Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Кревский И.Г. 1 Глотова Т.В. 1 Деев М.В. 1
1 Пензенский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»
В современном обществе для обеспечения обратной связи между системой образования и рынком труда необходима организация комплексной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультационной поддержки специалистов, для обеспечения которой необходимы массовая разработка и обновление электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Массовая разработка и адаптация ЭОР требуют постоянного их совершенствования, на основе применения к ним моделей жизненного цикла (ЖЦ) программного обеспечения. В статье рассматриваются вопросы проектирования системы поддержки ЖЦ ЭОР, для решения задач массового производства ЭОР и управления их актуализацией. На основе модели жизненного цикла ЭОР разработаны: функциональная модель IDEF0 системы поддержки жизненного цикла ЭОР и их исходных объектов и информационная модель IDEF1X репозитория ЭОР. Действующий прототип системы поддержки ЖЦ ЭОР включает в себя репозиторий готовых ЭОР и исходных объектов, средства контроля версий и формирования комплектов ЭОР.
система управления контентом
ЭОР
жизненный цикл
электронные образовательные ресурсы
1. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСТ Р 52653-2006.
2. ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. Общие требования.
3. Брюнин М. М., Кревский И. Г., Деев М. В. Разработка репозитория электронных образовательных ресурсов // Инновации в науке, образовании и бизнесе: Материалы X междунар. научно-метод. конф. – Пенза: Изд-во Пенз. филиала РГУИТП, 2012. – Т. 2. – Технические науки. – С. 45–47.
4. Глотова Т. В., Кревский И. Г., Деев М. В. Модели жизненных циклов специалистов, образовательных программ и электронных образовательных ресурсов в процессе непрерывного образования // Инновации в науке, образовании и бизнесе: Материалы XI междунар. научно-метод. конф. – Пенза: Изд-во Пенз. филиала РГУИТП, 2013.
5. Кревский И. Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций. – 2008. – №.3. – С. 222–231.

В современном обществе для обеспечения тесных обратных связей между системой образования и рынком труда необходима организация комплексной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультационной поддержки специалистов на основе современных образовательных технологий, что требует решения проблемы массовой разработки и обновления электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Массовая разработка и адаптация ЭОР требуют постоянного их совершенствования на основе применения к ним моделей жизненного цикла (ЖЦ) программного обеспечения.

В статье рассматриваются вопросы проектирования системы поддержки ЖЦ электронных образовательных ресурсов для решения задач массового производства ЭОР, управления их актуализацией. Для поддержки ЖЦ готовых ЭОР и исходных объектов разрабатывается репозиторий, образующий вместе со средствами контроля версий и формирования комплектов ЭОР действующий прототип системы поддержки ЖЦ ЭОР и их исходных объектов.

ЭОР – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучениях [1]. ЖЦ ЭОР – это развитие электронного образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с эксплуатации [2].

В настоящее время ЭОР используются как в дистанционных образовательных технологиях, так и в традиционных технологиях обучения. За время освоения образовательной программы может понадобиться большое количество ЭОР по разным направлениям, дисциплинам, темам и уровням сложности. В связи с этим большое внимание уделяется минимизации затрат на обеспечение поддержки всех этапов жизненного цикла ЭОР [3,4]. В [5] рассмотрена модель жизненного цикла ЭОР в виде автомата (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель жизненного цикла ЭОР

В модели жизненного цикла ЭОР два состояния: создание (эволюция) ЭОР и использование ЭОР в образовательной программе. В состоянии «Создание (эволюция) ЭОР» выполняются следующие действия: анализ требований к ЭОР, проектирование ЭОР, реализация, интеграция объектов, контроль версий, актуализация и обновление ЭОР. В состоянии «Использование ЭОР в ОП» возможны следующие действия: изучение материала ЭОР, контроль знаний по материалу ЭОР, выполнение практических заданий по материалу ЭОР и другие. Если ЭОР не соответствует образовательной программе, которая его использует, требуется изменение ЭОР, т.е. переход к эволюции ЭОР. Необходимо пояснить, что ЭОР состоит из объектов, которые представляют собой также образовательные ресурсы, например рисунки, схемы, исходные тексты, которые также проходят свой жизненный цикл. Отсюда необходимы действия интеграции и поддержки версий объектов. Одним из требований к работе с ЭОР является требование хранения исходной (первоначальной) версии образовательного объекта [3], что в дальнейшем учитывается в разработке информационной модели ЭОР.

Рисунок 2. Состояние создания (эволюции) ЭОР

Представим более детально состояние создания (эволюции) ЭОР на рис. 2., в котором ЭОР может находиться в шести состояниях. Состояние анализа включает содержательный анализ ЭОР, методический анализ, анализ с точки зрения технической реализации. В состоянии проектирования необходимы действия определения структуры ЭОР, проектирование объектов ЭОР, определение форматов представления и инструментов реализации его объектов. Необходимо заметить, что в состояниях анализа и проектирования, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, необходимы совместные действия как педагогов (преподавателей–методистов), так и программистов, которые отвечают за техническую реализацию ЭОР. Состояние реализации включает следующие основные действия: представление в заданном формате объектов ЭОР, сохранение объектов ЭОР. В случае невозможности представления объекта в заданном формате (заданным инструментом реализации) осуществляется возврат к состоянию проектирования. После реализации всех объектов ЭОР происходит переход в состояние интеграции объектов ЭОР. В случае успешной интеграции выполняется контроль версий ЭОР, например, должна быть осуществлена проверка соответствия между версиями учебника и версиями контрольных тестов. Состояние «Проверка» включает следующие основные действия: проверка на актуальность ЭОР (прежде всего, соответствие образовательному стандарту), проверка входящих объектов на актуальность, публикация ЭОР. При успешной проверке ЭОР готов к использованию, иначе требуется обновление всего ЭОР или отдельных объектов, входящих в его структуру (переход к состоянию анализа).

Образовательные программы и ЭОР являются специфическим продуктом в системе образования, функционирование которой в настоящее время невозможно без автоматизированных систем и информационных технологий. Для анализа жизненного цикла разработки ЭОР с целью повышения эффективности массовой разработки и актуализации ЭОР методами функционального моделирования IDEF0 разработана диаграмма декомпозиции работы по поддержке создания (выбора, обновления) ЭОР, которая показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции работы по поддержке создания ЭОР

Диаграмма показывает основные действия по поддержке жизненного цикла ЭОР и связывающие их потоки информации: входные, выходные, управления и механизмы исполнения. Функциональная модель в виде диаграммы IDEF1X фактически определяет технологию поддержки ЖЦ ЭОР в системе непрерывной подготовки и сопровождения деятельности специалиста.

Для представления структуры данных ЭОР с помощью методов информационного моделирования IDEF1X построена обобщенная информационная модель ЭОР (рисунок 4), отображающая структуру данных системы. На модели показаны основные сущности (объекты) с основными атрибутами и связи между ними. Данные об объектах не дублируются, обеспечивается целостность информации.

На диаграмме показаны основные сущности, о которых будут храниться данные в системе: образовательные программы, образовательные объекты и их версии, типы объектов, их состояние готовности, связи включенных объектов. Так как в разработке ЭОР могут участвовать несколько авторов, данные о них хранятся в системе и учитываются при использовании уже разработанных объектов и их доработке или изменении.

Рисунок 4. Информационная модель ЭОР

Важным свойством образовательного объекта является возможность его многократного повторного использования. Так, динамический фрагмент, разработанный для ЭОР по одной дисциплине, часто может непосредственно или с небольшими модификациями быть использован в ЭОР по другим дисциплинам. В качестве примера можно привести анимированные ролики, демонстрирующие принципы организации стеков ISO/OSI и TCP/IP. Они будут полезны практически в любом ЭОР, посвященном технологиям компьютерных сетей, работе в Интернет, построению корпоративных информационных систем и пр., для широкого круга направлений: от чисто компьютерных до гуманитарных, а также в ряде программ ДПО.

Для разработки прототипа системы в качестве основы была выбрана система управления контентом Alfresco, благодаря ее высокой скорости работы, реализации web-доступа, интуитивно понятному интерфейсу, простоте создания дополнительных модулей для расширения функциональности системы, наличию полнотекстового поиска документов и версионности документов с возможностью сравнения, гибкому ролевому доступу к документам, легкости интеграции с другими системами, использованию открытых технологий. Функциональность была расширена веб-скриптами или дашлетами. При разработке использовалась технология AJAX запросов.

В результате был разработан прототип системы поддержки ЖЦ ЭОР, который обеспечивает сопровождение всех этапов жизненного цикла электронных образовательных ресурсов, таких как: создание, хранение, использование, модернизация и др. Также реализован контроль версий ЭОР с функцией архива. Все операции над ЭОР выполняются согласно правам доступа пользователей системы.

Рецензенты:

Бершадский А. М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой САПР Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Бождай А. С., д.т.н., профессор кафедры САПР Пензенского государственного университета, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Кревский И.Г., Глотова Т.В., Деев М.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10148 (дата обращения: 13.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074