Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SYSTEM OF AGRICULTURAL CONSUMER SERVICE COOPERATIVES AS A PROMISING INSTITUT THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE RURAL TERRITORIES

Palatkin I.V. 1 Afanaseva M.S. 1
1 Federalnoe state budget institution of higher education «Penza State Technological Academy»
The problems of unemployment, low income, non-compliance with modern standards of living, lack of infrastructure, social services can result in degradation of rural areas. In connection with this is the actual development of the system of agricultural consumer cooperatives serving. The article describes the main indicators of social services of rural areas of the Penza region, the mechanism of state support for cooperation, the problems constraining the development of the service cooperatives. In the study, the organization formed algorithm unemployed citizens agricultural consumer cooperative. Presented promising organizational model of the system of agricultural consumer cooperatives serving as a tool to replace the functions of the state in social services of the village.
government support
model
algorithm
agricultural consumer service cooperative

В современных условиях функционирования агропромышленного комплекса наблюдается деградация сельских территорий при низком уровне доходов населения и несоответствии качества жизни на селе современным стандартам. Практика показывает, что ни управляющие компании или государственные учреждения в сфере социально бытового обслуживания, ни институты местного самоуправления не справляются с обеспечением должного уровня развития сельских территорий. В частности, создание в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) ООО, АО, МУПов в виде управляющих компаний привело к росту тарифов, коррупции, отсутствию эффективных механизмов управления. Кроме того, политика передачи части полномочий по обеспечению данной сферы на региональный и муниципальный уровень привела к реальной угрозе устойчивого развития сельской местности в связи с дотационным характером большинства территорий и отсутствием проработанного механизма финансирования расходов по реализации социальных программ и программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере социально-бытового обслуживания сельских территорий за счет организации и развития обслуживающих потребительских кооперативов, которые являются как институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе.

Практика функционирования агропромышленного комплекса Пензенской области, как одного из регионов, где кооперация получила наиболее активное развитие, показывает, что жители сельских территорий сталкиваются с проблемами водоснабжения, газификации, электроснабжения, строительства, уборки твердых бытовых отходов, благоустройства территорий, содержания малолетних детей и обслуживания жителей пожилого возраста, проблемами пожаротушения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, износ инженерной инфраструктуры в жилищно-коммунальной сфере сельских территорий Пензенской области достиг 80–90 %. Из общей численности населения области только 79 % обеспечено доброкачественной водой. Кроме того, 1674,5 км (27,9 %) водопроводных и 131,5 км (41,6 %) канализационных сетей находились в аварийном состоянии. Более чем в 20 населенных пунктах необходимо проведение реконструкции или строительства сооружений биологической очистки. По итогам 2010 года удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в среднем по муниципальным образованиям региона составила 76 % [5].

Решению этих проблем способствует организация сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов, которые дают возможность организовать совместную деятельность сельских жителей таким образом, чтобы они сообща решали имеющиеся проблемы социально-бытового обслуживания сельских территорий.

Проведенное исследование показало, что по отраслям деятельности обслуживающие кооперативы Пензенской области в основном предоставляют своим членам услуги по сбыту и переработке продукции, заготовке кормов и снабжению сырьем и материально-техническими ресурсами. Кроме перечисленных видов деятельности существуют кооперативы по оказанию услуг водоснабжения населенных пунктов, ритуальных услуг, ремонтно-бытовых работ, транспортных услуг и т.д. (рисунок 1). Также получили свое развитие обслуживающие кооперативы по пожаротушению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в форме добровольных пожарных дружин на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов) ЖКХ. Данная инициатива была организована Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области и Центром развития сельской кооперации и поддержана Министерством обороны, которое для оснащения добровольных пожарных формирований в собственность муниципальных образований в период с 2010 по 2012 год передало 208 высвободившихся автомобильных водоразливочных станций АРС-14 и топливозаправщиков на шасси ЗиЛ-131 и МАЗ [2].

Рисунок 1.Направления деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в % к числу респондентов

При этом создание и развитие сельских обслуживающих кооперативов сдерживает ряд проблем:

  • отсутствие у мелких сельхозтоваропроизводителей достаточных денежных средств для формирования стартового капитала кооператива;
  • высокая стоимость привлечения финансовых средств в банках и кредитных кооперативах;
  • устаревшая или отсутствующая материально-техническая база социально-бытового обслуживания сельских территорий;
  • несовершенство законодательной базы в вопросах организации и налогообложения деятельности кооперативов, расчета тарифов по услугам кооператива и вопросов передачи основных средств на его баланс;
  • самоустранение в большинстве регионов и районов органов исполнительной и представительной власти от проблем развития сельской кооперации;
  • отсутствие высококвалифицированных специалистов социально-бытовой сферы и управления на селе;
  • отсутствие доступной информации по направлениям деятельности кооператива социальной инфраструктуры села.

На решение проблем кооперативов направлена областная политика в сфере АПК, которая предполагает субсидирование затрат на регистрацию и организацию материально-технической базы кооператива, субсидирование процентной ставки по кредитам банков, выделение грантовой поддержки, помощь в организации институтов инфраструктуры системы сельскохозяйственной кооперации. Однако данная поддержка не имеет должного качественного эффекта: при положительной динамике создания процент кооперативов, успешно осуществляющих деятельность, не превышает 85 %. Необходимо совершенствование механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов.

Перспективным направлением данного процесса является организация многоканальной и многоуровневой поддержки в рамках целевых федеральных и социально значимых региональных и муниципальных программ, учитывающих актуальность перехода от государственной поддержки кооперативов (на этапе их организации) к частно-государственному партнерству.

Существующий механизм государственной поддержки обслуживающих кооперативов, организованный на территории Пензенской области, включает ряд этапов финансовой поддержки: 1) в виде 12-кратного максимального размера пособия по безработице (58,8 тыс. руб.) на организацию самозанятости; 2) в виде займов и микрокредитов ОАО «Поручитель»; 3) в виде грантов Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (для СПоК по обслуживанию объектов водоснабжения в населенных пунктах и (или) производства работ с твердыми бытовыми отходами); 4) в виде субсидирования затрат кооперативов по отраслевым программам Министерства сельского хозяйств области; 5) в виде кредитов коммерческих банков [3].

С целью повышения эффективности государственной поддержки нами был разработан алгоритм регистрации безработными гражданами кооператива в составе программы по организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2. Алгоритм организации безработными гражданами сельскохозяйственного потребительского кооператива

Практика функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов показывает, что высока потребность в информационном обеспечении их деятельности, в проведении образовательной и консультационной работы, в доступных финансовых и материально-технических ресурсах. В рамках антикризисной политики на территории Пензенской области создан ряд инфраструктурных организаций, призванных решать различные проблемы кооперативов, как на этапе их создания, так и в процессе функционирования. Наиболее значимыми из них являются: сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив второго уровня «Прогресс», Центр развития сельскохозяйственной кооперации, гарантийный залоговый фонд «Поручитель», ревизионный союз «СураАгроконтроль», Агентства по развитию предпринимательства. Однако их деятельность не имеет упорядоченного характера, отсутствует четкое понимание, концепция эффективного механизма поддержки сельскохозяйственной обслуживающей кооперации.

Очевидно, что первый этап создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе, предполагающий увеличение количества кооперативов, завершен. Вектор государственной поддержки и регулирования должен быть направлен на создание качественно иной структуры многоуровневой потребительской кооперации, в конечном итоге обеспечивающей повышение эффективности функционирования малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей [4].

Перспективная модель организации системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации на уровне области (рисунок 3) учитывает необходимость всесторонней поддержки развития инфраструктуры села и затрагивает сферы ЖКХ, социального обеспечения жителей, снабжения мелких товаропроизводителей необходимыми ресурсами и услугами. Кроме того, реализация модели позволит решить проблему организации рабочих мест и снижения социальной напряженности на селе, увеличить налоговые отчисления в бюджет, как следствие поддержки деятельности малых форм хозяйствования.

Рисунок 3. Перспективная организационная модель системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации

Несомненно, эффективность функционирования представленной модели может быть достигнута при условии соблюдения кооперативами требований законодательства, организации органами государственной власти механизма обеспечения прозрачных информационных и финансовых потоков при реализации мер государственной поддержки, адаптации схем привлечения кредитов и заемных средств с учетом некоммерческого характера деятельности кооперативов. Зарубежный опыт показывает, что организация областного сельскохозяйственного потребительского кооператива должна быть ориентирована на отраслевое разделение по видам оказываемых услуг. Такой подход позволит с наиболее высоким положительным эффектом объединять финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы по выбранному направлению деятельности.

Деятельность областного сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива направлена на формирование базового уровня системы сельскохозяйственной потребительской кооперации – сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов сельских территорий, а также на создание условий их развития.

В составе перспективной организационной модели системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации можно выделить четыре подсистемы обеспечения ее функционирования: подсистему государственной поддержки, подсистему сопровождения, подсистему финансового обеспечения, подсистему информационно-консультационного сопровождения (таблица 1). Скоординированная совместная работа всех перечисленных структурных единиц позволит сформировать благоприятный климат для функционирования системы в целом.

Таблица 1. Состав и функции подсистем перспективной организационной модели системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации области

Подсистема

Структурные элементы подсистемы

Функции подсистемы

Подсистема государственной поддержки

муниципальные и региональные органы государственной власти, агентства развития предпринимательства

организация мер финансовой, организационной и информационной поддержки развития системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации [1]

Подсистема сопровождения

ревизионный союз «АгроСура», консультационные и строительные организации, управления по регулированию деятельности в зависимости от направления оказываемых услуг кооперативами

ревизии деятельности кооперативов;

проведение обучающих семинаров по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

оказание помощи при функционировании СПоКа;

 

Подсистема финансового обеспечения

Коммерческие банки, гарантийный фонд «Поручитель», сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Прогресс»

предоставление необходимых финансовых ресурсов в виде кредитов, займов;

обеспечение доступности финансовых ресурсов за счет коррекции схем кредитования для некоммерческих организаций;

предоставление поручительства и микрозаймов через гарантийный фонд;

оказание консультационной помощи

Подсистема информационно-консультационного сопровождения

Центр развития сельскохозяйственной кооперации и созданные при его содействии районные информационно-консультационные потребительские кооперативы

оказание услуг по бизнес-планированию, бухгалтерскому аутсорсингу, юридической и правовой поддержке, информационно-консультационному обеспечению технологических процессов

Создание представленной перспективной организационной модели системы сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации позволит сформировать основу для проведения скоординированной политики развития сельских территорий области на основе программно-целевого подхода при замещении части государственных функций деятельностью сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов.

Рецензенты:

Юняева Pимма Pавиловна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Банковское дело и денежно-кредитные отношения», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.

Барышников Николай Георгиевич, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.