Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СТАТЕЙ АВТОРАМИ КОММЕНТАРИЕВ: ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

Савельева И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
В статье рассматривается вариативность реализации холистической/ элементаристской стратегий текстовосприятия политических статей в сети Интернет авторами комментариев. Дается лингвоперсонологический анализ данных стратегий, а также выделяются тактики восприятия, имеющие различное преломление внутри текстовых стратегий. Тексты политических Интернет-комментариев понимаются как производные по отношению к статье политической тематики, являющейся соответственно исходным текстом и объектом восприятия. В соответствии с тенденцией к холистическому и элементаристскому восприятию тексты Интернет-комментариев являются продуктами языковой деятельности личности, реализующей в своей деятельности холистическую и элементаристскую стратегии через определенный набор тактик. Тактики восприятия сгруппированы на основании лингвистических параметров: содержание – форма – функция, и имеют разные варианты проявления в текстах внутри каждой из стратегий.
стратегии и тактики восприятия текста
персонотекст
вторичный текст
первичный текст
языковая личность
вариативность
лингвоперсонология
1. Голев Н. Д. Лингвотеоретические основания типологии языковой личности // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Б. Лебедевой, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. - Барнаул; Кемерово: Изд-во БГПУ, 2006. - С. 7-28.
2. Голев Н. Д. Обыденное метаязыковое сознание носителей русского языка и содержание школьного курса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z51.html
3. Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. - C 153-212.
4. Ким Л. Г. Вариативно-интерпретационное функционирование текста: монография / науч. ред. Н. Д. Голев; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - 312 с.
5. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: Коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. - Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. - 435 с.
6. Мельник Н. В. Дериватологическая интерпретация вторичных текстов разных типов // Вестник ЧелГУ. - 2012. - № 13 (267). - Вып. 65. - С. 69-73.
7. Мельник Н. В. Деривационное функционирование текста: лингвоцентрический и персоноцентрический аспекты: монография / науч. ред. Н. Д. Голев. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2010. - 212 с.
8. Мельник Н. В. Деривационное функционирование русского текста: лингвоцентрический и персоноцентрический аспекты: дис. ... д-ра филол. наук. - Кемерово, 2011. - 352 с.
9. Мельник (Сайкова) Н. В. Метатекстовая деятельность в лингвоперсонологическом аспекте // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Ч. II. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - С. 78-89.

Введение

Оформляясь как речевое реагирование на первичный текст политической статьи, Интернет-комментарии (далее - ИК), являясь, по сути, текстами вторичными, представляют вариативно-интерпретационное поле, в центре которого находится первичный текст автора статьи. При восприятии вербального варианта отражения событий материального мира (т.е. при прочтении текста), в языковом сознании адресата происходит преломление объективной действительности через призму субъективного читательского восприятия, результатом репрезентации рецептивно-языковой деятельности читателя является метатекст. Вслед за Н. Д. Голевым, Л. Г. Ким, Н. В. Мельник мы понимаем метатекст как продукт вербализации распредмечивающей деятельности личности в процессе рецептивно-языковой деятельности [1:с.21; 2;4: с.239; 5: с.259].

В связи с тем, что данное исследование проводится в русле лингвоперсонологии, теории языковой личности, текст рассматривается как персонотекст. Под персонотекстом мы, вслед за Н. Д. Голевым, Н. В. Мельник, понимаем индивидуальный речевой продукт, который, с одной стороны, обладает некими системно-структурными признаками, как форма, цельность, связность, когезия и когерентность, содержание, семантика, композиционное построение, а с другой, обладает неповторимыми характеристиками, отражающими разнообразные свойства индивида - автора текста [8: с.138-139]. «Персонотекст - текст в аспекте проявления в нем свойств языковой личности автора и/или адресата, что соответствует основному постулату теории языковой личности - «за каждым текстом стоит языковая личность». Введение термина обусловлено необходимостью подчеркнуть аспект рассмотрения проблемы, с одной стороны, с другой - вписать ее в лингвоперсонологическую проблематику» [7:с.64]. Категория вариативности текстов, созданных на базе другого, имеющего статус исходного текста, является в данном случае доминирующей и представляет собой результат деривационных трансформаций исходного текста, что может стать основанием для реконструкции лингвоперсонологических особенностей авторов репродуцированных текстов [5: с.55; 8:с.138].

«Производство вторичных текстов имеет деривационный характер по той причине, что в его основе лежат процедуры свертывания и развертывания, коррелирующие с двумя взаимосвязанными речемыслительными процессами - восприятием и воспроизводством речевого сообщения» [9: с.80]. Рассматривая функционирование вторичных текстов, сопоставляя «разные тексты с константами - исходными первичными текстами», которые представляют «своеобразное зеркало видения языковой личности», Н. В. Мельник определяет параметры лингвоперсонологических различий на текстовом уровне в виде оппозиций: креативный - копиальный, содержательный - формальный, механический - осмысленный, внутритекстовый - затекстовый, субъективный - объективный [8: с.27, с.141].

Психофизические особенности индивидуальной языковой личности, в частности, способ восприятия и познания мира при кодировании/декодировании информации (осознанной рефлексии на прочитанный материал по Г. И. Богину) обусловливают тяготение к симилярной схеме, модели текстовосприятия и текстопорождения. Качественное разнообразие таких моделей кореллирует с разнообразием личностей, их ментально-лингвального комплекса [1: с.13]. Как справедливо отмечают Т. ван Дейк и У. Кинч, «стратегический анализ зависит не только от текстуальных характеристик, но и от характеристик пользователя языка, его целей и знаний о мире. Это значит, что читатель пытается реконструировать не только предполагаемое (intended) значение текста -выраженное автором различными способами в тексте или в контексте, - но и значение, наиболее релевантное с точки зрения его интересов и целей» [3: с.167].

Предварительный анализ текстов ИК показал, что, интерпретируя политические события, изложенные в СМИ, рядовые носители языка демонстрируют индивидуальные способы познания внешнего мира, сводимые к биполярной оппозиции, представленной полюсами: холизм (целостное восприятие действительности) - элементаризм (атомарное восприятие действительности).

В лингвистике учение о холизме, так же, как и элементаризм, нашло свое подтверждение во многих исследованиях, например, в работах Р. Якобсона (холистическая теория восприятия), Л. В. Сахарного (правополушарность и левополушарность в конструировании грамматических моделей), Н. Д. Голева (лингвоперсонологическая гипотеза языка), М. Ю. Рябовой (когнитивные аспекты языка). Проекция данных концепций на лингвистику в персонологическом измерении показала, что тяготение к холизму или элементаризму может проявляться в речемыслительной деятельности языковой личности, а также в «продуктах данной деятельности - текстах» [7: с.34].

Приняв за основу для классификации параметры содержания первичного текста/вторичного текста - форма первичного текста/вторичного текста - функция первичного текста/вторичного текста, предложенных Н. В. Мельник, мы выделили тактики текстовосприятия, которые имеют различное преломление внутри каждой из стратегий.

В плане интерпретации содержания тактики, используемые для реализации обеих стратегий, целесообразно разделить на две группы:

1) внутритекстовые;

2) затекстовые.

Внутритекстовые тактики предполагают восприятие плана содержания исходного текста/вторичного текста, не выходя за рамки означаемого. В наборе таких тактик выделяются:

  • тактика рассеянного/ фокусного восприятия;
  • тактика генерализации/конкретизации;
  • тактика категоризации;
  • тактика эмотивного восприятия.

Затекстовые тактики предполагают выход рефлексивной деятельности комментатора за рамки статьи и центрального обсуждаемого вопроса, это порождает привлечение других фактов из собственного жизненного опыта или из других сфер общественной жизни, таких как экономика, бизнес, семья, культура и т.п., а также обыденных знаний мировой и отечественной истории. Затекстовые тактики могут быть представлены следующими типами:

  • тактика привлечения метасредств;
  • тактика ретроспекции;
  • тактика проспекции;
  • тактика домысливания.

Восприятие формального плана исходной политической статьи/ другого ИК не всегда приобретает эксплицитно выраженный характер, иногда это рефлексия на внутреннюю форму, т.е. на способ организации содержания, во вторичном тексте ИК, реализуемая несколькими тактиками:

  • тактика квазиуточнения;
  • тактика восприятия квалитативных признаков текста;
  • тактика восприятия квантитативных признаков текста;
  • тактика эмотивного восприятия формы.

Стратегии восприятия функции первичного текста политической статьи направлены на понимание и интерпретацию интенций автора первичной статьи/ авторов других ИК, их коммуникативных намерений, и выражаются в экспликации интерпретирующим субъектом позиции адресата. Внутри данных стратегий выделяются следующие тактики:

  • тактика разоблачения;
  • тактика присоединения;
  • тактика дистанцирования;
  • тактика эмотивного восприятия функции.

Продемонстрируем действие тактических вариаций внутри холистической / элементаристской стратегий текстовосприятия на примерах.

1) К вопросу о коррупции. Помните 80 годы советской власти. Генеральной прокуратурой СССР была создана следственная группа во главе с Гдляном и Ивановым. За короткое время они подняли на дыбы весь Узбекистан, изъяли огромное количество золота и миллионы денег. Были арестованы видные деятели Компартии Узбекистана, а часть из них потеряла посты.

Представленный текст ИК - вербальная реакция на макротему статьи - тему коррупции, демонстрирует холистическую стратегию текстовосприятия. Размышления над данной проблемой вызвали определенные смысловые ассоциации и способствовали актуализации в текстовой деятельности исторических фактов, касающихся темы коррупции, таким образом, обусловив применение тактики ретроспекции, которая становится доминирующей в данном тексте, определяя его оформление и с точки зрения когезии и когерентности.

2) Не надо говорить про 60-85 годы. А дальнейшие события в истории нашего государства были даны на откуп псевдодемократам, которые за мелкие поблажки со стороны США, готовы были разрушать наш ядерный потенциал, разрушили Варшавский договор, что в последствии привело к тому, что от нас отвернулось пол мира, а кто будет разговаривать с предателями.

3) Генриэтта Осипова, а может в целях эксперимента вас сердюкова и Лужкова на необитаемый остров, да и 140 миллионов вы говорите кого россиян...

В первом тексте ИК восприятие направлено на конкретное высказывание собеседника, с указанием числовых данных, а во втором - обращено к конкретному лицу с указанием имени и фамилии, выявляя элементаристскую стратегию текстовосприятия. Реакция на прочитанный комментарий - несогласие, оформленное модусом не надо говорить, а может, что подчеркивает первоочередное восприятие функционального плана текста, соответственно демонстрируя тактику дистанцирования, стимулировавшую актуализацию пространственных отношений «на необитаемый остров» в пропозиции второго комментария.

4) По моему автор не совсем о том пишет. Коррупция существует везде, но в нормальном обществе каждый факт является событием из ряда вон... В то время как у нас все знают и видят, в СМИ постоянно появляются сообщения и никто не думает их опровергать. Однако событием это становятся только в отдельных случаях, когда субъект по тем или иным причинам не попал под защиту системы. При этом основные процессы идут обычным порядком. Из этого автор делает вывод, что бороться с коррупцией бесперспективно, т.е. нереально завести миллион уголовных дел.

Восприятие исходной статьи выражается в данном тексте с позиции несогласия с мнением автора в целом «коррупция существует везде», что подтверждается фразой, смягчающей отрицательное отношение реципиента «не совсем о том». Рефлексия, заявленная в пропозициях «автор пишет», «автор делает вывод», указывает на применение тактики дистанцирования. Отрицательная оценка большинства медиатекстов, «в СМИ постоянно появляются сообщения», позволяет обнаружить в данном комментарии реализацию тактик привлечения метасредств. Склонность комментатора к употреблениям местоимений - квантификаторов, приобретающих характер контекстуальных антонимов везде - каждый, все - никто в авторских антитезахэксплицирует кроме названных тактик, тактику восприятия квантитивных признаков текста внутри холистической стратегии текстовосприятия.

Итак, выделение тактических ходов реципиентов, воспринимающих и интерпретирующих политическую публикацию в тексте ИК, имеющее в основании три текстовых параметра содержание - форма - функция, показало, что данные тактики обусловливают выбор разных языковых средств. Их варьирование происходит внутри холистической и элементаристской стратегий текстовосприятия. Выделение и анализ данных тактик предопределяет как возможность их комбинирования в одном тексте ИК, так и одновременного присутствия в текстах ИК разных языковых личностей.

Рецензенты:

Голев Н.Д., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.

Лебедева Н.Б., д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Савельева И.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СТАТЕЙ АВТОРАМИ КОММЕНТАРИЕВ: ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10127 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252