Введение. Усиление полиэтничности современного общества в условиях глобализации экономики и миграции населения актуализирует проблему социально-психологической адаптации. В процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности индивид самоизменяется и старается изменить окружающую действительность, испытывая при этом удовлетворенность или неудовлетворенность от оптимального или неоптимального соотношения своих возможностей (требований) и требований (возможностей) среды.
Переживание удовлетворенности характеризует тот или иной уровень субъективного благополучия личности. Поскольку субъективное благополучие личности связано с ориентацией на социальные нормы и представления о том, что считается в данном социальном окружении благополучием [6], то особенности его достижения и переживания детерминированы условиями социализации, в том числе и этнической. Исследователи указывают на этническую обусловленность психологических характеристик индивида, зависимость выбранных стратегий поведения [5], ценностных ориентаций и уровней субъективного благополучия от принадлежности к тому или иному этносу [4], на предпочтение той или иной сферы проявления социальной активности у представителей разных этносов [3], на различия характеристик социально-психологической адаптации в зависимости от условий социализации [2]. В то же время в социальной психологии нет четкого ответа на вопрос, каким образом характеристики социально-психологической адаптации представителей разных этносов определяют уровни их субъективного благополучия.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью понимания и практического учета этнопсихологических различий того, каким образом личность переживает удовлетворенность от результатов своей деятельности и социальной активности, какие психологические состояния характерны для процессов жизни и деятельности в период социально-психологической адаптации, насколько они позитивны, поскольку именно от этого зависит дальнейшая общественно полезная активность и психологическое здоровье личности.
Целью предпринятого исследования является определение прогностических параметров различных уровней субъективного благополучия контактирующих этносов Поволжья. В качестве прогностических параметров (предикторов) взяты характеристики процесса социально-психологической адаптации.
Экспериментальная база. В исследовании приняли участие 2 группы, относящие себя по результатам опроса к этническим группам казахов и русских (по 30 человек в каждой группе). Возраст испытуемых 17-19 лет. Исследование проводилось на базе вузов г. Саратова.
Методы и методики. В качестве диагностических методов использовались тестирование и шкалирование. Результаты социально-психологической адаптации определялись по тесту СПА К. Роджерса, Р. Даймонда, уровни субъективного благополучия - шкалированием по 10-балльной системе. В названии шкал было включено следующее содержание, отражающее ключевые стороны изучаемого феномена: общая удовлетворенность жизнью, учебой, своей активностью, эмоциональным состоянием, здоровьем, социальным окружением (отношениями с друзьями, преподавателями, в семье), материальной стороной жизни, прошлым, будущими перспективами. В качестве математико-статистических методов применялся регрессионный анализ с помощью IBM SPSS Statistics 19.
Результаты исследования и их анализ. В таблице представлены выявленные в результате регрессионного анализа прогностические параметры уровней субъективного благополучия, выраженного в удовлетворенности представителей этнических групп казахов и русских различными сторонами жизни и деятельности. Видно, что социально-психологическая адаптация у казахов в меньшей степени определяет удовлетворенность теми или иными явлениями их жизни. В этой группе не выявлены предикторы удовлетворенности учебой, здоровьем, отношениями с друзьями и преподавателями, материальной стороной жизни, своим прошлым. В группе русских субъективное благополучие, выраженное в удовлетворенности, в большей степени обусловлено характеристиками социально-психологической адаптации. Всего два уровня удовлетворенности (отношениями с друзьями и преподавателями) не детерминируются социально-психологической адаптацией. В более ранних исследованиях нами было показано, что для русских удовлетворение в процессе социально-психологической адаптации и оценка межличностного общения как процесса с положительным результатом может быть только при наличии достижения согласия через преодоление трудностей, согласования индивидуальных мнений, напряженной коммуникации, понимания и взаимодействия, а для казахской молодежи характерными являются более спокойные межличностные ситуации, в которых они переживают состояние адаптированности и удовлетворенности (Волгоград).
Таблица
Предикторы уровней субъективного благополучия у казахов и русских
* - со знаком «+» предикторы, увеличивающие удовлетворенность, со знаком «-» - уменьшающие.
Нами также показано, что состояние адаптированности у русских связано с насыщенностью позитивных и негативных тенденций в процессе социально-психологической адаптации (там же), что может быть связано с более сильной детерминированностью удовлетворенности характеристиками социально-психологической адаптации. Состояние удовлетворенности, таким образом, у русской молодежи достигается труднее, в меньшей степени стабильно и зависит от большего количества факторов, чем у представителей казахского этноса.
Из таблицы видно, что удовлетворенность отношениями с друзьями и преподавателями и в группе казахской, и в группе русской молодежи не имеют предикторов в сфере социально-психологической адаптации. Очевидно, отношения с друзьями формируются как более стабильные и в меньшей степени поддающиеся влиянию процессов приспособления на данном возрастном этапе, а удовлетворенность данными взаимоотношениями детерминируется другими социально-психологическими явлениями, например, самореализацией, оказанием помощи друзьям, проведением совместного досуга и др. в условиях уже сформированных и устойчивых эмоционально положительных взаимоотношений. Удовлетворенность отношениями с преподавателями, скорее всего, формируется на основе сложившихся и относительно устойчивых паттернов поведения, отношений и взаимодействий с учителем как обладателем специального знания, как с субъектом, передающим это знание и формирующим определенные компетенции у молодых людей. Поэтому удовлетворенность взаимоотношениями данного рода и процессы приспособления к взаимодействию с преподавателями вуза являются относительно изолированными друг от друга явлениями.
В результате регрессионного анализа были получены весовые значения предикторов субъективного благополучия. Так, формула регрессии для удовлетворенности жизнью в целом имеет в группах следующий вид: УдЖ=4,2+0,08ВнутК-0,09ЭД - для казахов, УдЖ=3,98+0,08ВнутК-0,11НС, где УдЖ - удовлетворенность жизнью в целом, ВнутК - внутренний контроль, ЭД - эмоциональный дискомфорт, НС - неприятие себя. Видно, что если положительные предикторы общей удовлетворенности жизнью не имеют этнической специфики и связаны с интернальностью индивида, то отрицательные в группе казахов связаны с эмоциональными механизмами, а в группе русских локализуются в направлении негативного самоотношения. Соответственно, потенциал повышения субъективного благополучия у казахов может быть связан с навыками эмоциональной саморегуляции, а у русских с формированием позитивной Я-концепции.
Удовлетворенность проявлением своей активности не имеет этнической специфики и связана, в первую очередь, с принятием других людей (см. табл.). Так, в группе казахов регрессионное выражение имеет вид УдА=2,09+0,14ПДр, а в группе русских - УдА=2,6+0,13ПДр, где УдА - удовлетворенность своей активностью, ПДр - принятие других. Та же закономерность выявлена и в детерминации удовлетворенности социальным окружением в целом. В группе казахов регрессионное выражение имеет вид УдСО=4,6+0,11ПДр, а в группе русских - УдСО=4+0,11ПДр, где УдСО - удовлетворенность социальным окружением в целом, ПДр - принятие других. Таким образом, удовлетворенность своей субъектностью и отношениями с социальным окружением в целом определяется тем, в какой степени молодой человек, независимо от его принадлежности к казахскому или русскому этносу, принимает особенности других людей, эмоционально спокоен и толерантен по отношению к ним, умеет взаимодействовать с учетом этих особенностей, принимает их оценки результатов своей активности. Очевидно, такое отношение к другим людям способствует более высокой самооценке результатов своих активных действий не только в социальном взаимодействии, но и в других сферах проявления активности.
Удовлетворенность своим эмоциональным состоянием и семейными взаимоотношениями в группах представителей казахского и русского этносов детерминируется самоотношением, но в группе казахов - это положительное приятие себя, а в группе русских - это отрицательная тенденция неприятия себя. Уравнение регрессии соответственно имеет следующий вид: для казахов - УдЭ=-2,13+0,14ПС и УдСВ= 0,16+0,13ПС, для русских - УдЭ=8,88-0,14НС и УдСВ=8,8-0,11НС, где УдЭ - удовлетворенность своим эмоциональным состоянием, УдСВ - удовлетворенность семейными взаимоотношениями, ПС - приятие себя, НС - неприятие себя. Характерное для русских студентов негативное самоотношение существенно снижает их субъективное благополучие, повышает личностную напряженность и конфликтность Я-концепции, ухудшает эмоциональный фон жизни и деятельности, снижает удовлетворенность взаимоотношениями в одной из значимых социальных групп - семье.
Этническую специфику имеет удовлетворенность своими перспективами в будущем (см. табл.). У казахов она связана с интернальностью - УдБ=1,9+0,08ВнутК, у русских - с положительными результатами социально-психологической адаптации в настоящем - УдБ=-0,71+0,45А, где УдБ - удовлетворенность будущими перспективами своей жизни, ВнутК - внутренний контроль (интернальность), УдА - удовлетворенность своей адаптированностью в настоящем. Относительно высокий весовой коэффициент состояния адаптированности в настоящем у русских свидетельствует о значимости этого фактора в процессе формирования у них жизненной перспективы и конкретизации планов на будущее. Поскольку, как было показано выше, общая адаптированность у русских достигается за счет напряженного соотношения процессов адаптации и дезадаптации, то и образы жизненной перспективы и будущего, скорее всего, противоречивы и конфликтны. У казахов удовлетворенность будущими перспективами жизни детерминируется интернальностью, что позволяет им поддерживать уверенность в возможности собственного влияния на процессы своей будущей жизни.
В группе представителей русского этноса обнаружены также предикторы других уровней удовлетворенности, которые в группе казахов не детерминируются социально-психологической адаптацией. Так, удовлетворенность учебой снижается у русских в связи с приятием других людей: УдУ=8,89-0,87ПДр, где УдУ - удовлетворенность учебой, ПДр - приятие других. Очевидно, приятие других людей и ориентация, прежде всего, на особенности социальных взаимоотношений, отвлекают студентов от процесса и результатов учебной деятельности, не способствуют развитию учебно-деловой направленности личности.
Удовлетворенность здоровьем в группе русских связана с соотношением адаптации и дезадаптации: УдЗ=0,47+9,92КА, где УдЗ - удовлетворенность здоровьем, КА - коэффициент адаптированности, характеризующий соотношение адаптации и дезадаптации. Напряженность и конфликтность позитивных и негативных тенденций в процессе социально-психологической адаптации, о которой говорилось выше, значимо снижает субъективную оценку здоровья у русских студентов. Возможно, и объективная картина психологического здоровья в таких условиях выглядит не лучшим образом и требует специальной психологической помощи и снижения общей психической напряженности.
Из таблицы видно, что удовлетворенность материальной стороной жизни у представителей русского этноса снижается за счет эмоционального комфорта: УдМ=10,2-0,16ЭК, где УдМ - удовлетворенность материальной стороной жизни, ЭК - эмоциональный комфорт. Из этого можно заключить, что оценивание обеспеченности жизни материальными благами и достижение эмоционального комфорта для русской молодежи - разнонаправленные процессы, а высокий эмоциональный комфорт может быть одним из компенсаторных механизмов низкой удовлетворенности материальной стороной жизни.
По сравнению с представителями казахского этноса, у русских удовлетворенность своим прошлым обусловливается социально-психологической адаптацией в настоящем: УдП=-3,59+0,12ПС+0,23Д, где УдП - удовлетворенность своим прошлым, ПС - приятие себя, Д - доминирование. Высокая самооценка, положительное оценивание своих особенностей с дополнением установок на доминирование в межличностных отношениях являются предикторами позитивного отношения к своему прошлому у русских студентов.
Выводы. Таким образом, предпринятое исследование позволило выявить предикторы субъективного благополучия личности, находящиеся в области социально-психологической адаптации личности у казахской и русской молодежи, определить их весовые коэффициенты и прогностическую ценность. В целом, у представителей русского этноса удовлетворенность в большей степени обусловлена показателями социально-психологической адаптации, чем у казахов. Этнопсихологическую специфику при сравнении русских и казахов имеет детерминация со стороны социально-психологической адаптации удовлетворенности жизнью в целом, учебой, своим эмоциональным состоянием, здоровьем, семейными взаимоотношениями, материальной стороной жизни, своим прошлым и будущим. Не имеет этнопсихологической специфики детерминация удовлетворенности своей активностью, отношениями с социальным окружением в целом, отношениями с друзьями и преподавателями.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности» (грант №11-06-00026 а).
Рецензенты:
Шамионов Р. М., д. псих.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г.Саратов.
Рягузова Е. В., д.псих.н., доцент, доцент кафедры социальной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г.Саратов.