Преобразования, происхождения в России, во многом зависят от жизнедеятельности, ценностных ориентаций студенческой молодежи как одного из главных субъектов социокультурного воспроизводства. Студенческая молодежь испытывает влияние как внешних факторов, так и ценностных, духовно-нравственных факторов, играющих определенную роль в поведении. Ценностные ориентации во многом показывают нацеленность и активность студенческой молодежи, связаны с модернизацией, инновационной деятельностью, предпринимательством, трансформацией общества и глобализаторскими тенденциями развития. Ценностные ориентации связаны с постановкой целей и решением задач социальных слоев и групп.
Поэтому актуализируется проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи как наиболее активной части поколения в ситуации меняющегося общества, в условиях трансформации социокультурного и профессионально-ценностного воспроизводства российской молодежи. Эта проблема наиболее значима в теоретическом и практическом значении по нескольким причинам. Во-первых, российское общество нуждается в поиске кризисной ситуации, в которой оно оказалось в результате социокультурных изменений конца XX-XXI веков, а студенческая молодежь в этом плене наиболее активна. Во-вторых, ценностные ориентации, многие процессы социокультурного воспроизводства оказались разрушенными и необходим поиск и ответ на назревшие вопросы развития общества. В-третьих, молодое поколение, студенческая молодежь как наиболее прогрессивная часть молодежи, являющаяся субъектом социокультурного воспроизводства, изменилась в результате кризисной социализации, и это в первую очередь отразилось на ценностных ориентациях молодых людей.
Долгое время процесс социализации не был стремительно изменяющимся, а характеризовался небольшими изменениями. В настоящее время в современном мире происходят стремительные изменения социальной жизни общества, и ускоряется, изменяется сам процесс социализации. В существующих ранее обществах из поколения в поколение передавались веками отработанные и апробированные в социальной практике образцы поведения, жизненные стратегии, ценностные ориентации. Каждое общество имело свой образец модальной личности, которая была адекватна и нормам, принятым в том или ином обществе. Такая модальная личность сложилась и в советском обществе с определенными нравственными, социальными, идеологическими установками. В настоящее время в России такой модальной [нормальной] личности нет, так как нет единства в обществе, личность весьма многолика, изменилось и восприятие нормы, на которую ориентируется модальная личность.
Мы видим, что норма перестала иметь единый, разделяемый всем обществом и всеми поколениями смысл. Однако ученые попытались создать такой портрет. И. А. Грошева пишет, что это уверенный в себе, ориентирующийся на традиционные ценности, но и не против попробовать некие инновации, ищущий признания, материально обеспеченный, обладающий набором материальных благ человек [1.С.88]. К этому, на наш взгляд, надо добавить, что человек, быстро адаптирующийся, находящийся в мобилизованном состоянии «ожидания», не боящийся перемен, новшеств, инноваций. Человек, который всегда чутко улавливает перемены, как бы «держит руку на пульте».
Под ударом глобализации Россия была втянута в переворот, трансформацию радикального масштаба, и сегодня проверяются на прочность ее исторические, мировоззренческие, ценностные начала. Переход к рынку и изменения социокультурной среды дались России с большими трудностями и достались дорогой ценой. К этому можно отнести и отчуждение людей от созданных веками образцов национальной культуры и распространение худших образцов западной массовой культуры, подделки под популярную культуру, ухудшение возможностей культурного воспроизводства, понижение критериев оценки художественных и культурных ценностей и неполное удовлетворение потребностей людей, отмечает С. И. Худяков [10. С.37].
Произошел кризис основных институтов социализации, и ослабело их влияние на студенческую молодежь. Но актуальным и все более возрастающим влиянием пользуются СМИ, которые неоднозначно влияют на студенческую молодежь, привносят и навязывают определенные стереотипы и фантомы в жизнь людей, манипулируют сознанием и поведением людей, часто действуют неограниченно и бесконтрольно. «Значимым индикатором духовно-нравственного состояния общества, особенно в настоящее время, в условиях аморализма, царящего в СМИ, является отношение к нравственному контролю над содержанием телевизионных программ», - замечает В. Е. Семенов [9. С.39]. Показательно, что за такой контроль, указывает он, выступают более восьмидесяти процентов молодых людей.
События последних двадцати лет в российском обществе привели к тому, что большинство студенческой молодежи имеют «размытую» картину мира, систему ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому столь настоятельна необходимость формирования системы воспитания и социализации молодежи.
Главными противоречиями, на наш взгляд, являются противоречия между просоциальным характером общественного воспитания, нравственностью и аморальными, антисоциальными, нецивилизованными условиями российского рынка, инфраструктуры, досуга и СМИ, громадный разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Современная студенческая молодежь, находящаяся в более нормальной обстановке школы, семьи, высшего учебного заведения, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в иной атмосфере, где сверкает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы этики. Ключевые слова этой рекламы: «искушение», «соблазн». В обществе активно рекламируются пиво, сигареты, алкоголь; вечером действуют ночные клубы, дискотеки, бары, развлечения, мягко говоря, эротические, а чаще откровенный стриптиз мужчин и женщин, нецензурный юмор, гомосексуальные игры. Индустрия рекламы и моды поражает своей алчностью, бесстыдством и вульгарностью. В многочисленных изданиях легко обнаруживается реклама массажных кабинетов, салонов тату, пропагандируется часто слегка завуалировано реклама наркотиков, проституции, абортов, даже на самых поздних сроках, но все это блекнет перед «желтой» продукцией, продукцией СМИ - телевидение, радио, прессой. Газетные киоски на улицах, универсамах, магазинах пестрят обнаженными телами, кричащими позами, сенсационными заголовками об извращениях, пороках, страшных убийствах. Продаются чудовищные видеофильмы с порнографией, извращенным сексом, садизмом. Эфир набит негативными новостями, агрессивной музыкой, криминальной лексикой и жаргоном. Телевидение выпускает на экран бесконечные сериалы о бандитах, мошенниках, отвратительные реалити-шоу (типа «Дом-2»), осуществляется прямо-таки нашествие сексуальной продукции, пропаганда аморального секса в стране, где смертность превышает рождаемость, экраны заполонили передачи вроде «Азбука секса», «Секс с Анфисой Чеховой», «Техника секса», «Сексуальная революция» и др., не менее аморальными являются юмористические сериалы («Осторожно, Задов» и т. д). Происходит оболванивание аудитории, подчинение сверхзадаче по превращению людей и прежде всего молодежи в «подобие римской толпы, ждущей хлеба и зрелищ», т.е. управляемую биомассу, бескультурную, жестокую и аморальную. Средства мобильной связи подключены к этой компании под лозунгом «Будь свободен!», распространяют картинки типа: «Любовь геев», «Лесбийские игры», «Секс с бананом, «прикольные звонки»: «Смех обкуренной обезьяны»... Это все проявления нравственно-духовного кризиса, влияющего на социализацию молодежи негативным образом.
Семья не справляется с контролем поведения и сознания молодых людей, которые являются потребителями массовой продукции, а в лице интернета образовалось свободное от взрослых пространство. Сам виртуальный мир, в котором студенческая молодежь находит себя, формирует новые нормы и стандарты поведения, переносимые затем в реальный мир, а виртуальность становится частью сознания, отвлекает личность от реальной жизни в вымышленную. И если в традиционных обществах основой выступает межпоколенческие, крепкие и стабильные отношения при власти и авторитете традиции, как фундамент настоящего [5.С.445], то в российском обществе, к сожалению, этот процесс фрагментарен. Для России актуальной становится проблема связи между поколениями, обеспечение преемственности поколений. Предельно ясно, что новое только тогда эффективно, когда оно опирается на опыт прошлого, историю, традиции. И если начинают переписывать историю, забывать и искажать традиции, то общество теряет не только свою историю, свой фундамент, но весь уникальный образ.
Как пишет В. Б. Морозова: «Формирование конформизма произошло благодаря насаждению в процессе модернизации чуждых России ценностей, которые на деле представляют лишь ценности адаптации, но не ценности социокультурной интеграции. Косвенной поддержкой конформизма стала западная ценность успеха, рассматриваемого не в качестве результата развития индивидуальных способностей личности, а в качестве цели самой по себе. Следствием этого стала подмена экзистенциального понятия «смысл жизни» имиджевыми и экономическими категориями успеха и стиля жизни» [6. С.19].
Кризисную динамику социализации студенческой молодежи выявляет характеристика агентов социализации и неблагополучие в этой сфере: распространение неполных семей, дисбаланс семейного воспитания, усиления конфликтных и асоциальных проявлений в семье, разводы, снижение морального и физического самочувствия [3. С.132].
Другим немаловажным фактором социализации является стремительная динамика культурного социального развития и формирование информационного пространства, в котором студенческая молодежь находит свои ценности, нормы, носящие ситуативный характер, и социально одобряемое поведение уже не является эталоном, а приобретает все более индивидуализированный характер. Опасность не в многообразии агентов социализации, а их влиянии в условиях отсутствия устоявшихся нормативных стандартов, когда каждый действует исходя из своих собственных интересов, не подчиняясь логике социализации, воспитания и соответствующей им системы норм и ценностей. Формируется общество противоречий, поскольку произошло разрушение единой социализационной системы - «семья - образование - общество», которые действовали на основе ценностей и норм, единых для всех. Да и сама концепция воспитания является аморфной, практически это и является основной причиной духовного кризиса в России.
Преодоление кризиса социализации в разработке единой концепции воспитания, на которую опираются все агенты социализации, чтобы создать культурную и социальную преемственность поколений как базу стабильности и благополучия развития общества. Иначе молодежь, в том числе студенческая, окажется в ситуации хаотического ценностного состояния в социокультурной сфере общества, и последствия могут оказаться самыми печальными.
Само отсутствие должной системы контроля и защиты молодого поколения, отсутствия единой системы социализации таят опасность того, что молодежь, имеющая доступ к СМИ и потребительской массовой культуре, открытого доступа к информации, не защищена от последствий неоднозначного влияния. Как отмечает Е. Омельченко, молодежь, выступая как символ современного информационного общества, активно включенная в его информационную и коммуникативную систему, является жертвой общества и одновременно угрозой для него [8].
А в условиях кризиса семьи, социализация молодежи приобретает кризисный характер. Это тем более опасно, что институт образования также не выполняет свои социализационные функции, ограничиваясь передачей знаний. Но, как уже отмечалось, эффективность социализационной системы в единстве и эффективном сотрудничестве различных звеньев социализации, ответственных за воспитание и формирование духовно-нравственного облика молодежи.
Усиление интеллектуальных нагрузок, погоня за новизной, новым знанием, информацией, жизнь по сценарию «здесь и сейчас», проведение свободного времени за компьютером и у экранов телевизоров приводят к тому, что мир предстает в виде линейного разреза с поступательным развитием, в какой-то одновекторной направленности. Отсутствие единой воспитательной политики в условиях разрушения единой государственной молодежной политики приводит к стихийной социализации студенческой молодежи и ухудшению ее духовного и физического состояния. Современный человек формируется в ситуации социальной аномии, когда «размыты» или отсутствуют социальные ценности и нормы, на основе которых должна проходить моральная регуляция объединения общества [7].
В этой ситуации можно согласиться с мнением Л. Н. Казнина, который утверждает, что молодой человек не может развивать и реализовать свой потенциал, формировать самобытность, приобретать нравственные принципы, находить оптимальные варианты поведения [4. С.191]. В результате происходят усиление различных форм девиантного и делинквентного поведения в молодежной среде, экстремальность сознания, желание испытывать острые ощущения, непрогнозируемые безответственные поступки, снижение социального самочувствия и культуры поведения в современном российском обществе. Кроме всего, надо добавить, что в молодежной среде существует отношение к закону как к чему-то необязательному, и нарушение закона некоторые молодые люди считают нормой, а критерием свободы многие считают совесть, а не закон [2.С.112].
В обществе, которое раздираемо такими противоречивыми тенденциями, духовно-нравственными коллизиями, сложно сформировать гармоничную, духовно и физически развитую личность, так как общество потеряло свои идеалы, образцы и ориентиры. Происходит резкое падение патриотизма, как следствие кризиса, поразившего общество. Материальные ценности становятся более важными, чем духовные, а принцип обогащения приоритетным. В студенческой среде усиливается прагматизм, нагрузки, подрывающие его связь с природой.
Для положительной социализации очень важны процессы самоактуализации. Стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя, по мнению И. Л. Даниловой, М. А. Ярославцевой [11. С.49-55] можно осуществить несколькими способами: выражать себя без застенчивости; представлять жизнь как процесс постоянного выбора; быть ответственным за свои поступки [и промахи, и достижения]; высказывать собственное мнение, независимо от мнения окружающих; развивать способности ради хорошего результата; стремиться к высшим переживаниям. Самоактуализация, таким образом, является еще одной неотъемлемой ценностью образования [11. С.68].
Главным противоречием, которое решается в процессе развития личности студента вообще и профессионального самоопределения в частности, является антагонизм между образом «Я» и предлагаемым обществом эталоном. Наиболее адекватными в данном ракурсе являются событийные общности (семья, школа, студенческая группа), в которых субъект развивается не только как профессионал, но и как личность, индивидуальность, когда человек принимает в процессе воспитания социально-значимые ценности, в том числе и через образование. По мнению автора, для определения аксиологической иерархии личности молодого поколения необходимо учитывать, во-первых, то, что традиционные исконно российские ценности даже в переломном обществе не станут преградой для изменений, во-вторых, не существует определенного набора аксиологических ориентиров, которые были бы оптимальны во всех ситуациях, ценностей много и они очень разнообразны, в-третьих, общечеловеческие ценности существуют в любом обществе и на любой стадии развития.
В современном транзитивном состоянии российского общества наблюдается аксиологический конфликт, напряжение в социуме, в то же время отчетливо проявляется процесс формирования новых аксиологических ориентиров у россиян. О. Шпенглер, А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, И. К. Пантич отстаивают парадигму, в основе которой лежит социокультурный ценностный конфликт, создающий угрозу распада общества, хаоса и социального небытия. П. Сорокин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин, И. М. Клямкин, В. В. Лапин, Б. Г. Капустин, А. В. Миронов, И. Ф. Кефели считают, что в результате преодоления конфликта «старых» и «новых» ценностей может сформироваться новая ценностная система [11. С.55].
По нашему мнению, модель травмы, представленная П. Штомпкой, во многом характеризует ситуацию в России. Она вызывает дезорганизацию в структуре ценностей, проявляется в изменении самой социальной структуры: происходит снижение социальной ценности духовно-нравственной сферы, усиливается маргинальность, коллективная безответственность и некомпетентность, потеря национальной идеи, утрата понимания исторической перспективы, ощущение чувства вины, стыда, тревожности, апатии, неудовлетворенности и недовольства.
Это особенно больно затрагивает молодое поколение. По нашему мнению, необходимо переосмыслить современные аксиологические ориентиры. Современные новые ценности занимают верхнее и среднее положение, универсальные находятся в верхней и средней части рангового ряда, значительную долю и поддержку у россиян занимают общечеловеческие ценности (совесть, крепкая семья, справедливость, удовольствие - гедонические ценности) и одновременно увеличивается число людей, поддерживающих отступление от нормы, «неправедное» поведение. В российском обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты, возникающие в обществе нового типа, не могут быть разрешены в рамках старых представлений и идеалов, это создает угрозу существованию общества. Очень важно обеспечить в культуре всех членов социума приоритет тех аксиологических понятий, которые объединяют нацию, укрепляют государство, дают гарантии безопасности, сохранения прав граждан, свободы и мира.
С нашей точки зрения, несогласованность между высшими ценностями и социальным поведением людей формирует так называемый аксиологический «вакуум», апатию, отождествлением себя со структурой более высшего ранга, поиск идеала в трансцендентном мире Абсолюта во избежание хаоса. Такое фрустрационное состояние не может не отразиться и на личности студента профессионального образования, в настоящее время демонстрирующей снижение ценностно-нравственного потенциала, в учебном и профессиональном плане преобладание установки на получение документа об образовании, а не любимой профессии, стремлении получить более престижную работу без учета собственных интересов и склонностей, происходит кризис профессионального самоопределения. Подобная ситуация приводит к рассогласованию личных и социальных ценностей, норм и моделей поведения, ведущая в направлении трансцендентализма и утилитаризма, усложняющих выбор аксиологических ориентиров. Однако при всех зигзагах мировой истории человечество все же движется по пути гуманизации отношений между людьми, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роди личности в прогрессе общества. Институт образования как важнейший институт социализации молодого поколения должен стремиться поддерживать и развивать в личности именно эти аксиологические ориентиры.
Социализация российского студенчества во многом определяется трансформацией общества и обусловлена этими процессами, среди которых была резкая смена общественных отношений и изменение основных социальных институтов, ценностно-нормативная неопределенность, отразившаяся на сознании молодежи. Чтобы не оказаться на периферии социальной жизнедеятельности, студенческая молодежь в условиях риска (Россия) ценностной неопределенности стремится к достиженческой мотивации, мобилизуя социальные возможности и социальную карьеру. Мировоззрение части студенческой молодежи характеризуется транзитивными чертами: неопределенность ожидания, инфантилизм, растерянность, минимальная социальная активность, апатия, недостаток знаний и опыта, прагматические и гедонистические ценности и цели, высокооплачиваемая работа, деньги, желание получить от жизни как можно больше удовольствий.
Таким образом, причина кризиса в сфере ценностных ориентаций студенческой молодежи в комплексе причин: кризис института семьи (рост неполных семей, разводов, насилия, аморального поведения, дезадаптации и т.д.); образования (разрушение образования, основанного на российских традициях и отстранение его от воспитания); власть СМИ, бесконтрольная и пагубная, подрывающая самосознание и психику молодежи и формирующая разрушительные ценности, отсутствие единой молодежной политики, разрушение единой системы общественного воспитания.
Рецензенты:
Поломошнов А.Ф., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории Донского государственного аграрного университета, Ростовская обл., пос. Персиановский.
Сапрыкина Н.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и социологии Донского государственного аграрного университета, Ростовская обл., пос. Персиановский.
Библиографическая ссылка
Анисимова О.С., Николаева Л.С. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СОЦИАЛИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10072 (дата обращения: 13.10.2024).