Введение
На современном этапе развития высшего медицинского образования актуальным являются внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, анализа и представления результатов в доступной форме. В данной статье представлены примеры использования интернет-ресурсов в ходе проведения индивидуальных консультаций со студентами.
Цель исследования
Повышение качества подготовки студентов медико-профилактического факультета.
Материал и методы исследования
Для анализа послужили данные ежегодной отчетной формы № 12 (число заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения) из единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [2]. В качестве показателей студентам предлагалось выбрать группы заболеваний, в этиопатогенезе которых определенную роль играют факторы химического загрязнения воды, с последующим построением картограмм с использованием имеющегося программного обеспечения. В основе картирования принят метод персентилей [6].
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве примера на рис. 1 представлена картограмма первичной заболеваемости болезнями органов пищеварения населения Российской Федерации в 2011 г. Как видно из картограммы, наиболее высокие показатели заболеваемости (выделены черным цветом) регистрируются в регионах преимущественно Дальневосточного, Северо-Западного и Приволжского ФО. В Сибирском ФО высокие показатели заболеваемости по данной нозологии отмечены в трех регионах, в том числе и в Омской области (рис. 1).
Рис. 1. Картограмма заболеваемости болезнями органов пищеварения за 2011 г.
Для дальнейшего анализа были выделены сенситивные группы населения – дети Омской области от 0 до 14 лет. В работе использована методика «Персентиль-профиль» [1]. В результате анализа установлена наиболее высокая заболеваемость (выше Р75) по классам болезней костно-мышечной системы, соединительной ткани и органов пищеварения (рис. 2).
На данном этапе работы решается задача проблемно-ориентированного обучения, можно предположить возможный риск развития данных заболеваний в зависимости от качества питьевой воды. Студентам предлагается провести оценку наличия в воде химических элементов, повышающих риск для здоровья детей, по интерактивной карте воды России, созданной при непосредственном участии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН ГУП, «Водоканала Санкт-Петербурга», ООО «Здоровье Инфо» [4].
Рис. 2. Персентиль-профили заболеваемости детей в Омской области (показатели стандартизированы в % от медианы, медиана – 100). Обозначения: вертикальные штрихи – диапазоны статистической нормы (Р25-Р75) для совокупности регионов РФ по соответствующему классу болезней
Работа с интерактивной картой позволяет ознакомиться с качеством питьевой воды и воды из водоисточников с выделением районов области, в которых существуют риски для здоровья с указанием химических загрязнителей. При работе с интерактивной картой студенты имеют возможность самостоятельно ознакомиться с различной информацией, начиная от описания химического элемента и заканчивая рисками развития болезней, заинтересованы полученными результатами, что способствует более осмысленному отношению к выполняемой работе.
В целях обобщения информации следующим шагом студентам предлагается составление схемы, представленной в табл. 1. В основу схемы положены данные паспортизации муниципальных образований Омской области по показателям здоровья и возможные риски для здоровья, связанные с питьевой водой [3-5]. Обозначения на схеме: заштрихованные ячейки – уровень заболеваемости выше Р75, ситуация проблемная; знак «+» – возможные риски для здоровья по интерактивной карте.
Разночтения, полученные при сопоставлении показателей здоровья и потенциальных рисков, позволяют выдвигать гипотезы о возможных причинах несоответствия: в первую очередь о низком качестве информации, различной доступности медицинской помощи.
Из схемы видно, что в ряде районов области – в Азовском, Большеуковском, Горьковском, Любинском, Москаленском, Нижне-Омском, Павлоградском, Полтавском, Саргатском, Таврическом, Щербакульском – ни по одному из рассматриваемых классов болезней превышений статистической нормы признака (>Р75) не установлено. Однако в четырех из вышеуказанных районов (Азовский, Горьковский, Нижне-Омский, Саргатский) отмечены возможные риски для здоровья.
Таблица 1 - Обобщенные результаты паспортизации муниципальных образований Омской области по показателям здоровья и возможных рисков для здоровья
Необходима оценка качества информации по заболеваемости болезнями органов пищеварения в Седельниковском и Тюкалинском районах, где риск здоровью обусловлен превышением содержания в воде мышьяка.
Невозможно оценить здоровье детей на территории с низкой заболеваемостью болезнями мочеполовой системы в пяти районах области (Колосовский, Омский, Саргатский, Тарский, Тюкалинский), т.к. качество воды по жесткости несопоставимо с показателями заболеваемости.
Заключение
Окончательная оценка здоровья детей в данных районах может быть дана на основании изучения дополнительных показателей общественного здоровья, оценки медицинского обеспечения, мониторинга качества продуктов питания и т.д.
По результатам работы студенты проявляют активный интерес к полученной ими информации и в целом к занятию. Таким образом, интерактивное обучение, имеющее своей главной целью формирование профессиональных качеств будущих врачей, можно рассматривать в качестве перспективного средства совершенствования учебного процесса и должно использоваться в сочетании с различными учебно-наглядными пособиями, макетами и другими традиционными средствами обучения.
Рецензенты:
Турчанинов Денис Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Сохошко Игорь Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.