Введение
Последипломное педагогическое образование в последние десятилетия превратилось в быстро развивающуюся отрасль индустрии предоставления образовательных услуг различным категориям педагогических кадров, в частности преподавателям учреждений среднего профессионального образования. В связи с этим возникла необходимость проведения опытно-экспериментального исследования по разработке актуального содержания программы профессиональной переподготовки преподавателей колледжей на компетентностной основе как наиболее адекватной современным аттестационным требованиям, предъявляемым государственными нормативными документами к уровню профессиональной подготовки преподавателей в среднем профессиональном образовании.
Методологической основой для решения задач обоснования содержания и форм организации последипломного педагогического образования преподавателей колледжей разнопрофильной подготовки являются философские и психолого-педагогические идеи о понимании сущности человека как активного субъекта практической и теоретической деятельности; об обучении как виде общения, а также основные дидактические закономерности и принципы построения образовательного процесса, которые активно разрабатываются в отечественной психолого-педагогической науке. К их числу следует отнести: концепцию постиндустриального развития российского образования А.М. Новикова; теоретические основы современного профессионально-педагогического образования Г.М. Романцева, А.А. Жученко, П.Ф. Кубрушко и др.; концепцию многоуровневой системы непрерывного креативного образования М.М. Зиновкиной; концепцию психолого-педагогического сопровождения подготовки специалистов Э.Ф. Зеера; концепцию конкурентоспособности и мобильности специалиста в условиях рыночной экономики С.П. Андреева и др. [1; 2 и др.]. При этом следует учитывать, что речь идет об особой категории педагогических кадров, поскольку преподаватели колледжей имеют базовое отраслевое высшее образование, но ведут педагогическую деятельность. Кроме этого, анализ содержания нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность преподавателей колледжей, в частности квалификационную характеристику преподавателя учреждения среднего профессионального образования, утвержденную в августе 2010 года [4], позволяет сделать вывод, что, помимо обучения обучающихся, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, преподаватель выполняет значительный функционал, близкий по содержанию к социально-педагогической деятельности. Так, например, «содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании» [4]. Преподавателю вменяется в обязанность устанавливать контакт с родителями обучающихся и лицами, их заменяющими, владеть технологиями диагностики конфликтных ситуаций и вести работу по разрешению и профилактике конфликтов. Как правило, именно преподаватели колледжей, вне зависимости от профиля подготовки, являются руководителями производственной практики, поэтому помогают обучающимся устанавливать правильные трудовые отношения на рабочих местах с коллегами по работе и руководством предприятий и организаций, способствуют дальнейшему трудоустройству. Все эти обстоятельства, характеризующие особенности профессиональной педагогической деятельности преподавателей колледжей, привели нас к убеждению, что, проектируя педагогическое последипломное образование этой категории педагогических кадров, определяя теоретические подходы к его содержанию и формам организации, следует учесть названные особенности. Профессиональная переподготовка должна быть направлена на формирование самосознания человека и осознание себя как творческого профессионала. Содержание такой подготовки основывается на гуманистических представлениях о задачах профессиональной деятельности, желательных качествах человека (его профессиональное сознание и мышление, творческое активное действие в рамках отведенной компетенции). Совокупность таких представлений составляет концептуальную модель творческого профессионала, в данном случае - преподавателя колледжа. Наиболее важными компонентами профессиональной переподготовки преподавателей колледжей выступают следующие компоненты: системное мировоззрение и модельное мышление; профессиональное творчество в деятельности; праксеологическая, рефлексивная и информационная вооруженность; компетентность деятельности; социально-коммуникативная компетентность; стремление к саморазвитию и личностная компетентность; конкретно-предметные знания.
Под системным мировоззрением рассматриваются необходимые условия организации и осуществления управленческого труда на всех уровнях, конкретизируется же системное мировоззрение в модельном мышлении, т.е. в совокупности способностей, отражающих все стороны управленческого труда. Что касается профессионального творчества в деятельности, то сегодня важно в ходе обучения развивать творческое мышление обучающихся по программам профессиональной переподготовки педагогов колледжей и осваивать приемы творческой деятельности. Праксеологическая культура представляет собой совокупность необходимых способов, стратегий и способностей, обеспечивающих переход от формулирования проблем к конкретным действиям по их решению (постановка цели, принятие решения, планирование). Рефлексивная культура выступает как системообразующий фактор системы переподготовки в целом и представляет собой совокупность способностей, способов и стратегий, ведущих к осознанию и освобождению от стереотипов непродуктивного личностного опыта и деятельности. Информационная вооруженность составляет процесс переработки информации (сбор, анализ информации, в т.ч. и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий). Следующий компонент профессиональной переподготовки - компетентность деятельности - является стержнем и фундаментом общей компетентности специалиста. Безусловно, мерой и основным критерием выступает компетентность в профессиональной деятельности. Социально-коммуникативная компетентность проявляется во владении коммуникативными средствами, умении управлять собой, что, как известно, составляет 85% успеха в профессиональной деятельности руководителя и специалиста. Стремление к саморазвитию и личностная компетентность: акмеологические инварианты специалиста, являясь внутренними побудителями, обусловливают его потребность в активном саморазвитии. Ещё одним блоком компонентов профессиональной переподготовки выступают конкретно-предметные знания. Они имеют особо важное значение в связи с тем, что выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности. Педагогическая компетентность преподавателя колледжа не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От него требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и культурологических проблем. Теоретические основания для разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей колледжей позволили включить в программу профессиональной переподготовки данной категории педагогических кадров учебную дисциплину «Психолого-педагогическая компетентность педагога», направленную на формирование научно-педагогического мышления и психолого-педагогической компетентности преподавателей колледжей разнопрофильной подготовки. Инновационный характер содержания данной дисциплины обеспечивается ее новизной и востребованностью в компетентных педагогических кадрах учреждений среднего профессионального образования, интегративным характером содержания, формированием психолого-педагогической компетентности, методологической культуры, способности определять тенденции развития педагогики и психологии в условиях современного образовательного пространства. Содержательный компонент рабочей программы «Психолого-педагогическая компетентность педагога» выстроен по принципу модулей. Первый модуль - «Теоретические основы профессиональной компетентности педагога» - направлен на обоснование необходимости применения компетентностного подхода как направления модернизации образования, а также на формирование современного понимания основных направлений и задач развития мирового педагогического образования. Актуальность данного модуля определяется целями и задачами процесса модернизации педагогического образования, которые соответствуют внутренним закономерностям развития педагогического образования, очерчены в Программе развития образования РФ в период с 2013 до 2020 года и нормативно закреплены Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом в декабре 2012 г. [5]. Второй модуль - «Психолого-педагогическая компетентность педагога» - направлен на формирование современного понимания психолого-педагогической компетентности педагога как интегративной характеристики личности, которая предусматривает профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование его ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции. Третий модуль - «Инновационные технологии формирования компетентности педагога» - направлен на внедрение инновационных технологий и практик в системе профессиональной переподготовки педагогических кадров. Организация образовательного процесса для преподавателей колледжей разнопрофильной подготовки в процессе профессиональной переподготовки предполагала в результате обучения формирования необходимых для выполнения профессиональных функций как общепедагогических, так и специальных знаний, умений, навыков, позволяющих судить об общей компетентности специалиста. Диагностированию подлежали следующие показатели: академическая успеваемость, в том числе качественная оценка выпускной аттестационной работы; уровень сформированности универсальных компетенций педагога; уровень сформированности компетенции социального взаимодействия; социально-коммуникативные способности; владение технологиями дидактической деятельности; теоретическая и практическая подготовка в области информационно-коммуникационных технологий; правовая подготовка; уровень владения навыками рефлексии в профессиональном и личностном развитии; развитие творческого потенциала личности. В качестве примера рассмотрим процесс формирования компетенции социального взаимодействия как критерий эффективности программы профессиональной переподготовки преподавателей колледжей.
Ранее в ходе теоретического исследования вопросов, связанных с определением критериев результативности профессиональной переподготовки преподавателей колледжей в системе последипломного педагогического образования, было установлено, что одним из параметров успешности обучения является формирование компетенции социального взаимодействия как ключевой компетенции в их профессиональной педагогической деятельности. Среди отечественных исследований особое внимание заслуживает работа Зимней И.А. «Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования» [3], в которой автор не только разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное (компетенция) - актуальное (компетентность), когнитивное - личностное, но и выделяет основные компетенции. Для нас особый интерес представляют компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, в частности компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность. Одним из показателей сформированности компетенции социального взаимодействия является социально-психологическая адаптация. Обработка результатов исследования социально-психологической адаптации у преподавателей колледжей, проходивших курс профессиональной переподготовки, показала следующие результаты (таблица 1). Перед началом обучения в 2009 году было проведено тестирование с использованием методики «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» по показателям: адаптивность, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний и внешний контроль. По окончании обучения в 2011 году данную методику повторили.
Таблица 1. Формирование компетенции социального взаимодействия у преподавателей колледжей в процессе профессиональной переподготовки.
№ п/п |
Показатели |
До начала обучения |
После завершения |
Показатель эффективности |
1 |
Адаптивность |
43% |
59% |
16% |
2 |
Принятие других |
18% |
42% |
23% |
3 |
Эмоциональный комфорт |
46% |
61% |
13% |
4 |
Внутренний контроль |
34% |
49% |
17% |
5 |
Внешний контроль |
61% |
52% |
17% |
Адаптивность личности - способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. До начала обучения 43% показали, что адаптированы в новой среде. После окончания курса обучения их число увеличилось до 59%. Принятие других - способность к принятию другого человека, «не похожего на меня», имеющего отличные от «принятых мною традиций, правил и ценностей». До начала обучения 18% обладало таким качеством, а после завершения обучения - 42%. Эмоциональный комфорт является жизненно важным для человека на каждом этапе его развития. Насколько обучающийся себя чувствует эмоционально комфортно, зависит восприятие им окружающего мира и его психическое здоровье в целом. В педагогике приоритетной задачей ставится «обеспечение эмоционального благополучия каждой личности, развитие её положительного самоощущения». До начала обучения 46% чувствовали себя эмоционально комфортно. После прохождения обучения, имеющего в своей основе формирование компетенции социального взаимодействия, количество обучающихся, эмоционально комфортно ощущающих себя в группе во время занятий, возросло до 61%. Внутренний контроль личности делится на внутренний и внешний. В рамках внутреннего контроля обучающиеся сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность. Сравнивая показатели диагностики экспериментальных исследований до и после проведения занятий по программе профессиональной переподготовки преподавателей колледжей, в которую была включена учебная дисциплина «Психолого-педагогическая компетентность педагога», можно сделать вывод, что использование данной дисциплины повышает адаптивность, эмоциональный комфорт, внутренний контроль обучающихся по программе профессиональной переподготовки для преподавателей колледжей. Конфликтные ситуации преподаватели колледжей стараются решать не методом соперничества, а находить компромисс или выстраивать взаимоотношения в совместном решении проблем, учатся сотрудничать для успешного результата совместной деятельности.
Рецензенты:
Пушкарева Т.В., д.п.н., доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский социально-педагогический институт, г. Москва.
Серякова С.Б., д.п.н., профессор, заместитель декана факультета педагогики и психологии по учебно-методической работе, Московский социально-педагогический институт, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Леванова Е.А., Субочева М.Л. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10004 (дата обращения: 10.10.2024).