В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции производителей предъявляются высокие требования к рабочей силе, включающие в себя активное участие в развитии производства на каждом рабочем месте, обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, сдерживание роста ее себестоимости, за счет совершенствования методов управления производством, обновления оборудования и снижения затрат. В связи с этим необходимо постоянно повышать уровень образования рабочих, что ставит на повестку дня вопрос о разработке новых образовательных стандартов, целью которых является подготовка рабочих с высшим образованием, имеющим высокие творческие возможности.
По мнению академика Г. М. Романцева, подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя 2 ступени. Впервые обращаясь к проблеме подготовки рабочих кадров с высшим образованием в работе «Теоретические основы высшего рабочего образования», Г. М. Романцев четко прописывает содержательную часть нового образовательного стандарта, цели подготовки рабочих кадров в постиндустриальном обществе, сферы деятельности выпускников первой и второй ступеней.
В то же время реформа высшего образования на современном этапе потребовала внесения серьезных корректив в предложенный образовательный стандарт. Согласно образовательным стандартам третьего поколения необходимо подготовить бакалавров за 4 года обучения, вместо прежнего пятилетнего срока обучения. При этом ликвидирована в стране система начального профессионального образования, и абитуриенты, решившие получить высшее рабочее образование, не имеют навыков рабочей профессии.
При этом на современном этапе основной целью высшего профессионального образования в России является развитие творчески активной, социально адаптированной конкурентоспособной личности. Высокие требования, предъявляемые к бакалаврам на рынке труда, определяются не только оценкой качества знаний, но и способностью работать в новых экономических условиях, на современном оборудовании. Поэтому выпускник, получивший высшее рабочее образование и способный работать в условиях повышенной конкуренции, должен отвечать следующим критериям:
- обладать высокой квалификацией по выбранной им рабочей профессии;
- быть эрудированной личностью;
- иметь хорошие коммуникативные и организаторские способности.
Воспитание этих качеств достигается в процессе теоретического обучения по утвержденному учебному плану, на практических занятиях по специальным дисциплинам и особенно во время производственного обучения. В процессе производственного обучения студенты изучают современные технологии, разрабатывают научно-техническую документацию, обучаются правилам самоконтроля и взаимоконтроля.
Постепенно совершенствуя свое мастерство, накапливая знания, студенты, получающие высшее рабочее образование, становятся способны не только решать стандартные задачи, но и искать нестандартный подход в решении сложных производственных задач.
Подготовка рабочих с высшим образованием является одним из инновационных процессов в системе высшего образования. Развитие этого направления зависит, во-первых, от социального заказа, определяемого российским обществом в настоящее время, во-вторых, от объективных условий развития производства, в-третьих, от готовности производственных коллективов воспринять и выполнить этот социальный заказ. Без объективных предпосылок и реальных возможностей программа подготовки рабочих с высшим образованием в нашем обществе обречена на неудачу.
Инновационные процессы в системе подготовки рабочих с высшим образованием включают в себя:
- подготовку новых учебных планов и программ;
- разработку новых методик, технологий, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса;
- нововведений в организационную структуру высшего учебного заведения и др.
Все вышесказанное требует разработки новой образовательной программы, целью которой является подготовка рабочих с высшим образованием, которая должна способствовать не только овладению определенной профессией, высоким уровнем квалификации, но и формированию культуры профессиональной деятельности. Это позволит сформировать творчески активную, социально адаптированную конкурентоспособную личность. В результате разработки и внедрения в практику новой образовательной программы будут созданы инвариантные условия для максимального развития человека труда, обладающего широким кругозором, профессиональными знаниями, высокими морально-этическими нормами. Не случайно сегодня в правительстве уделяется большое внимание промышленному потенциалу страны, который во многом зависит от человека труда, рабочего нового поколения, имеющего высшее профессиональное образование.
Подготовка рабочих с высшим образованием невозможна на современном этапе без «обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства».
Сегодня все больше осознается необходимость подготовки рабочих с высшим образованием, способных к функционированию в новых социально-экономических условиях, самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, готовых к самосовершенствованию и позитивному взаимодействию с коллегами. В связи с реализацией федеральных образовательных программ третьего поколения важную роль в повышении качества подготовки рабочих с высшим образованием (бакалавриат) является формирование новых педагогических условий, необходимых для воспитания профессиональной деятельности будущих рабочих с высшим образованием, важнейшим из которых является гармоничное сочетание общей культуры личности и культуры трудовой деятельности.
Говоря о применении современных образовательных технологий в подготовке рабочих постиндустриального общества, необходимо учитывать, что профессиональное обучение - это производство, прежде всего, человека как человека, а не как роботоподобного существа, автоматически выполняющего набор профессиональных функций. К любому такому выбору нужна еще, по мнению П. Н. Новикова, «прибавка» от себя: какая-то частица Вашего личного представления о том, как его легче выполнить» [2, 418].
В целях организации подготовки человека труда нового поколения - рабочих с высшим образованием, необходимо разработать программу, нацеленную на воспитание в вузе культуры профессиональной деятельности. Программа должна включать в себя, с одной стороны, создание условий для обеспечения высокого качества подготовки рабочих кадров, способных работать на современном оборудовании, с использованием информационных технологий, с другой - активизации творческой, общественной, исследовательской работы студентов.
На наш взгляд, программа должна включать в себя цель, задачи и основные направления воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих.
Цель программы: разработать педагогические условия, необходимые для подготовки рабочих с высшим образованием, с учетом имеющегося опыта и традиций высшей школы.
Основные направления программы включают в себя:
1) Разработку оценки эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности нового поколения рабочих с высшим образованием. Воспитание культуры профессиональной деятельности является инновационным процессом, находящимся под влиянием ряда факторов:
- научно-методическая обеспеченность учебного процесса подготовки рабочих с высшим образованием, разработанность основных теоретических положений по экспериментальной подготовке новых рабочих кадров. Учебные планы должны быть согласованы с потребностями регионального и российского рынков труда;
- материально-техническое обеспечение организационного процесса и, прежде всего, проведение на базе промышленных предприятий производственной практики, с последующим закреплением выпускников;
- кадровое обеспечение учебного процесса - высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, привлечение к преподавательской деятельности специалистов предприятий;
- увлеченность будущей профессией студентов, желание самореализоваться как профессионалам;
- овладение навыками будущей рабочей профессии;
- повышение уровня интеллектуального развития и др.
Разрабатывая оценку эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием, необходимо использовать такие методы, как тестирование, рейтинговые системы подготовки студентов, самооценку и т. д.
2) Определение социально-ценностных ориентиров в системе подготовки в вузе рабочих с высшим образованием, позволяющих молодым бакалаврам принимать необходимые самостоятельные решения в условиях производства, ставить реальные цели и находить пути их реализации. Одним из важнейших условий социально-ценностных ориентиров будущего рабочего с высшим образованием является развитие нравственно-этической компетентности, позволяющей выпускнику профессионально-педагогического вуза качественно выполнять свои обязанности.
3) Расширение использования информационных технологий в формировании культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием. Информатизация образовательного процесса подготовки бакалавров профессионального обучения для работы на современных промышленных предприятиях способствует формированию стереотипов информационного поведения, позволяет выбирать приоритетные источники информации и современные способы информационного обмена. Информационно-компьютерная подготовка рабочих с высшим образованием должна стать важной составной частью производственной деятельности и включать в себя тесное взаимодействие двух сторон: информационных технологий и компьютерных средств.
В программе по данному направлению необходимо учитывать, что качественно новая подготовка в высшем профессиональном образовании - рабочих с высшим образованием, в условиях глобализации объясняется следующими факторами:
во-первых, цивилизационные процессы конца ХХ - начала XXI века потребовали от государств использования новых технологий, приобретения знаний, навыков, умений, соответствующих требованиям современного информационного общества;
во-вторых, современные студенты отдают предпочтение электронным носителям информации в ходе подготовки к учебным занятиям, дискуссиям, научно-практическим конференциям;
в-третьих, компьютерные технологии позволяют преподавателям высшей школы при постоянном сокращении аудиторной нагрузки изложить на лекциях необходимый объем материала по изученной дисциплине.
Таким образом, информационная подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя не только обучение пользованию компьютером, но и способность найти необходимый материал, извлечь из него и обработать необходимую информацию.
Данное направление в программе подготовки рабочих с высшим образованием должно включать в себя:
- постоянное обновление компьютерных аудиторий;
- создание мультимедийных центров по циклам дисциплин;
- открытие центров по прохождению производственной практики на промышленных предприятиях региона;
- постоянное повышение компьютерных знаний профессорско-преподавательского коллектива.
Информационным технологиям отводится большая роль и в формировании компетентности рабочих с высшим образованием, так как они позволяют получить полноценные знания не только на лекциях и практических занятиях, но и в режиме реального времени "on line". Поэтому необходимо для реализации этого направления программы разработать электронные учебные пособия, включающие в себя задания для самостоятельной работы студентов, тесты, глоссарий, дополнительные информационные материалы и т. д.
Компьютерные технологии позволяют в качестве средств оценки эффективности знаний, полученных будущими рабочими с высшим образованием, использовать опрос в режиме конференций, тестирование и др.
4) Еще одним важным направлением в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием должно стать формирование корпоративной культуры, которая включает в себя:
- овладение специальными знаниями, умениями, трудовыми навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;
- формирование у студентов высоких нравственных и этических качеств;
- развитие индивидуальных способностей студентов в выбранной профессии.
В целях повышения качества подготовки рабочих с высшим образованием в педагогическом коллективе должен быть создан благоприятный психологический климат, реализация которого возможна при условиях:
- демократизации управления;
- подборе и расстановке кадров в соответствии с их способностями;
- постоянного стимулирования творческой, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов и др.
Корпоративная культура формируется в результате деятельности различных студенческих организаций - студенческих советов, научных обществ, строительных студенческих отрядов и т. д. Эти организации позволяют молодежи реализовать свои творческие способности, постоянно совершенствоваться в профессиональном отношении, чтобы в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Для подготовки рабочих с высшим образованием следует возрождать традиции стройотрядов, способствующих совершенствованию навыков управленческой и организаторской деятельности, знакомству с производственными коллективами, выявлению индивидуальных способностей.
5) Немаловажное значение в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием имеет формирование и развитие системы социального партнерства, целью которой является удовлетворение потребностей работодателей. Необходимо развивать договорные отношения с предприятиями, в которых учитываются двухсторонние интересы (вуз-завод). Заинтересованность предприятия в подготовке рабочих с высшим образованием позволит совершенствовать материально-техническую базу профессионально-педагогических университетов, шире использовать новые методы обучения путем совместного открытия интерактивных учебных классов, позволяющих полностью имитировать различные производственные операции.
Таким образом, разработка и реализация программы подготовки рабочих с высшим образованием позволит выпускникам решить проблему трудоустройства, а российской промышленности получить молодое поколение высококвалифицированных рабочих кадров.
Рецензенты:
Воронин Б. А., д-р юрид. наук, профессор, проректор по научной работе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский аграрный университет», г. Екатеринбург.
Хаматнуров Ф. Т., д-р пед. наук, профессор, директор НОЦ инноваций в образовании Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Кружкова Т. И., Лазутина Т. В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10070 (дата обращения: 05.10.2024).