Введение
Система педагогического образования представляет собой ведущую область социальной деятельности, участвующей в основе становления различных системных, ментальных и социальных эффектов в жизни общества, таких как: формирование этнокультурной, гражданской и общечеловеческой позиции; изменения социальной стратификации и дифференциации общества в целом; возникновение и становление ценностей, традиций, установок и норм поведения различных социальных групп населения; становление и развитие спектра социальных, личностных и профессиональных компетентностей, определяющих социализацию, индивидуализацию и профессионализацию личности человека в социуме и профессиональной деятельности; развитие человеческих возможностей как главного показателя конкурентоспособности страны в мировом масштабе.
Изменения в содержании и формах педагогического образования прямым образом связаны в историческом развитии человечества со становлением как культуры, так и социума в целом. Социокультурный тип педагогического образования представляет собой интегральную характеристику образования, присущую конкретному общественному развитию в определённый исторический период. Данный тип педагогического образования можно представить как целостность ведущих составляющих педагогического процесса, присущих определённому типу общества.
Цель исследования - обосновать необходимость функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании.
В ходе подготовки статьи применялись теоретические методы исследования для рассмотрения социально-исторического, дидактического и методологического аспектов проблемы.
Результаты исследования
Информационный тип развития педагогического образования дает возможность освоить не только способы использования тех или иных элементов информационной культуры, но и выйти на совершенно новую форму интеллектуального и поведенческого моделирования на уровень изменений культурных кодов и мировоззрения человека. Становление информационного типа коммуникации в педагогическом образовании представляет собой трудоёмкий и длительный процесс, отражающий основные этапы эволюции информационного общества, который развертывается стадиально и в соответствии со сменой социокультурных типов педагогического образования.
Информационная цивилизация как специфический тип развития общества и педагогического образования меняет факторы, темпы и направления развития человека. Значимой ценностью являются информационные инновации, принципиально новые оригинальные идеи, подходы к педагогической и иной деятельности человека. Обычными становятся постоянная модификация и оптимизация под влиянием информатизации. Непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий превращается в ведущий фактор развития педагогического образования и социальной жизни человека.
Согласно позиции М. Вебера, материальная рационализация (рационализация конкретно чего-то) заменяется формальной рационализацией (рационализация как самоцель). В педагогическом образовании появляется значительная доля рационализированного знания о мире как инструменте его преобразования. Коды культуры, включая программы педагогической деятельности, начинают создавать пространство неоднозначного представления значений, способов поведения и социального взаимодействия [4].
Современный этап развития педагогического образования в рамках всеобщей информатизации общества рассматривается как период кризиса существующего подхода подготовки педагогических кадров, что вызывает необходимость формирования новых моделей реформирования системы педагогического образования, основанных на использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий. Педагогическое сообщество понимает, что изменения в педагогическом образовании должны затрагивать все направления деятельности педагогических вузов. Возникает проблема системного прогнозирования и проектирования развития педагогического образования. Кроме этого, педагогическое образование начинает рассматриваться как немаловажный фактор, конструирующий адекватное будущее.
Ведущие направления становления нового типа педагогического образования отмечены в докладах Римского клуба: новая роль педагогического образования в жизни современного человека и общества проявляется, в том, что оно сопровождает каждого человека в течение всей его жизни, переставая быть только подготовительным этапом для профессиональной деятельности, и начинает решать качественно новую задачу в социальной среде, становясь одним из ведущих факторов ее воспроизводства и динамики развития.
Проведённый А.М. Бабини анализ сходства и различия в развитии современных систем образования определил общемировую динамику постепенной замены традиционной модели педагогического образования новой, которая отличается демократичностью, непрерывностью, релевантностью, гибкостью, возрастанием доли неформализованных, информационных подходов в организации педагогического процесса [1].
По-видимому, современный тип педагогического образования должен быть соотнесен с общей характеристикой типа социальности и всеобщей информационной революцией конца XX - начала XXI веков.
Проведя анализ докладов Римского клуба, работы Ж. Маритена, Ж. Дерриды, Ю. Хабермаса, Р. Гвардини, Н. Лумана, отечественных авторов - М. С. Кагана, А. С. Ахиезера, К. Х. Момджяна, В. Е. Кемерова и др., выделены следующие вытекающие характеристики современной среды социокультурных отношений:
- системная организация современного общества порождает переплетение факторов постоянства (становление человека массы, новые формы корпоративности) и непостоянства социальной системы (несогласованности ценностного характера, стратегия переустройства природы, непредсказуемые направления развития науки, техники и информационных технологий и пр.);
- совершенно новое информационное общество порождает изменение мировоззрения современного человека: информационный мир все больше представляет собой фактор, устанавливающий ролевые и мотивационные детерминанты действия и поведения, преобладающие в конкретной социальной группе;
- появление и взаимодействие большого количества ценностно-противоположных моделей мировосприятия и мироотношения, что, несомненно, снижает значение ценностей человека в информационном обществе.
Поэтому в данных социокультурных обстоятельствах учёные педагоги и исследователи ещё с конца XX столетия неоднозначно определяли новые основные цели и ценности образования XXI века, в отечественной практике были обозначены две основные концепции: личностно-ориентированного образования [8]; формирования «человека культуры» [2,3].
Констатируя результаты отечественных и иностранных исследователей проблемы целеполагания современного образования, можно выделить в качестве основополагающих следующую систему целей педагогического процесса:
- развитие с применением информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств человека, позволяющих на основе сформированных значимых и устойчивых перспективных компетенций уметь определять и эффективно применять интеллектуальные стратегии для достижения глобальных целей и решения приоритетных задач человека и общества;
- вырабатывание способности и готовности человека к позитивному и эффективному взаимодействию социальной, культурной, информационной, экологической, политической, этнической и др. коммуникации;
- формирование информационной грамотности, социальной и личной ответственности воспитанников.
Приведённая система целей педагогического процесса должна привести к интеграции интеллектуального, коммуникационного и социального (связанного с ответственностью) уровней. Способствует становлению педагогического образования нового типа, характеризующегося:
- педагогическим эталоном, олицетворяющим организацию педагогического процесса, направленного на развитие жизнестойкой, социально ответственной личности, решающей социальные и индивидуальные задачи на основе оптимальной интеллектуальной стратегии с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;
- перспективным инновационно-информационным содержанием, связывающим знания и опыт предшествующих поколений с современным социокультурным контекстом, обеспечивающим актуализацию восприятия и понимания в системе организации педагогического процесса и учебной деятельности учащегося;
- современными типами коммуникаций, основанными на результативном посредничестве педагога новатора с самостоятельной активностью учащегося для формирования необходимых для современного человека и общества компетенций, направленных на определение эффективных интеллектуальных стратегий, оптимальных для достижения поставленных целей и решения приоритетных задач;
- параметрами педагогического образования как ведущего социального института, которые в состоянии обеспечить его динамичное и опережающее воссоздание необходимой ценности культуры в индивидах и способах осуществления ими социальных отношений.
Стремление сконструировать принципиально новое информационно-технологическое обеспечение педагогического образования во второй половине XX столетия можно разделить на две основные группы:
- к первой относятся теоретические конструкции и практически апробированные методики, обеспечивающие оптимальное освоение необходимой части совокупного опыта с оптимальным применением информационных технологий;
- вторая предполагает постоянное обновление содержания за счет применения современных средств информационно-коммуникационных технологий, позволяющих эффективно управлять образовательным контентом, а значит, и будущими знаниями индивидов (своевременно, исключая то, что признается устаревшим или утратившим актуальность, и добавляя самую последнюю и достоверную информацию, касающуюся изучаемой области знаний).
В современном научном знании методология педагогического образования становится предметом оживленных дискуссий. С одной точки зрения, периоды увеличения внимания к методологической проблематике в области педагогического образования совпадают с кризисами традиционных методов и форм философского и научного познания, с другой точки зрения, современный интерес к методологическим проблемам педагогического образования обусловлен неопределённостью самой роли педагогического образования в обществе, где, по нашему мнению, оно должно заслуженно выступать в качестве основы формирования всех социальных структур современного информационного общества.
Последним этапом становления методологических суждений объединен с созданием в Москве в середине 50-х годов группы философов и ученых под руководством Г. П. Щедровицкого, ставшей позднее известной как «Московский методологический кружок».
Собственно с этого времени проблемы методологии переводятся в сферу организационно-управленческого моделирования и межсубъектного взаимодействия, разрешающего создавать новые и модифицировать имеющиеся способы деятельности. Нельзя не отметить, что суждения о методологии, формирующиеся в рамках этого объединения, претерпевали большие изменения на всем протяжении его деятельности.
Исторически сложилось так, что первой формой методологического самосознания (с 1952 по 1958 год) была задача создания содержательно-генетической логики.
Следующим периодом (60-е годы), характеризовался позднее как теоретико-деятельностный, и с 1971 года возникает период организационно-деятельностного представления методологии, завершившийся в 1991 году вместе с распадом СССР.
Начиная с 1992 года, большинство участников Российского методологического движения (Г. Г. Копылов, О. И. Генисаретский, В. М. Розин и др.) отмечают кризис методологической формы сознания. Поэтому наиболее значимо понимать, в каком контексте в зависимости от этапов методологического самосознания, складывались мнения о методологии педагогического образования.
По мнению М. А. Данилова, научного сотрудника Института теоретической педагогики, методология педагогики действовала как логика ретракции педагогического познания от отправной идеи - через выдвижение гипотез, их логической и эмпирической проверки - к возникновению совершенно новой системы знаний [5].
В представлении В. В. Краевского методология изображалась как система норм, определяющая способы и правила индивидуальной научно-исследовательской деятельности в педагогике [6].
Поэтому, заявляя о современных подходах по соотношению между теоретической педагогикой и методологией, можно выделить, как минимум, два сравнительно независимых подхода, вырабатываемых соответственно методологами и академической педагогикой. В содержании методологического сообщества наиболее признана позиция, сообразно которой педагогика анализируется как некий набор организационных форм передачи нового контекста, вырабатываемого в рамках именно методологической деятельности. Исходя из этого, само педагогическое знание выступает частью организационно-практической методологии, учитывая то, что только методология имеет автономный механизм порождения знаний.
Взгляды научного сообщества выглядят прямо противоположно. Начальной точкой этого подхода становится признание определённых педагогических реалий, в которые входит и система управления педагогическим образованием. В этом непростом и противоречивом контексте методология рассматривается не как автономное знание, а как некоторая совокупность конкретных способов и принципов деятельности, разрешающих достигать ещё большей результативности педагогической теории и практики.
Поэтому мы констатируем, что в современных обстоятельствах методологию педагогического образования нельзя квалифицировать как устоявшуюся институциональную форму теоретических педагогических знаний, но, можно признать, как некоторую область (поле) взаимной реконструкции и рефлексии имеющихся взглядов учёных педагогов об образовательных феноменах педагогического образования.
Данные обстоятельства предполагают массу подходов к построению методологических процедур, альтернативность трактовок и неимение конкретных концепций. Поэтому нам представляется особенно необходимым выделить основные проблемы существования и развития методологии педагогического образования, среди которых - определение методологических систем и представлений в педагогическом образовании.
На наш взгляд, сегодня существуют, как минимум, три альтернативные формы методологических формаций (знаний), различающиеся как ценностными основаниями, так и структурами методологического действия:
- Классическая методология, устанавливающая категориальный стиль мышления и определяющая компромисс ведущих процессов, - познания, мышления, бытия и др.
- Функционирующая неклассическая методология в контексте деятельностных, социально-культурных и организационно-практических представлений. В данном виде методологических построений важное внимание уделяет проективному характеру и делает акценты на принципиальные различия между формами мышления - эмпирическими (натуральными) и методологическими (искусственными).
- В контексте персоналистических представлений о мире и человеке функционирует постнеклассическая методология, особую роль в которой играют индивидуальные техники изменения сознания.
Отметим, что все из приведённых методологий не формируют единой системы принципов или учения, но образуют свою классификацию процедур и моделей. Так, базовым для классической методологии становится уровень философской рефлексии реальности, уточняющийся в частнонаучных, предметных и общенаучных исследованиях.
Заключение
Всё это показывает, что методология педагогического образования есть одна из немногих возможных элементов концептуализации общей образовательной практики, в связи с этим методологизация педагогического образования является одним из возможных направлений и тенденций модернизации системы образования в целом.
При этом нужно понимать, что сама методология по глубине своих оснований не является прямым отображением существующей практики, но представляет ее проективную организацию.
Данного факта совершенно достаточно, чтобы именно процесс исторического развития тех или иных взглядов совместно с динамикой их изменений стал предметом самого подробного изучения и анализа.
Также необходимо отметить, что методологизация педагогического образования не может проектироваться и рассматриваться отдельно от более обширных процессов в культурной, социальной и информационной сферах деятельности общества. Поэтому особенно важным становится понимание истинных возможностей, ресурсов и результатов методологизации педагогического образования как необходимого феномена и процесса существующей теории и практики современного образования.
Рецензенты:
Мухина Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
Шобонов Николай Александрович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.