Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Глебов В.А. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье анализируются различные определения понятия «компетенция», «компетентность», основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих офицеров служб технического обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, средства формирования профессиональной компетентности при изучении гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов дисциплин основной образовательной программы, а также критерии оценки ее сформированности. В критериях определены требования к профессиональной компетентности офицеров-выпускников в различных направлениях деятельности, начиная от знания нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу деятельности, заканчивая соблюдением требований безопасности при выполнении отдельных операций технического обслуживания и ремонта транспортных средств специального назначения, состоящих на вооружении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
профессиональная компетентность.
компетентностный подход
военно – профессиональные компетенции
профессионально – специализированные компетенции
профессиональные компетенции
общекультурные компетенции
компетенция
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» – [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
2. Капустин В. Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. – М., 1992. – 59 с.
3. Приказ ГКВВ МВД РФ от 19.07.2011 г. № 225 «Об утверждении квалификационных требований к уровню военно-профессиональной (специальной) подготовки выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации».
4. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. – 1907. [Электронный ресурс] / http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html.
5. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М. Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 24–25.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2076.
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Обновление российской школы: Доклад 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции (26 августа – 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ei-dos.ru/conf. - 26.05.2009.

Отличительной особенностью образования XXI века является его ориентация на свободное развитие, развитие творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, формирование конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов. В связи с этим приоритетным направлением российской образовательной политики, в настоящее время, провозглашен переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, который был нормативно закреплён в 2001 г. правительственной Программой модернизации российского образования до 2010 г. Современная модель компетентностного подхода была обсуждена и конкретизирована. Основу компетентностного подхода составляют два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Изучение работ по проблеме компетентностного подхода показывает, что однозначного определения компетенции и компетентности, а также единой классификации компетенций до сих пор нет. А. В. Хуторской предлагает следующие определения:

компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, т. е. компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач (проблем) [7].

И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности зародилось еще во времена древнегреческого ученого Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [1, с. 155].

«Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточную осведомленность, необходимую для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [4].

Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции» как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитарностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Будем исходить из того, что под компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной сфере деятельности и который зависит от необходимого для этого набора компетенций. Требования к компетентности представлены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в виде профиля будущего специалиста набором компетенций, которые необходимо сформировать у обучаемого по мере освоения программ высшего профессионального образования.

Рассмотрим сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза на примере направления подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения». Соответствующий ФГОС ВПО в требованиях к подготовке специалиста определяет, что выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), профессиональными компетенциями (ПК), профессионально-специализированными компетенциями (ПСК) [6]. Выпускник военного вуза, помимо компетенций, указанных в вышеназванном ФГОС, должен также обладать военно-профессиональными компетенциями (ВПК), изложенными в ООП военного вуза. При этом количество указанных компетенций зависит от направления и уровня подготовки. Компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации, рассматриваются как образовательные результаты. Переход на ФГОС ВПО поставил перед вузом сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата (формирование общекультурных и профессиональных компетенций). Таким образом, выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными видами компетенций, на каждом из которых остановимся ниже.

Общекультурные (в некоторых источниках - базовые) компетенции не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности. Они дают возможность выпускникам вуза более успешно реализовать себя в различных сферах деятельности, в том числе, не связанных с полученной в вузе квалификацией. В целом, общекультурные компетенции ориентированы на формирование способностей к логическому, упорядоченному мышлению и работе с информацией - к ее получению и систематизации. Общекультурные компетенции в составе базовых компетенций выступают некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными и изменяющимися (из-за устаревания прикладных знаний, совершенствования технологии производства и т.д.), то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Тем самым общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования высокоразвитого и грамотного специалиста [5].

Наряду с формированием общекультурных компетенций, задачей преподавателей военного вуза является развитие профессиональной компетентности выпускника - будущего офицера, который при выполнении повседневных и служебно-боевых задач должен быть воином-профессионалом в своей области деятельности. Профессия «офицер» является одной из самых сложных профессий современного общества, так как требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных. Таким образом, профессиональная компетентность - это готовность военнослужащего на основе усвоенных знаний, умений и навыков, приобретенного опыта, всех своих способностей самостоятельно выполнять задачи, определенные военной службой по должностному предназначению.

Так, например, по окончании изучения дисциплины «Эксплуатация, диагностика, ремонт и утилизация транспортных средств специального назначения» стандартном определено, что выпускник должен обладать:

  • способностью разрабатывать технологическую документацию для производства, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств специального назначения (ПК-19);
  • способностью организовывать работу по эксплуатации транспортных средств специального назначения (ПК-23);
  • способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств специального назначения (ПК-24);
  • способностью составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и другую техническую документацию (ПК-25);
  • способностью к профессиональной деятельности при эксплуатации военных гусеничных и колесных машин с использованием передовых методов обеспечения надежности и минимизации эксплуатационных затрат (ПСК-1.3).

В квалификационных требованиях Основной образовательной программы военного института дополнено, что выпускник должен обладать компетентностями, необходимыми офицерам служб технического обеспечения внутренних войск МВД России для успешного выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени, а именно [3]:

  • способностью выполнять обязанности командира взвода (роты), начальников служб технического обеспечения при приеме дел и должности, планировании работы, ведении служебной переписки и обеспечении режима секретности, подготовке личного состава к несению службы в наряде, учете личного состава (ВПК-3);
  • способностью организовывать обеспечение подразделений и воинской части ВВТ, боеприпасами, ГСМ и ВТИ, их хранение и учет, учет и отчетность по службам технического обеспечения воинской части в мирное и военное время (ВПК-9).
  • обладать знанием конструкций основных марок артиллерийского вооружения и АБТ, технических средств службы ГСМ, их узлов, агрегатов и систем; порядок их технического обслуживания и текущего ремонта, методику поиска и устранения неисправностей ВВТ (ВПК-11).
  • способностью планировать и организовать эксплуатацию и восстановление ВВТ, осуществлять контроль их технического состояния и проводить мероприятия по поддержанию в боевой готовности ВВТ подразделения и АБТ воинской части в мирное и военное время (ВПК-12).
  • способностью лично выполнять основные работы установленных видов технического обслуживания АБТ, водить автомобиль (являться участником дорожного движения), БТР и БМП, обеспечивая безопасность движения и соблюдение ПДД, стрелять из стрелкового оружия и вооружения боевых машин, выполнять строевые приемы без оружия и с оружием, управлять строями подразделения в пешем порядке и на машинах, ориентироваться на местности с картой и без карты (ВПК-13).
  • способностью к развертыванию производственного технологического оборудования, стационарных и подвижных средств технического обслуживания и ремонта ВВТ воинской части (ВПК-14).

Итак, ключевым звеном в профессиональной деятельности офицера является военно-профессиональная компетентность. В результате анализа компетентностей, развиваемых в курсанте при изучении дисциплины, можно выделить несколько групп качеств, которыми обязательно должен обладать военный специалист, основные из них: специальные качества; командные качества; управленческие качества; адаптивные качества; исполнительские качества офицера.

Формирование общекультурной и профессиональной компетентности офицера- профессионала производится при изучении гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов дисциплин основной образовательной программы, на которые отводится определенный бюджет времени. Курсант за первые три - четыре года охватывает первые два цикла дисциплин, ибо они содержат круг основополагающих вопросов, как по фундаментальным областям знаний, так и по общеобразовательным, без которых немыслим интеллигентный человек, профессионал своего дела.

Базовая часть, определяющая специальность, предписывает изучение дисциплин, таких как: теория механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин и основы конструирования, гидравлика и гидропневмопривод, технология производства транспортных средств специального назначения, эксплуатация, диагностика, ремонт и утилизация транспортных средств специального назначения и др. Последняя из вышеперечисленных дисциплин является важнейшей при подготовке квалифицированного специалиста в области организации эксплуатации, ремонта, технического обслуживания, ремонта и утилизации образцов, состоящих на вооружении внутренних войск МВД России. Особенностью профессионального цикла дисциплин является обязательность проведения лабораторных работ, практических занятий, выполнения курсовых проектов, в ходе которых обучаемые должны приобрести навыки проектирования транспортных средств, парков воинских частей, составления годового плана эксплуатации и ремонта машин воинской части и т.д., изучаемых на соответствующих курсах дисциплин.

Ввиду того, что процесс подготовки офицера-профессионала является сложным и многогранным, то оценить качественные и количественные параметры его динамики довольно сложно. Поэтому необходимо определить критерии сформированности профессиональной компетентности военных специалистов, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в деятельности [2].

Для оценки качества сформированности профессиональной компетентности офицера-выпускника служб технического обеспечения предлагается выделить четыре ее уровня: высокий, средний, достаточный и критический, содержание требований по которым приведено ниже.

Высокий уровень - это глубокие знания содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации транспортных средств специального назначения (далее ТССН), грамотное и точное оформление документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, грамотное и точное выполнение операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Средний уровень - твердые знания содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, грамотное и логичное, без существенных неточностей оформление документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, выполнение операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Достаточный уровень - знания основ содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, допускаются отдельные неточности в оформлении документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, допускаются отдельные неточности в выполнении операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Критический уровень - допускаются грубые ошибки знания основ содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, допускаются грубые ошибки в оформлении документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, допускаются грубые ошибки в выполнении операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, нарушаются требования безопасности при их выполнении, не может применить полученные знания на практике.

В заключение отметим, что подготовка офицера-профессионала в военном вузе по специальности подчинена конкретной цели - выполнению государственного заказа в соответствии с ФГОС ВПО на подготовку высокопрофессиональных военных специалистов с заранее заданным уровнем профессиональной компетентности. Понимание сущности профессиональных компетенций, являющихся содержанием компетентности специалиста, умение оценить степень их сформированности поможет преподавателям военно-специальных дисциплин в решении проблемы подготовки грамотного военного специалиста.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г.Пермь.

Плотникова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры высшей математики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЕ - Пермь, г.Пермь.


Библиографическая ссылка

Глебов В.А. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10035 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074