирных изделий; поддержка традиционной деятельности коренных народов.

Представляется очевидным, что экологический туризм в национальных парках и других ООПТ целесообразно развивать, прежде всего, в направлении разработки и расширения постоянно поддерживаемой сети научно-обоснованных и специально оборудованных экологических маршрутов или троп (пешеходных, конных, водных). Такие маршруты могут иметь разную продолжительность и степень трудности, но должны отражать индивидуальные особенности ландшафтной структуры каждого национального парка, соединять наиболее характерные и привлекательные природные и историко-культурные объекты. Кроме того, и это крайне важно, они должны иметь достаточно полное информационное обеспечение (рекламное, картографическое и описательное). Целесообразно разработать и оборудовать ряд альтернативных специализированных маршрутов, посещение которых можно регулировать, сокращая чрезмерную нагрузку на особо популярных маршрутах, временно закрывая их «на отдых» и предлагая туристам другие маршруты по выбору. При этом наиболее интересные объекты, обычно посещаемые туристами на экологическом маршруте, могут быть соединены различными тропами, что будет способствовать выполнению природоохранных функций, возложенных на особо охраняемые природные территории [3].

Организация сети экологических маршрутов должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

- оценке экологической емкости и предельной нагрузки маршрута;

- сочетании разных целевых установок (интересов) на маршруте;

- различной продолжительности и степени сложности маршрутов;

- рекламном и информационном обеспечении маршрутов.

Практика показывает, что организованная таким образом сеть экологических маршрутов или троп с указателями и оборудованными на них стоянками для туристов способствует сохранению большей части охраняемой территории в ненарушенном первозданном состоянии, позволяет избежать стихийно возникающей «тропинчатости», появления замусоренных участков, которые характерны для большинства часто посещаемых рекреационных территорий, а также позволяет регулировать потоки туристов и не допускать превышения экологической емкости маршрутов.

Таким образом, правильная организация и управление развитием экологического туризма может способствовать достижению одновременно природоохранных, эколого-образовательных, пропагандистских и экономических целей особо охраняемых природных территорий.

Рецензенты:

Корнилов А. Г., доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой географии и геоэкологии геолого-географического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.

Чендев Ю. Г., доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой природопользования и земельного кадастра геолого-географического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Шевченко С.Н., Петин А.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10179 (дата обращения: 06.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074