Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Кружкова Т. И. 1 Лазутина Т. В. 1
1 Филиал ФГАОУ ВПО Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Первоуральске
Проведен анализ технологии разработки новой образовательной программы, целью которой является подготовка в профессионально-педагогическом вузе рабочих с высшим образованием в соответствии с требованиями государства и общества. В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к разработке образовательной программы подготовки промышленного потенциала страны, бакалавров, являющихся рабочими нового поколения, освоившими в процессе обучения современные технологии. Обращено внимание на использование современных педагогических технологий, необходимых для реализации новой образовательной программы. Проанализированы основные направления деятельности, направленной на разработку новой образовательной программы, в том числе: определение социально-ценностных ориентиров в системе подготовки в вузе рабочих с высшим образованием, формирование корпоративной культуры и другие.
бакалавр
рабочий с высшим образованием
промышленный потенциал.
1. Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. – М., 1997.
2. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, 2000. – 225 с.
3. Новиков П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дис. … д-ра пед. наук. – М.,1997. – 418 с.
4. Палтиевич Р. Л. Информационное общество и новые педагогические технологии в образовательном процессе / Р. Л. Палтиевич, Т. А. Никитина // Среднее профессиональное образование. – 2005. – Приложение № 8.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
6. Романцев Г. М. Гуманизация как стержень развития высшего рабочего образования // Гуманизация и гуманитаризация профессионально-педагогического образования: Материалы конф. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. – Ч.2. – С. 3-10.
7. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. – 333 с.
8. Романцев Г. М., Хаматнуров Ф. Т. Модель института рабочего образования // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. – С. 212-220.
9. Романцев Г. М., Шевченко В. Я. Концепция высшего рабочего образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. – 32 с.
10. Рындак В. Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография / Уральское отделение РАО. – Екатеринбург; Оренбург, 2002. – 352 с.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции производителей предъявляются высокие требования к рабочей силе, включающие в себя активное участие в развитии производства на каждом рабочем месте, обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, сдерживание роста ее себестоимости, за счет совершенствования методов управления производством, обновления оборудования и снижения затрат. В связи с этим необходимо постоянно повышать уровень образования рабочих, что ставит на повестку дня вопрос о разработке новых образовательных стандартов, целью которых является подготовка рабочих с высшим образованием, имеющим высокие творческие возможности.

По мнению академика Г. М. Романцева, подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя 2 ступени. Впервые обращаясь к проблеме подготовки рабочих кадров с высшим образованием в работе «Теоретические основы высшего рабочего образования», Г. М. Романцев четко прописывает содержательную часть нового образовательного стандарта, цели подготовки рабочих кадров в постиндустриальном обществе, сферы деятельности выпускников первой и второй ступеней.

В то же время реформа высшего образования на современном этапе потребовала внесения серьезных корректив в предложенный образовательный стандарт. Согласно образовательным стандартам третьего поколения необходимо подготовить бакалавров за 4 года обучения, вместо прежнего пятилетнего срока обучения. При этом ликвидирована в стране система начального профессионального образования, и абитуриенты, решившие получить высшее рабочее образование, не имеют навыков рабочей профессии.

При этом на современном этапе основной целью высшего профессионального образования в России является развитие творчески активной, социально адаптированной конкурентоспособной личности. Высокие требования, предъявляемые к бакалаврам на рынке труда, определяются не только оценкой качества знаний, но и способностью работать в новых экономических условиях, на современном оборудовании. Поэтому выпускник, получивший высшее рабочее образование и способный работать в условиях повышенной конкуренции, должен отвечать следующим критериям:

  • обладать высокой квалификацией по выбранной им рабочей профессии;
  • быть эрудированной личностью;
  • иметь хорошие коммуникативные и организаторские способности.

Воспитание этих качеств достигается в процессе теоретического обучения по утвержденному учебному плану, на практических занятиях по специальным дисциплинам и особенно во время производственного обучения. В процессе производственного обучения студенты изучают современные технологии, разрабатывают научно-техническую документацию, обучаются правилам самоконтроля и взаимоконтроля.

Постепенно совершенствуя свое мастерство, накапливая знания, студенты, получающие высшее рабочее образование, становятся способны не только решать стандартные задачи, но и искать нестандартный подход в решении сложных производственных задач.

Подготовка рабочих с высшим образованием является одним из инновационных процессов в системе высшего образования. Развитие этого направления зависит, во-первых, от социального заказа, определяемого российским обществом в настоящее время, во-вторых, от объективных условий развития производства, в-третьих, от готовности производственных коллективов воспринять и выполнить этот социальный заказ. Без объективных предпосылок и реальных возможностей программа подготовки рабочих с высшим образованием в нашем обществе обречена на неудачу.

Инновационные процессы в системе подготовки рабочих с высшим образованием включают в себя:

  • подготовку новых учебных планов и программ;
  • разработку новых методик, технологий, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса;
  • нововведений в организационную структуру высшего учебного заведения и др.

Все вышесказанное требует разработки новой образовательной программы, целью которой является подготовка рабочих с высшим образованием, которая должна способствовать не только овладению определенной профессией, высоким уровнем квалификации, но и формированию культуры профессиональной деятельности. Это позволит сформировать творчески активную, социально адаптированную конкурентоспособную личность. В результате разработки и внедрения в практику новой образовательной программы будут созданы инвариантные условия для максимального развития человека труда, обладающего широким кругозором, профессиональными знаниями, высокими морально-этическими нормами. Не случайно сегодня в правительстве уделяется большое внимание промышленному потенциалу страны, который во многом зависит от человека труда, рабочего нового поколения, имеющего высшее профессиональное образование.

Подготовка рабочих с высшим образованием невозможна на современном этапе без «обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства».

Сегодня все больше осознается необходимость подготовки рабочих с высшим образованием, способных к функционированию в новых социально-экономических условиях, самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, готовых к самосовершенствованию и позитивному взаимодействию с коллегами. В связи с реализацией федеральных образовательных программ третьего поколения важную роль в повышении качества подготовки рабочих с высшим образованием (бакалавриат) является формирование новых педагогических условий, необходимых для воспитания профессиональной деятельности будущих рабочих с высшим образованием, важнейшим из которых является гармоничное сочетание общей культуры личности и культуры трудовой деятельности.

Говоря о применении современных образовательных технологий в подготовке рабочих постиндустриального общества, необходимо учитывать, что профессиональное обучение - это производство, прежде всего, человека как человека, а не как роботоподобного существа, автоматически выполняющего набор профессиональных функций. К любому такому выбору нужна еще, по мнению П. Н. Новикова, «прибавка» от себя: какая-то частица Вашего личного представления о том, как его легче выполнить» [2, 418].

В целях организации подготовки человека труда нового поколения - рабочих с высшим образованием, необходимо разработать программу, нацеленную на воспитание в вузе культуры профессиональной деятельности. Программа должна включать в себя, с одной стороны, создание условий для обеспечения высокого качества подготовки рабочих кадров, способных работать на современном оборудовании, с использованием информационных технологий, с другой - активизации творческой, общественной, исследовательской работы студентов.

На наш взгляд, программа должна включать в себя цель, задачи и основные направления воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих.

Цель программы: разработать педагогические условия, необходимые для подготовки рабочих с высшим образованием, с учетом имеющегося опыта и традиций высшей школы.

Основные направления программы включают в себя:

1) Разработку оценки эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности нового поколения рабочих с высшим образованием. Воспитание культуры профессиональной деятельности является инновационным процессом, находящимся под влиянием ряда факторов:

  • научно-методическая обеспеченность учебного процесса подготовки рабочих с высшим образованием, разработанность основных теоретических положений по экспериментальной подготовке новых рабочих кадров. Учебные планы должны быть согласованы с потребностями регионального и российского рынков труда;
  • материально-техническое обеспечение организационного процесса и, прежде всего, проведение на базе промышленных предприятий производственной практики, с последующим закреплением выпускников;
  • кадровое обеспечение учебного процесса - высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, привлечение к преподавательской деятельности специалистов предприятий;
  • увлеченность будущей профессией студентов, желание самореализоваться как профессионалам;
  • овладение навыками будущей рабочей профессии;
  • повышение уровня интеллектуального развития и др.

Разрабатывая оценку эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием, необходимо использовать такие методы, как тестирование, рейтинговые системы подготовки студентов, самооценку и т. д.

2) Определение социально-ценностных ориентиров в системе подготовки в вузе рабочих с высшим образованием, позволяющих молодым бакалаврам принимать необходимые самостоятельные решения в условиях производства, ставить реальные цели и находить пути их реализации. Одним из важнейших условий социально-ценностных ориентиров будущего рабочего с высшим образованием является развитие нравственно-этической компетентности, позволяющей выпускнику профессионально-педагогического вуза качественно выполнять свои обязанности.

3) Расширение использования информационных технологий в формировании культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием. Информатизация образовательного процесса подготовки бакалавров профессионального обучения для работы на современных промышленных предприятиях способствует формированию стереотипов информационного поведения, позволяет выбирать приоритетные источники информации и современные способы информационного обмена. Информационно-компьютерная подготовка рабочих с высшим образованием должна стать важной составной частью производственной деятельности и включать в себя тесное взаимодействие двух сторон: информационных технологий и компьютерных средств.

В программе по данному направлению необходимо учитывать, что качественно новая подготовка в высшем профессиональном образовании - рабочих с высшим образованием, в условиях глобализации объясняется следующими факторами:

во-первых, цивилизационные процессы конца ХХ - начала XXI века потребовали от государств использования новых технологий, приобретения знаний, навыков, умений, соответствующих требованиям современного информационного общества;

во-вторых, современные студенты отдают предпочтение электронным носителям информации в ходе подготовки к учебным занятиям, дискуссиям, научно-практическим конференциям;

в-третьих, компьютерные технологии позволяют преподавателям высшей школы при постоянном сокращении аудиторной нагрузки изложить на лекциях необходимый объем материала по изученной дисциплине.

Таким образом, информационная подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя не только обучение пользованию компьютером, но и способность найти необходимый материал, извлечь из него и обработать необходимую информацию.

Данное направление в программе подготовки рабочих с высшим образованием должно включать в себя:

  • постоянное обновление компьютерных аудиторий;
  • создание мультимедийных центров по циклам дисциплин;
  • открытие центров по прохождению производственной практики на промышленных предприятиях региона;
  • постоянное повышение компьютерных знаний профессорско-преподавательского коллектива.

Информационным технологиям отводится большая роль и в формировании компетентности рабочих с высшим образованием, так как они позволяют получить полноценные знания не только на лекциях и практических занятиях, но и в режиме реального времени "on line". Поэтому необходимо для реализации этого направления программы разработать электронные учебные пособия, включающие в себя задания для самостоятельной работы студентов, тесты, глоссарий, дополнительные информационные материалы и т. д.

Компьютерные технологии позволяют в качестве средств оценки эффективности знаний, полученных будущими рабочими с высшим образованием, использовать опрос в режиме конференций, тестирование и др.

4) Еще одним важным направлением в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием должно стать формирование корпоративной культуры, которая включает в себя:

  • овладение специальными знаниями, умениями, трудовыми навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов высоких нравственных и этических качеств;
  • развитие индивидуальных способностей студентов в выбранной профессии.

В целях повышения качества подготовки рабочих с высшим образованием в педагогическом коллективе должен быть создан благоприятный психологический климат, реализация которого возможна при условиях:

  • демократизации управления;
  • подборе и расстановке кадров в соответствии с их способностями;
  • постоянного стимулирования творческой, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов и др.

Корпоративная культура формируется в результате деятельности различных студенческих организаций - студенческих советов, научных обществ, строительных студенческих отрядов и т. д. Эти организации позволяют молодежи реализовать свои творческие способности, постоянно совершенствоваться в профессиональном отношении, чтобы в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Для подготовки рабочих с высшим образованием следует возрождать традиции стройотрядов, способствующих совершенствованию навыков управленческой и организаторской деятельности, знакомству с производственными коллективами, выявлению индивидуальных способностей.

5) Немаловажное значение в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием имеет формирование и развитие системы социального партнерства, целью которой является удовлетворение потребностей работодателей. Необходимо развивать договорные отношения с предприятиями, в которых учитываются двухсторонние интересы (вуз-завод). Заинтересованность предприятия в подготовке рабочих с высшим образованием позволит совершенствовать материально-техническую базу профессионально-педагогических университетов, шире использовать новые методы обучения путем совместного открытия интерактивных учебных классов, позволяющих полностью имитировать различные производственные операции.

Таким образом, разработка и реализация программы подготовки рабочих с высшим образованием позволит выпускникам решить проблему трудоустройства, а российской промышленности получить молодое поколение высококвалифицированных рабочих кадров.

Рецензенты:

Воронин Б. А., д-р юрид. наук, профессор, проректор по научной работе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский аграрный университет», г. Екатеринбург.

Хаматнуров Ф. Т., д-р пед. наук, профессор, директор НОЦ инноваций в образовании Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Кружкова Т. И., Лазутина Т. В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10070 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674