Введение
В традиционном представлении инженер ассоциируется со специалистом, выполняющим вполне определенные узкоспециализированные функции, - и это было справедливо на протяжении последних столетий. Но XXI век принес с собой новые вызовы, и сегодня в условиях глобальной конкуренции всех со всеми инженер должен быть не только «генератором инновационных идей», но и грамотным менеджером. В рамках стандартов 2-го поколения вузы не готовили выпускников инженерных специальностей к такой комплексной деятельности.
В связи с этим, осознанию необходимости модернизации подходов к инженерному образованию предшествовали следующие предпосылки:
- Гуманитаризация инженерного образования - для формирования комплексных компетенций инженера XXI века ему должны быть присущи не только глубокие научные и технические знания, но и общекультурные компетенции.
- Интеграция науки и практики. Следует заметить, что изначально во всех образовательных программах (русских, французских, немецких) было заложено не только фундаментальное математическое и естественнонаучное образование, но и большой объем технической практики. Англия шла своим собственным путем - путем подготовки «мастеров», отталкивавшейся только от практики. Однако времена менялись, и наука стала выходить на передний план, когда инженер, прежде всего, должен был «творить», а «мастер» реализовывать. На рубеже XIX-ХХ вв. произошло смещение акцента инженерного образования в сторону «онаучивания» - отрыва науки от практики.
- Узкая специализация выпускников инженерных специальностей не отвечает требованиям XXI века, когда выпускники должны ориентироваться на практическую реализацию законченных проектов и их коммерциализацию.
Цель исследования
На основании вышеизложенного первоочередной задачей, требующей решения, становится необходимость определения сущности Всемирной инициативы CDIO и изучение опыта её применения в образовании.
Во многих развитых странах существует двухступенчатая система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень - оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их аккредитации. Вторая ступень - признание профессиональных квалификаций инженеров через их сертификацию и регистрацию [3]. Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями - инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (CША), ECUK (Великобритания), CCPE (Канада), IEAust (Австралия) и др. В большинстве стран Европы пока отсутствуют системы аккредитации инженерных образовательных программ. Регистрацией профессиональных инженеров в Европе занимается European Federation of National Engineering Associations, FЕANI, присваивающая статус European Engineer, EurIng. В России национальная система общественно профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в настоящее время развивается в рамках деятельности Ассоциации инженерного образования России (АИОР) [2].
Инструментом модернизации инженерного образования выступила всемирная Инициатива CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate). Датой ее запуска считается октябрь 2000 года. Сутью Инициативы является предоставление студентам образования, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов «Задумай - Спроектируй - Реализуй - Управляй».
Схематично в общей системе образования работу инициативных групп можно представить с помощью схемы, представленной на рис. 1.
Рисунок 1. Схема участия инициативных групп в образовании [1].
Инициатива CDIO имеет три общих цели - обучение студентов, чтобы они могли продемонстрировать, во-первых, глубокие практические знания технических основ профессии; во-вторых, мастерство в создании и эксплуатации новых продуктов и систем; в-третьих, понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества [4].
Инициатива CDIO создает ряд ресурсов, которые могут быть адаптированы и реализованы отдельными программами для вышеуказанных целей. Наиболее значимым представляется набор стандартов CDIO, содержащий 12 стандартов образовательных программ, которые разработаны в помощь руководителям образовательных программ, выпускникам вузов, а также промышленным партнёрам для того, чтобы сориентировать их относительно принципов, по которым будет осуществляться общественно-профессиональное признание и оценка программ CDIO и их выпускников.
В 12 стандартах CDIO прописана общая философия программы (Стандарт 1), разработка учебных планов (Стандарты 2, 3 и 4), разработка практических заданий и проектирование помещений для занятий (Стандарты 5 и 6), новые методы преподавания и обучения (Стандарты 7 и 8), повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (Стандарты 9 и 10), а также аудит и оценка программы и успеваемости студентов (Стандарты 11 и 12).
Следует заметить, что 7 из 12 предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других образовательных программ, а 5 - носят рекомендательный характер, описывающий лучший практический опыт в инженерном образовании [5]. Отличительной чертой стандартов CDIO является их глубокая проработка. При изучении каждого их стандартов присутствуют разделы: «Описание» (разъяснение сути и назначения стандарта), «Рациональность» (предпосылки исполнения требований стандарта), «Данные» (документация, контрольные данные).
Важное место в подготовке инженеров занимает их умение работать в команде.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что сегодня в ассоциацию входят более 90 ведущих университетов мира. По методике CDIO активнее всего в мире работают учебные заведения США и Китая. В России стандарты приняли 4 вуза: Астраханский государственный университет (АГУ), Московский авиационный институт (МАИ), Томский политехнический университет (ТПУ) и Сколковский институт науки и технологий. Это свидетельствует о необходимости анализа возможностей внедрения в отечественную систему высшего профессионального образования такого международного проекта по реформированию инженерного образования, как Всемирная инициатива CDIO.
Рецензенты:
Стефанова Г.П., д.п.н., профессор, первый проректор, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г.Астрахань.
Крутова И.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой теоретической физики и методики преподавания физики, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г.Астрахань.
Библиографическая ссылка
Гутман В.А. СУЩНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ CDIO И ОПЫТ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10149 (дата обращения: 06.12.2024).