Введение
Перспективным направлением реорганизации российской экономики является развитие различных форм предпринимательских структур, что позволит насытить потребительский рынок товарами и услугами нового качества, создать дополнительные рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. Такие предприятия, как правило, обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и позволяют внедрять новые формы хозяйствования и технологий. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития малых и средних предприятий в контексте организации инновационных процессов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, внедрению технологий по производству инновационного продукта и формированию инновационного стиля поведения предпринимателей [8,9].
На данный момент можно констатировать, что в нашей стране есть отдельные точки инновационного роста, есть территории, где развиваются инновационные процессы, отдельные инновации, но в целом инновационная система не сложилась [7], не имеет четкой структуры с позиций показателей оценки проводимых инноваций.
Инновационные проекты в России реализуются и продвигаются очень сложно. Это подтверждает тот факт, что доля инноваций в экономике страны составляет всего 3-5 %. Общественные установки в отношении ноу-хау и инновационного развития достаточно слабые. Деловых людей не интересуют новые идеи, потому они предпочитают создавать бизнес, который бы работал по менее рискованной схеме - например, перепродажа недвижимости или товаров. В стране если и существуют заказчики, которых могут заинтересовать инновации, то их нельзя назвать достаточно крупными, чтобы данные инновации были массово воплощены в жизнь [3].
Совсем другая ситуация складывается в Европе и США, где инновации ценят и они могли бы стать примером для нашей страны. Согласно отчету «Глобальный рейтинг инноваций-2012: Более тесные связи в сфере инноваций в целях роста мировой экономики» второй год подряд Швейцария, Швеция и Сингапур занимают лидирующее положение по общим результатам деятельности в сфере инноваций. В соответствующих регионах лидерами являются следующие страны: в Европе - Швейцария, в Северной Америке - США, в Юго-Восточной Азии и Океании - Сингапур, в Северной Африке и Западной Азии - Израиль, в Латинской Америке и Карибском бассейне - Чили, в Центральной и Южной Азии - Индия и в странах Африки к югу от Сахары - Маврикий. Среди стран с экономикой низкого уровня доходов лидирует Кения [2].
В России разработаны собственные инновационные традиции и стандарты, которые позволяют широкомасштабно использовать нововведения в экономическом процессе. А главное - есть талантливые и изобретательные люди, которые генерируют такие идеи. Но, увы, пока можно говорить лишь о том, что инновационная инфраструктура, в которую традиционно входят ведомственные и академические институты, исследовательские центры и университеты, предприятия и технопарки, даже на 50 % не отвечает тому уровню, в котором нуждается современная инновационная отрасль [4].
Цель исследования
Исследование признаков инновационной активности предпринимательских структур с позиции комплексной оценки качественных характеристик показателей в условиях воздействия факторов внешней и внутренней среды.
Методы исследования
Методологическую основу исследования составили адаптационный подход, информационно-аналитический метод, а также метод включенного наблюдения.
Результаты исследования
Российская экономика медленно, но уверенно движется к инновационной составляющей и, возможно, достаточно скоро сможет называться экономикой будущего, главные компоненты которой - инновации и инвестиции в качественно новую продукцию. Не последнюю, а может, и определяющую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса со своими стратегиями развития, где ключевое место занимают креативные и мобильные предприниматели.
На сегодняшний день в малом бизнесе инноваторов крайне мало, даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Важная роль в интенсификации инновационного процесса принадлежит малым и средним предприятиям, что обусловлено их гибкостью, инициативностью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они призваны обеспечивать результативное освоение новых технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции [6]. Однако анализ многочисленных литературных источников, посвящённых вопросам исследования различных сторон и аспектов инновационной деятельности, позволяет говорить о том, что эффективность и ценность инновационных процессов не являются равнозначными для отдельной организации в сегменте рынка малых предпринимательских структур. Их значимость может быть определена и возрастать только в контексте конкретной стратегии развития компании, и оцениваться категорией инновационной активности (ИА).
Инновационная активность позволяет оценить характер инновационной деятельности, которая отличается содержанием, структурой и составом конкретных действий, совершаемых по определённой технологии. Инновационная активность - это характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и её результатами. Ведь инновационная деятельность может дать как положительный, так и отрицательный результат. Очень часто при одних и тех же стратегиях, целях, планах, ресурсном потенциале у разных руководителей различных предприятий совершенно разные результаты. Именно различия в инновационной активности позволяют объяснить неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных позициях.
В свою очередь, ИА стратегического характера определяется показателями качества инновационной стратегии конкуренции, уровнем мобилизации инновационного потенциала, количеством привлеченных инвестиций, культурой, при проведении инновационных изменений и обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности [8].
Как известно, на результат эффективности функционирования предприятия любой сферы деятельности оказывают влияние внешняя и внутренняя среды, имеющие свои группы факторов, подлежащих в процессе воздействия возможной коррекции.
Управление ИА предполагает подробное рассмотрение и оценку факторов влияния, как внешних, так и внутренних. Обобщив существующие подходы российских и зарубежных исследователей к оценке и интерпретации инновационной активности предприятий, разработана номенклатура исходных данных для проведения комплексной оценки ИА с выделением ресурсного и результативного показателей.
Фактор группы среды, влияющий на показания результата (количественного, качественного) признака инновационной активности, может иметь отклонения как в положительную, так и в отрицательную стороны в зависимости от препятствий и возможностей организации инновационного процесса заданной среды.
В табличной форме представлены взаимосвязь качественных характеристик ИА, а так же проблемы , которые препятствуют развитию и мобильности предпринимательских структур. При оценке ИА использован практический опыт руководителей малых и средних предприятий, применяющих в своей деятельности технологии для создания инновационных продуктов и услуг, что позволило выявить качественные характеристики признаков ИА.
Заключение
Результаты, представленные в таблице, в должной степени демонстрируют качественные характеристики признаков, которые формируют инновационную активность предприятий малого и среднего бизнеса и те препятствия и угрозы, которые являются ограничительным моментом в их развитии. В таблице приведены лишь наиболее значимые характеристики, которые по итогам ранжирования находятся на верхних позициях рассматриваемого перечня.
В России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Даже у крупных компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса. В перспективе это может привести к ухудшению качества и уровня новизны инноваций, к дальнейшему замедлению ИА [1].
Инновационная активность предпринимательских структур должна поддерживаться государством на всех уровнях деятельности. Если будет решена проблема конкурентоспособности инновационно активных малых и средних предприятий, то это во многом обеспечит перспективное развитие экономики России.
Таблица. Препятствия и возможности развития признаков инновационной активности в малом секторе экономики
Группа факторов |
Фактор группы |
Признак ИА, на показатель которого влияет фактор |
Угрозы и препятствия развития признака ИА |
Возможности развития показателей ИА |
Внешняя среда |
||||
Экономические |
Уровень инфляции |
Уровень привлеченных инвестиций |
- доходность вложений не превышает темпы инфляции; - отсутствие залогового потенциала со стороны предприятия заемщика |
- привлечение иностранного капитала; - снижение кредитных ставок для предприятий малого и среднего бизнеса; - оценка интеллектуальной собственности в качестве залоговой |
Платежеспособность предприятий |
- краткосрочное финансирование инновационных проектов |
- увеличение собственного оборотного капитала; |
||
Бюджетный дефицит Балансовый дефицит страны Положение отрасли , куда входит предприятие |
- кризисные явления в экономике; - ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - нарушение экономических связей |
- направление инвестирования бюджетных средств в сторону малых предприятий; - более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства
|
||
Государственные пошлины Налоговая политика Таможенная политика |
Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности |
- увеличение налогового бремени; - усложненный порядок процедур и сроки рассмотрения и оформления документов по внешнеэкономическим операциям |
- снижение ставок налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование, новые технологии, комплектующие материалы и сырье, технику, не производящиеся в России и используемые в собственном производстве; - введение специального налогового режима; - прогнозирование экономической ситуации в целом |
|
Политические |
Нормативные акты местных и центральных органов власти |
Уровень мобилизации инновационного потенциала |
- недостаточная эффективность механизмов властной поддержки на местном и региональном уровнях |
- создание легитимных и авторитетных общественных организаций, представляющих широкие слои мелких предпринимателей |
Политический климат в стране |
Соответствие реакции фирмы характеру стратегической ситуации |
- деятельность власти и общее направление развития страны |
- диалог бизнеса и власти, оправдание ожиданий |
|
Международные соглашения по тарифам и торговле |
Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности |
- тарифные барьеры - количественные ограничения (импортные квота и субсидии) |
- содействие со стороны государственных структур справедливым условиям торговли |
|
Правовое регулирование экономики государством |
- современное состояние законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности |
- стабильное обеспечение правовой базы функционирующего рынка
|
||
Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам |
- отсутствие государственных методов регулирования доступа к ресурсным фондам
|
- эффективное распределение ресурсов между отраслями; - разработка механизмов обеспечения свободы доступа к природным ресурсам |
||
Антимонопольная политика |
Качество инновационной стратегии конкуренции |
- неравные условия конкуренции; - ограничение конкуренции со стороны исполнительной власти |
- антимонопольное государственное регулирование; - совершенствование инструментария антимонопольной политики |
|
Кредитная политика |
- дефицитом финансовых институтов для обеспечения непрерывности инновационного цикла; - низкая капитализация банков |
-направление вектора государственной политики в сторону кредитования инновационной деятельности; - решение задач стимулирования предложения кредитов для инновационных производственных структур |
||
Рыночные |
Демографическая ситуация |
Уровень мобилизации инновационного потенциала |
- демографический кризис; - неравномерная территориальная концентрация населения; - снижение качества жизни населения |
- системные реформы повышения рождаемости; - стимулирование населения для переезда в малонаселенные территории |
Уровень доходов населения |
|
- социальная нестабильность - безработица |
- повышение уровня жизни населения
|
|
Уровень конкуренции в отрасли |
Качество инновационной стратегии конкуренции |
- изменения влияния движущих сил отрасли; - внедрение новых товаров и услуг |
- использование стратегического планирования, отслеживание стратегий конкурентов; - применение современных маркетинговых технологий |
|
Жизненный цикл товаров и услуг |
Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности |
- зависимость спроса от этапа жизненного цикла товара или услуги |
- выстраивание маркетинговой стратегии предприятия; - внедрение новых товаров и услуг; - выстраивание концепции ребрендинга |
|
Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие |
- наличие барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости; - неравномерность численности продавцов на анализируемом сегменте рынка |
- государственное регулирование монополий на рынке; - координация коэффициентов концентрации рынка |
||
Технологические |
Технологические инновации Изменения в технологии производства Прогресс в использовании сырья и материалов |
Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности |
- поддержка со стороны государства избранных производств; - отсутствие экспертизы инновационного продукта |
- интеграция результатов инновационной деятельности и поддержки государства; - распределить рисков и прибыли между государством и бизнесом; -поддержка и стимулирование инновационного рынка |
Социальные |
Социальные ценности, установки |
Уровень методов, культуры и ориентиров, использованных при проведении инновационных изменений |
- отрицательные результаты социально- политических и экономических процессов в обществе |
- поддержка и развитие ценностных ориентаций в обществе |
Отношение между национальностями и национальными образованиями |
- расслоение общества; - присутствие межнациональных разногласий и конфликтов |
- выстраивание отношений между различными национальными образованиями, как на региональном, так и государственном уровнях; - поддержка национальной культуры отдельного образования |
||
Отношение населения к предпринимательству |
- формировавшийся годами негативный образ предпринимателя; - активное расслоение общества; - низкий уровень культуры отношений |
- активное участие предпринимательства в социально-экономической жизни общества; - формирование положительного имиджа предпринимателя государством |
||
Движение в защиту прав потребителей |
- активное развитие потребительского экстремизма |
- потребительское воспитание; - выстраивание конструктивных диалогов между потребительским сообществом и бизнесом |
||
Изменение роли менеджеров и их социальные установки |
- изменение социальных ценностей; - руководство бизнесом без учета социальных установок |
- увеличение роли тайм-менеджмента в инновационных процессах предприятий; - инновационный менеджмент |
||
Международные |
Возможности выхода на международные рынки Зарубежные конкуренты и их оценка Анализ зарубежных рынков |
Качество инновационной стратегии конкуренции |
- монополия на локальном рынке; - отсутствие маркетинговых стратегий; - отсутствие механизмов нейтрализации внешних угроз за счет сильных сторон предприятия; -неравноправное научно-техническое сотрудничество |
- профессиональная оценка качественных и количественных показателей макросреды; - использование в полной мере возможностей стратегического менеджмента; - использование современных маркетинговых технологий |
Таможенная и протекционистская политика |
- нестабильность национальной экономики; - сложная структура внешней торговли
|
- эффективная таможенная система
|
||
Внутренняя среда |
||||
Организационные |
Миссия и стратегия |
Уровень методов и культуры, использованных при проведении инновационных изменений
Мотивация персонала, формирование инновационного стиля поведения предпринимателей |
- отсутствие стандартов организационной культуры и структуры предприятия; - особенности наличия ментальных признаков культурного пространства предприятия; - отсутствие и несоблюдению внутрикорпоративных стандартов |
- формирование инновационной стратегии и миссии предприятия; - ориентация на ценности и миссию организации |
Кадровый потенциал |
- демографическая составляющая региона; - отсутствие мотивации к саморазвитию у сотрудников; - повышенный риск профессионального стресса |
- повышение квалификации персонала; - формирование коллектива с учетом мотивационных типов сотрудников |
||
Организационная структура |
-формальное распределение ролей и функций внутри организации; - бюрократизация структуры |
- сокращение иерархических уровней и каналов общения; - расширенный объем полномочий руководству на местах |
||
Технология производства |
Уровень мобилизации инновационного потенциала, в т.ч. его латентной части |
- риски организационно-технологического характера |
- разработка скриптов технологических линеек предприятия |
|
Имидж организации |
- отрицание психодиагностических характеристик при исследовании внутреннего и внешнего имиджей организации; - непринятие современных технологий формирования имиджа руководством организации |
- профессиональный подход к формированию или совершенствованию положительного имиджа организации на основе глубокого исследования качественных и количественных характеристик существующего имиджа
|
Рецензенты:
Петухов Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Инженерной школы Дальневосточного федерального университета по инновационному развитию, г. Владивосток.
Ембулаев Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математики и моделирования Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.