Введение. Функциональный аспект развития механизмов трансформации экономики и управления предприятиями и их консолидированными объединениями представляет собой деятельность государственных структур и предприятий частного бизнеса, которые обеспечивают взаимосвязь производства с потреблением, решая при этом совокупные задачи по эффективному управлению. Общим для всех моделей функционирования (системного или сетевого) является различная по форме, но единая по сути целевая функция - максимизация прибыли через механизм постоянного создания конкурентных преимуществ.
Цель исследования. Уточнении и систематизации теоретических и методологических положения формирования и функционирования механизмов управления предприятиями и их консолидированными объединениями.
Материал и методы исследования. Научные результаты российских и зарубежных специалистов, занимающихся проблемами функционального развития экономических систем.
Результаты исследования и их обсуждение. Принципы функционирования механизмов трансформации и управления предприятиями и их объединениями универсальны; они основываются на базовых положениях теории конкуренции, теории экономического поведения, теории глобализации, а также определяются экономической идеологией. В контексте управления предприятиями функциональный подход означает, что с помощью управления всегда возможно сформировать экономическое и социальное поведение объекта. Важным признаком функционирования экономических систем в современных условиях глобализации является развитие инноваций и информационных потоков, а также постоянное повышение квалификации специалистов, позволяющих им создавать конкурентные преимущества [3].
Одной из функций (задачи менеджмента), как полагают С. Пивоваров и другие ученые-экономисты, является углубленный анализ и оценка культурного и репутационного фона предприятия при разработке решений по развитию фирмы [8]. И. П. Румянцева определяет функции как процесс применения управленческих концепций и инструментов в многокультурной среде и получения, благодаря этому, дополнительных преимуществ и экономии времен, и «...главными целями развития и функционирования выступают формирование и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия» [10].
Думаем недостаточно для функционального подхода в развитии экономических систем ограничиваться лишь управленческими функциями, указанными сторонниками Ф. Тейлора (планирование, организация, контроль, мотивация), их объем гораздо шире. Считаем необходимым включить в этот перечень производственные функции (поскольку труд менеджера является производительным трудом): производство товаров, оказание услуг, создание внешней среды и т.д. Отметим, что функции хозяйствования и управления сложными системами (которыми являются предприятия и консолидированные объединения) указывают на использование разноплановых экономических, социальных, культурных, политических и других особенностей развития регионов, стран и предприятий, оперировать этими факторами необходимо для создания весомых и устойчивых конкурентных преимуществ.
Сквозь призму функций, как направлений и форм воздействия рынка и государства на эффективную деятельность предприятий, формируется сбалансированность бизнес-интересов предприятий, входящих в консолидированные объединения. Под консолидированными объединениями понимаем неформальные образования, связанные оптимизацией прибыли и возможностями сокращения издержек, а также оптимизацию в использовании ресурсов, позволяющих избегать различного рода ограничения (экологические, юридические и т.д.). Организации и их объединения аккумулирует информационные, культурные и интеллектуальные ресурсы, что создает определенную комбинацию, выгодную для их экономической деятельности. Таким образом, консолидированные объединения создают в определенном регионе свои эффективные сети, когда без учета особенностей функционирования каждого предприятия, входящего в сеть и потребителей, как активных участников формирования благоприятной бизнес-среды, невозможна их эффективная деятельность и трансформация ресурсов в необходимом направлении. Выделим задачи консолидированных объединений, вытекающих из целей развития экономики: трансформация организационных характеристик, таких как: совершенствование структуры управления, формирование инновационной системы, использование информационных технологий и др.; снижение трансакционных (операционных) издержек; расширение инновационной деятельности; улучшение качества продукции; совершенствование технологии, инструментов и методов управления; повышение квалификации работников и оптимизация методов трудовой деятельности и т.д.; реализация экономического эффекта крупного производства (положительный синергетический эффект отдельных предприятий в составе крупных корпораций); снижение конечных цен на продукцию (за счет применения внутрифирменного коммерческого хозрасчета, преимуществ в конкуренции и снижении налогов); социальное развитие организации (формирование единого статуса для всех работников предприятия и отношений социального партнерства, забота о потребностях работников, повышение профессионализма и т.д.); сближение коалиционных намерений (развитие сотрудничества, создание единого корпоративного микроклимата, делегирование ответственности, развитие самомотивации и систем стимулирования); развитие социального партнерства (укрепление положительного имиджа организации, создание доброжелательной социальной среды, улучшение экологии); развитие внешних хозяйственных связей (связей с поставщиками и потребителями научного партнерства, вертикальной интеграции рынка, региональная экспансия организации через интеграцию и формирование сетевых структур, диверсификацию и т.д.).
На основе функционального подхода можно выделить функции развития, адаптации и самоорганизации в управлении экономическими системами.
Под развитием понимаем реализацию возможностей организации решать различные проблемы. Развитие предприятий обеспечивается при взвешенном балансе всех задач, а также сбалансированного подхода в выявлении факторов внешнего и внутреннего потенциала предприятий. К факторам внешнего влияния относим политический климат, общественно-этические нормы и приоритеты, социальную направленность общества, давление различных общественных социально-экономических групп, законодательно-правовое поле, ресурсные аспекты. К внутренним факторам, определяющим направления развития предприятием, относятся: производственный потенциал, финансовые ресурсы, численность персонала, структура организации, система управления, стратегия развития, а также виды экономической деятельности, формы собственности, традиции менеджмента предприятия, его культура.
Функция адаптации заключается в приспособлении экономической системы к внешним факторам институционального и рыночного порядка путем изменения структуры, организационных возможностей и стратегии развития. Корректировка целей и задач развития и изменения функций организации, т.е. приспособлением к постоянно меняющимся рыночным условиям, и есть адаптация.
Распространено понимание функции самоорганизации как синергетики открытых систем, находящихся в состоянии неравновесного ресурсного обмена с окружающей средой. Основоположник синергетики Г. Хакен считает, что «синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких, как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди» [12]. В данном исследовании мы не рассматриваем в институциональном значении понятие «самоорганизация», а имеем в виду под «самоорганизацией предприятия» хозяйствующий субъект, в котором не все процессы подвержены целевому управлению и охвачены упорядочением. Механизм управления в таком субъекте строится на основе взаимодействия спонтанных регуляторов, которые являются совокупным продуктом функционирования социально-экономической системы и до конца не просчитываются [6,13].
Примером функции самоорганизации на предприятии служат процессы: группового взаимодействия людей, самопроизвольность возникновения целей в организации, уход специалистов с предприятия, несмотря на эффективное стимулирование их труда, колебания потребительских предпочтений, сказывающихся на экономическом планировании предприятия, элементы общественного сознания, воздействующие на подчинение или неподчинение персонала руководителю и т.д., т.е. процессы, которые невозможно заранее предвидеть. В подтверждение такого понимания самоорганизации приведем мнение исследователя организационных процессов и процессов самоорганизации А. И. Пригожина, который пишет: «Самоорганизация является продуктом социального взаимодействия и происходит в массовом, коллективном или групповом масштабах. В реальных общественных отношениях самоорганизация как особый процесс социального управления проявляется в сочетании с целевым управляющим воздействием. Особенно тесным это сочетание является на уровне конкретных организаций...» [9].
Современные авторы С. П. Курдюмов и Е. И Князева считают синергетику новой революционной теорией, предполагающей целостность мира и научного знания о нем, т.е. эти авторы выделяют общность закономерностей развития объектов всех уровней [5]. Они полагают, что научная революция ХХ века основана на таких краеугольных идеях: материальной и духовной организации; нелинейности развития; взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости); нестабильность систем; подверженность систем внутренним и внешним колебаниям [11]. Как видим, создание условий для развития функций экономических систем, учитывающих и формирующих соответствующие потребности (потребительские ценности и предпочтения) рынка, приводит предприятия к эффективному ведению бизнеса. В то же время формируется и реализуется желаемая для организации модель управления. Таким образом, в регионе создаются необходимые и достаточные условия, благоприятные для бизнеса компании.
Содержание функций не может быть представлено лишь простым рядом показателей, не позволяющим адекватно выявить характеристики каждой функции, а также слишком сложным, поскольку это затруднит возможность разделения существенных и несущественных функциональных признаков. Такая система должна быть многомерной. Степень и характер многомерности при этом варьируется в зависимости от конкретных задач и целей оптимизации структурной целостности. Структурная целостность системы эмпирических показателей функциональной модели многоуровневой организации вытекает из признаков социально-экономических показателей, таких как измерения самих экономических и социальных показателей и учет их динамики.
Проблема выявления и анализа содержания работы и определение ее основных компонентов содержит внутренние противоречия, обусловленные самой структурной природой организации, совокупностью ее функций. Главные из них - обеспечение воспроизводства, дальнейшее развитие предприятия (планирование), регуляция и саморегуляция поведения персонала (организация, самоорганизация, мотивация), регуляция взаимодействия в производстве (планирование, организация, мотивация, контроль). Уже в реализации этих функций видится множество самых различных противоречий (в наборе ресурсов, их объеме, целях индивидуальных, групповых и межличностных взаимодействий и т.п.). С другой стороны, функции оптимизации структурной целостности выступают как определенная система, в которой, по нашему мнению, выделяются основные и производные функции. К примеру, к основным функциям относим социально-адаптивную функцию, не отраженную в известной классификации [1, 7, 10], заключающуюся в учете ожиданий потребителей, а также росте компетенции персонала. Она предопределяет функции планирования, организации, контроля и мотивации, являясь их первоосновой.
Типологические классификации функций зависят от целевых характеристик подразделений предприятий. В связи с этим возможны различные подходы к группировке функций. В данном исследовании опираемся на следующее деление функциональных уровней организации: ориентация на рынок; информационная функция, способствующая координации управления; функциональный уровень, определяемый задачами развития рынка в определенный период времени.
В основе измерения функций могут лежать различные показатели. Проблема показателей активно разрабатывается в теории и практике оптимизации структурной целостности [2]. Однако их определение не однозначно. Так, Ж. Т. Тощенко под показателями понимает качественные и количественные характеристики, применяемые для оценки соответствия реально сложившегося положения дел научно обоснованным требованиям. Д. Д. Вачугов и В. Р. Веснин в качестве неразложимого элемента функции считают взаимосвязанные действия (способы достижения целей, конкретные задания, материальные и духовные факторы, структуру и организационные выводы) [1].
Б. Карлоф, подразделяя функции на развитие, маркетинг, производство и управление, основными показателями считает интересы людей (персонала и потребителей) и движение ресурсов [4]. Как видим, классификации функций, представленные множеством отдельных признаков, могут быть выражены различными системами показателей в зависимости от того, какой признак будет взят в качестве системообразующего. При этом следует иметь в виду, что показатель представляет собой субъективный образ содержания измеряемого признака предприятия. Его субъективность определяется тем, что он является продуктом мыслительной деятельности менеджера, с одной стороны, и несет в себе содержание ценностных установок, представлений и норм, с другой.
Вполне очевидно, что найти абсолютно эмпирические эквиваленты модели функционирования хозяйствующего объекта - сложная задача. Такая модель призвана интегрировать в себе системное множество показателей, причем это множество представляется в модели изоморфным важнейшими своими характеристиками: как реального объекта исследования, так и теоретическим сущностным представлениям о нем. Модель призвана реализовать принцип целостности функций управления. Только это позволит обеспечить непротиворечивость научной цели и метода. Функциональные модели - это организующиеся, регулируемые, динамические организации, все компоненты которых взаимодействуют и стремятся к достижению результата. Вместе с тем, как любая экономическая модель, система функций структурной целесообразности включает кибернетические и информационные свойства; в ней постоянно циркулирует информация о состоянии полезного приспособительного результата и осуществляется его оценка. Она должна отвечать требованиям статистического анализа и обеспечивать адекватное отражение качественной и количественной характеристик функций в статике и динамике.
Модель оптимизации структурной целостности и однонаправленности целей различный предприятий, входящих в организацию, представляет собой чрезвычайно сложный динамичный объект функционирования. Поэтому его анализ требует применения целого комплекса показателей, достаточно полно и объемно отражающих все функции управления. Способ отбора показателей должен определяться множеством признаков и обеспечивать целостность и в то же время целевую направленность практического исследования и анализа. Обычно под системой показателей функционирования хозяйствующих субъектов понимают совокупность управленческих решений, структурированных подразделениями и звеньями в организации. Эта система не сводима к экстенсивному расширению статистики, функционирующей в сфере управления, и призвана фиксировать самые необходимые показатели функций планирования, организации, мотивации и контроля. Содержание функций не может быть представлено лишь простым рядом показателей, такая система должна быть многомерной. Степень и характер многомерности при этом варьируется в зависимости от конкретных задач и целей оптимизации структурной целостности. Структурная целостность системы эмпирических показателей функциональной модели многоуровневой организации вырастает из признаков социально-экономических показателей: учет динамики и измерения самих экономических и социальных показателей; определение главных и дополнительных методов получения данных. Проблема выявления и анализа содержания работы и определение ее основных компонентов содержит внутренние противоречия, обусловленные самой структурной природой организации, совокупностью ее функций. Главные из них - обеспечение воспроизводства, дальнейшее развитие предприятия (планирование), регуляция и саморегуляция поведения персонала (организация, самоорганизация, мотивация), регуляция взаимодействия в производстве (планирование, организация, мотивация, контроль). Уже в реализации этих функций видится множество самых различных противоречий (в наборе ресурсов, их объеме, целях индивидуальных, групповых и межличностных взаимодействий и т.п.). С другой стороны, функции оптимизации структурной целостности выступают как определенная система, в которой, по нашему мнению, выделяются основные и производные функции. К примеру, к основным функциям относим социально-адаптивную функцию, не отраженную в известной классификации. [1, 7, 10], заключающуюся в учете ожиданий потребителей, а также росте компетенции персонала. Она предопределяет функции планирования, организации, контроля и мотивации, являясь их первоосновой.
Выводы. Типологические классификации функций зависят от целевых характеристик подразделений предприятий. В связи с этим возможны различные подходы к группировке функций. В данном исследовании опираемся на следующее деление функциональных уровней организации: ориентация на рынок; информационная функция, способствующая координации управления; функциональный уровень, определяемый задачами развития рынка в определенный период времени.
Рецензенты:
Подмолодина Ирина Михайловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и международного бизнеса Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.
Саликов Юрий Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики Воронежского государственного университета инженерных технологий, г. Воронеж.