Введение
Современный профессионал постоянно сталкивается с необходимостью изменения и выбора целей, решения личностных задач в условиях производства, связанных с кризисом ценностей, поиска собственной идентичности и осмысления жизненного пути, поэтому важным условием, обеспечивающим его самореализацию в научно-технической деятельности, выступает целеполагание.
Проблема целеполагания остается недостаточно разработанной в отечественной системе образования и науки. Усилия психологов в контексте изучения психологических составляющих целеполагания в жизнедеятельности современного человека в основном сконцентрированы на разработке определенных социальных стандартов, соответствующих существующему представлению об образцовом гражданине, специалисте, семьянине. Для анализа направленности самореализации в научно-технической деятельности необходимо изучать составляющие системы построения целей, которые профессионал хочет реализовывать. Цель исследования – изучить особенности механизма целеполагания преподавателя технического университета и его роль в процессе самореализации.
Целеполагание является творческой деятельностью. Знание процесса целеполагания важно для регулирования оценки как собственной деятельности, так и деятельности окружающих лиц. Процесс целеполагания способствует развитию личности, становлению ее позиции в процессах самоопределения и самореализации, повышению эффективности как учебной, так и профессиональной деятельности. Механизм целеполагания включает в себя переход от предыдущих, временных, до конечных целей; образование иерархии и последовательности целей.
Внутренне присущее личности противоречие между жизненной целью (смыслом жизни) и реальной степенью приближения к этой цели Л. Н. Коган считает источником самореализации [2]. В. М. Доний, Г. М. Несен, Л. В. Сохань, И. Г. Ермаков считают самореализацию процессом (и итогом) целостной жизнедеятельности, который заключается в опредмечивании всего спектра индивидуальных способностей и помогает становлению человека как субъекта жизни [4]. В этих суждениях, как и во взглядах многих других авторов (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Л. Н. Коган, В. И. Муляр, С. Л. Рубинштейн и др.), прослеживается мысль о том, что цели деятельности личности идентичны целям самореализации, а цели самореализации – целям процесса жизнетворчества. Развитие личности является процессом самореализации, а самореализация – неотъемлемым звеном её становления.
В современной научно-технической деятельности университета существует узкая внутренняя дифференциация функций в инженерных профессиях. Эти функции формируются из ее связи с производством и социокультурными реалиями. Каждый специалист испытывает влияние социокультурных требований на характер своей деятельности. А оно, в свою очередь, проявляется в выборе социальных заказов на проектирование определенных объектов, в стиле мышления заказчика. Одновременно такой практический опыт влияет на духовное развитие специалиста технической сферы.
Е. А.Шаповалов указывает на «обособленность целеполагания в сфере создания техники» [3, с. 38] как на существенный признак технической деятельности. В процессе производственной, учебной деятельности преподаватель и студент активно включаются в процесс развития и функционирования техники. Такое взаимодействие влияет на их психологический образ и отношение к действительности. Техника всегда является средством, а не целью. Не может быть технических целей в жизни, могут быть только технические средства, жизненные цели всегда лежат в другой сфере, сфере духа [1]. К сожалению, опыт показывает, что средства жизнедеятельности достаточно часто заменяют цели жизнедеятельности. Это приводит к тому, что настоящие цели и ценности просто исчезают из сознания специалиста. «Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем всегда останется иррациональное начало» [1, с.151].
Механизм целеполагания отображает результат, который достигается либо будет достигаться благодаря деятельности, связанной с личностно-профессиональной самореализацией. Результатом деятельности механизма целеполагания является становление субъектных качеств профессионала, обеспечивающих его направленность на постоянные положительные самоизменения в системе «развивающаяся личность – профессия – общество».
Методика исследования и обсуждение результатов
На разных этапах проведенного исследования принимали участие и студенты, и аспиранты, и преподаватели ДонНТУ. В ходе описываемого эмпирического исследования выборка составила 262 человека (преподаватели и инженеры кафедр). В исследовании принимали участие специалисты со стажем работы от 5-ти до 40 и выше лет: профессора, доценты, инженеры, ассистенты, заведующие лабораториями. Были проведены беседы и стандартизированные опросы для выяснения личных мнений относительно реализации собственных желаний и производственных целей в профессиональной деятельности. По уровню самореализации (в расчет брались как косвенные характеристики, так и стандартизированная методика «САМОАЛ») исследуемые были разделены на три группы с низкой, средней и высокой потребностью в самореализации. Каждая из этих групп соответственно была поделена еще на две подгруппы по признаку стажа: до 15 лет, от 20 лет и более. Методами исследования были: беседа, анкетирование.
Содержание своих свободных ответов испытуемые фиксировали в бланках или на бумаге. Эта информация была стандартно проанализирована с определением частотности, с которой участники исследования выбирали те или иные свойства. В результате классификации содержания ответов нами были сформированы следующие положения.
Внешним указателем развития целеполагания является эффективность процесса постановки и реализации целей, то есть продуктивное решение задач по определению, построению и достижению цели при минимальных психических, физических и временных затратах. Внешне это можно оценить по таким личностными проявлениями специалиста: интеллектуальная инициативность; креативность; рациональные прогностические стратегии. Внутренний указатель выражается через показатели осмысленности профессиональных действий и ответственности за сделанный выбор, а также когнитивные (стратегичность мышления) и аффективные (использование эмоций как инструмента оценки производительности процесса постановки и достижения целей) показатели.
В результате исследования установлено, что в процессе определения цели специалисты неосознанно руководствуются антиномическими представлениями о необходимости построения «далеких», «больших», т.е. стратегических целей и о невозможности «вырваться» из круга «ближних», тактических целей. Успех целеполагания в представлениях респондентов связан с умением выбора цели, а также с высоким уровнем способности к свободному структурированию и интерпретации профессиональных действий. При этом часто участники исследования считают, что большинство людей не умеют ставить цели, но тем не менее приписывают себе высокий уровень способности к постановке цели.
Большинство респондентов умеют самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. В то же время около двух третей участников исследования соглашаются с необходимостью корректировать свои цели. Осознавая необходимость гибкости в постановке целей, участники исследования, одновременно, демонстрируют определенную склонность придерживаться заранее поставленных целей даже в ситуациях, когда они себя исчерпали. Гибкость в постановке целей в нашем исследовании определяется как способность выходить за рамки хорошо отработанного алгоритма профессионального поведения.
Утверждения определенного количества участников исследования о том, что они не меняют цели под давлением обстоятельств, косвенно демонстрируют завышенную самооценку в способности целеполагания в целом и отдельных ее компонентов. Взаимосвязи между устойчивостью целеполагания, стажем и уровнями самореализации установлены по подгруппам. В группах со стажем до 15 лет с ростом уровня самореализации увеличивается гибкость в постановке и выборе целей, способность соотносить уровень сложности поставленной цели с вероятностью ее достижения (рис.1).
Рис. 1. Гибкость в постановке цели с учетом отдаленных перспектив деятельности в группе со стажем до 15 лет
Для статистического анализа данных использовали меры связи, основанные на предпочтении. Для исследования взаимосвязи качественных альтернативных признаков, принимающих только 2 взаимоисключающих значения, использовали коэффициент ассоциации Юла (Q). Достоверная разница между подгруппами с низким, средним уровнями не установлена (у них показатели почти одинаковые). Достоверная разница установлена между этими подгруппами и подгруппой с высоким уровнем самореализации (Q=0,49).
В группе со стажем 20 лет и более с ростом показателей уровня самореализации происходит значительное повышение способности планировать собственное будущее, гибкости в постановке целей. Одновременно с повышением гибкости в постановке и выборе целей возрастает и настойчивость в достижении целей (динамика отражена на рис.2).
Рис. 2. Гибкость в постановке цели с учетом отдаленных перспектив деятельности в группе со стажем 20 лет и более
Для старшей возрастной группы была установлена достоверная разница между подгруппами с низким, средним уровнями (Q=0,3), средним и высоким уровнями - Q=0,28. Высокая мера связи показателей установлена между подгруппами с низким и высоким уровнем самореализации (Q=0,53).
Более высокая гибкость в постановке целей с учетом отдаленных перспектив деятельности фиксируется для групп со стажем до 15 лет, что объясняется возрастными особенностями участников исследования, объемом их профессионального и социального опыта. Значительный уровень гибкости в постановке цели в группе с низким уровнем самореализации и стажем до 15 лет (почти так же, как в группе со средним уровнем самореализации) можно объяснить нежеланием самостоятельно анализировать перспективы деятельности. Поэтому респондентами данной группы часто сохраняется потенциальная установка на то, что в случае необходимости всегда можно приспособиться к актуальной ситуации.
Общая динамика свидетельствует, что специалисты с низким уровнем самореализации в процессе целеполагания в большей степени склонны руководствоваться настоящим или прошлым, они меньше задумываются над перспективой. Специалисты с высоким уровнем самореализации глубже задумываются над перспективой, у них лучше развита прагматическая способность, профессиональное чутье.
Высокая продуктивность целеполагания обусловлена преимущественным влиянием тех составляющих способности к целеполаганию, которые обеспечивают максимально гармоничную реализацию личности. Непродуктивность целеполагания обусловлена отказом специалиста от активности в процессе достижения целей, т. е. несформированностью у него субъектной позиции. Наибольшую готовность к изменениям в постановке цели с учетом отдаленных перспектив деятельности продемонстрировала подгруппа с высоким уровнем самореализации, при этом количество респондентов, которые не смогли ответить на этот вопрос, наименьшее.
Объективно-субъективными факторами повышения эффективности целеполагания у преподавателей технического университета является обеспечение позитивного отношения к реализации определенной цели, создание условий диалогического взаимодействия. Это проявляется на экзистенциальном уровне в повышении степени сознания и ответственности за сделанный выбор, на когнитивном – в формировании стратегического мышления, на аффективном – в использовании эмоций как инструмента оценки производительности процесса постановки и достижения целей.
Целеполагание является сложным процессом перехода от представления желаемого или возможного к воплощению этого представления в реальном результате. При этом процессы целеполагания выступают как основные показатели субъектности личности и одновременно являются механизмами субъектной регуляции профессиональной деятельности. Целеполагание может осуществляться на непроизвольном уровне как собственно процесс или операция, однако субъектный уровень возможен только при условии, что порождение, выбор и реализация целей осуществляются специалистом произвольно.
Выводы
Специалисты с высоким уровнем самореализации показали более высокую гибкость в постановке целей: умение выстраивать стратегические, тактические и текущие цели как целостную систему и просчитывать последствия реализации каждой цели. Они имеют значительный арсенал средств достижения целей и оптимально используют их; способны гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию, но одновременно максимально самостоятельны в постановке и выборе целей, при целеполагании относительно независимы от внешних воздействий, например, таких как актуальное окружение.
В структуре целеполагания существуют противоречия между представлениями о желаемом и возможном и умением воплощать эти представления в реальных результатах. Эти противоречия обусловлены объективными обстоятельствами (внешними социальными, экономическими, политическими, культурными и другими воздействиями), уровнем личностной зрелости специалиста, преобладанием тех или иных способов решения ценностно-смысловых противоречий.
Для повышения эффективности процесса целеполагания у специалистов научно-технической сферы необходимо:
- рассматривать проблемы целеполагания в технической сфере во взаимосвязи с аксиологическими проблемами;
- развивать креативность мышления для оптимального преодоления ситуации неопределенности;
- формировать такие информационные контексты, когда развитие целеполагания осуществляется в логике постановки и решения специалистом личностных и профессиональных проблем, а взаимодействие этих интересов имеет характер диалога.
Способность к целеполаганию нами рассматривается как основная, среди всех других механизмов самореализации личности в профессиональной деятельности, механизм, так как целеполагание является компонентом любой деятельности, и, следовательно, любая профессиональная деятельность не может быть успешной без развитой способности к целеполаганию. Целеполагание на разных уровнях построения научно-технической деятельности обеспечивает: эффективное преодоление неопределенности в условиях множественности альтернатив, порождение и выбор целей независимо от их масштаба, направленности, характера, сферы и т. п. Одновременно, целеполагание характеризует специалиста как субъекта деятельности и является одним из показателей его субъектности как интегральной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Определяет эффективность построения индивидуальной стратегии жизнедеятельности.
Рецензенты:
Лефтеров В.А., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины, г. Донецк.
Плотников П.В., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Донецкий национальный университет Министерства образования и науки Украины, г.Донецк.
Библиографическая ссылка
Яковицкая Л.С. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10014 (дата обращения: 17.09.2024).