Требования по созданию в стране единого информационного пространства, глобальность (транс территориальность) информационных систем здравоохранения, а также вопросы экономической эффективности этих систем обусловили централизацию работ по проектированию и реализации их базовых компонентов на федеральном уровне. В настоящем методические основы развития информационных систем здравоохранения формулируются не на уровне регионов, как это было в недалеком прошлом, а определяются нормативными документами Президента, Правительства и Министерства здравоохранения.
Разработка больших информационных систем для здравоохранения осуществляется на основе следующих методических положений [5,6]. Такие системы должны:
-
создаваться как территориально распределенные трехуровневые информационные системы, функционирующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
-
создаваться на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области медицинской информатики (включая стандарт HL7 и индустриальный стандарт DICOM для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации) при централизованном управлении разработкой, внедрением и сопровождением со стороны источника финансирования работ;
-
концентрировать серверные ресурсы в составе федерального и региональных центров обработки медицинских данных, доступ к которым осуществляется преимущественно по технологии «тонкого клиента»;
-
строиться в виде компонентной структуры, что обеспечивает относительно простое, без коренных структурных изменений, развитие и создание новых информационных ресурсов в системе здравоохранения в соответствии с функциями и задачами Министерства, региональных и муниципальных органов управления;
-
обеспечивать технологические возможности информационного взаимодействия систем здравоохранения с информационными системами других органов государственной власти в Российской Федерации и при необходимости с международными информационными системами;
-
обеспечивать защиту информации в соответствии с положениями нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной безопасности;
-
де-факто использовать комплекс государственных, международных и стандартов в области информационных технологий, а также использовать единые справочники и классификаторы, согласованные со всеми заинтересованными организациями, при этом обновление справочников и классификаторов должно производиться централизованно;
-
предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам всем потенциальным группам пользователей в соответствии с их потребностями, задачами и полномочиями;
-
обеспечивать совместимость (интероперабельность) всех подсистем, входящих в состав единой государственной информационной системы здравоохранения;
-
реализовывать принцип однократного ввода и многократного использования первичной информации (полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица), в том числе для целей управления здравоохранением;
-
в качестве основного источника первичной информации использовать электронные документы, юридическая значимость которых подтверждена электронной цифровой подписью;
-
обеспечивать создание прикладных информационных систем по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS);
-
обеспечивать интеграцию с введенными в промышленную эксплуатацию компонентами "Электронного Правительства", с универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации;
-
исключать дублирование функций, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию компонентов "Электронного Правительства", интегрированной информационной системы управления государственными финансами и информационной системы межтерриториальных расчетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
-
обеспечивать обмен данными и интеграцию с информационной системой межтерриториальных расчетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
-
предоставлять Министерству здравоохранения Российской Федерации или уполномоченной им организации возможности удаленного мониторинга работоспособности аппаратно-программных решений на уровне медицинской организации, а при необходимости и возможности удаленного управления аппаратно-программными решениями;
-
соблюдать единство электронной медицинской карты (ЭМК) вне зависимости от источников финансового обеспечения оказанной медицинской помощи;
-
быть максимально консервативными в части решений о модернизации и разработке новых компонентов, а соответствующие решения должны приниматься с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств и на основе анализа совокупной стоимости владения;
-
иметь программную реализацию, соответствующую принципам структурного программирования.
Любой новый компонент, погружаемый в состав единой государственной информационной системы здравоохранения, должен соответствовать архитектуре этой транс территориальной системы. Соответственно, разрабатываемые программно-технические решения должны в максимальной степени использовать уже имеющиеся технические и математические ресурсы.
Несмотря на высокие экономические издержки, государство предполагает вернуться к системе регулярных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения Российской Федерации. Это решение продиктовано достаточно неблагоприятной демографической обстановкой.
Как отмечалось выше, в настоящее время ведется разработка соответствующей программы, которая будет включена в государственную программу «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» [4].
Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий [1].
С целью информационно-технологической поддержки работ по диспансеризации граждан в составе ЕГИСЗ должна быть развернута информационная подсистема ведения паспортов здоровья граждан [2,3], в которых аккумулируются все результаты диагностических обследований граждан, а также экспертные заключения специалистов различных медицинских профилей, как о состоянии физиологических систем организма человека, так и о его здоровье в целом. Предлагаемое архитектурное построение информационной системы ведения паспортов здоровья граждан в составе ЕГИСЗ показано на рис. 1
Показанный здесь замысел построения ИСПЗ реализует политику глубокого интегрирования этой подсистемы в состав ЕГИСЗ:
-
подсистема паспорта здоровья использует все общесистемные ресурсы ЕГИСЗ (вычислительные, телекоммуникационные средства и сервисы, средства и технологии администрирования информационных ресурсов, а также нормативно-справочную информацию, каталоги пользователей ЕГИСЗ);
-
на федеральном уровне она интегрируется с информационными системами органов управления здравоохранением, а также разработчиками нормативно-справочной информации;
-
на региональном уровне она интегрируется со всеми медицинскими информационными системами (МИС) и системами органов управления здравоохранением;
-
использует те же механизмы доступа к данным обследуемых граждан, которые реализуются в составе ЕГИС, по номеру универсальной электронной карты человека;
-
реализует те же механизмы защиты персональных данных человека, которые применяются в составе ЕГИСЗ.
Рис. 1. Архитектура информационной системы ведения паспорта здоровья
Предлагаемая интеграция ИСПЗ и ЕГИСЗ позволяет в этой системе использовать не только ресурсы последней, но и ее технологии построения – ориентацию на организацию рабочих мест пользователей по типу «тонкого» клиента, разработку средств аналитики по технологии SaaS (программное обеспечение как услуга) и другие.
Представленное решение по созданию ИСПЗ в значительной степени сводит задачу ее создания к реализации только предметных функций:
-
аккумулированию первичных медицинских данных о состоянии физиологических систем организма обследуемых;
-
созданию инструментов аналитики, которые необходимы как для индивидуальной оценки здоровья человека, прошедшего диспансеризацию, так и коллективной оценки состояния здоровья населения и его социальных групп;
-
разработке технологических компонентов, обеспечивающих длительный жизненный цикл ИСПЗ и поддерживающих фреймовые структуры и соответствующие процедуры вывода в актуальном состоянии, отвечающим меняющимся взглядам медицинской науки на здоровье человека и населения, а также возможностям инструментальных методов диагностики физиологических систем организма человека.
Отметим также следующее. Включение ИСПЗ в состав ЕГИСЗ позволяет использовать в ИСПЗ не только общесистемные сервисы последней, но и ее предметные информационные ресурсы. В частности, 90 % данных реестра обследуемого населения может быть сформирована путем извлечения соответствующей информации из баз данных населения, прикрепленного к медицинским учреждениям региона (застрахованного на данной территории медицинскими страховыми компаниями).
При разработке ИСПЗ создаются прямые информационные связи с федеральными и региональными субъектами системы здравоохранения и органами исполнительной власти.
Информационное взаимодействие с медицинскими информационными системами организуется для того, чтобы можно было получать:
-
данные обследования и оценки здоровья человека в процессе его диспансеризации;
-
данные о состоянии систем организма человека, которые регистрируются при внеплановых посещениях лечебно-профилактических учреждений, что в конечном итоге сокращает их загрузку и затраты на диспансеризацию путем исключения ненужных повторных исследований.
Информационное взаимодействие с органами территориального управления здравоохранением (министерствами/управлениями) создается для обеспечения их данными о текущем состоянии здоровья населения, которые представляют собой агрегированные оценки, полученные посредством аналитической обработки данных индивидуальных паспортов здоровья обследуемых граждан. Это показатели, которые определяют здоровье населения и его социальных групп не только в статике, но и в динамике (как развивающийся во времени процесс). Такая обобщенная информация необходима как для управления региональным здравоохранением (для выработки и осуществления лечебно-профилактическими учреждениями профилактических мероприятий), так и для формирования социальной политики по укреплению здоровья жителей региона.
Рецензенты:
Лебедев Георгий Станиславович, д-р техн. наук, заместитель директора по ИТ ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва.
Селезнев Валерий Петрович, д-р техн. наук, главный специалист ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва.