Формирование товарного ассортимента аптечными организациями в значительной степени обусловлено правовыми ограничениями и требованиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими обращение лекарственных средств и иных товаров медицинского назначения.
Так, федеральным законом[1] утвержден перечень групп товаров, которые, наряду с лекарственными препаратами, имеют право продавать аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность: изделия медицинского назначения; дезинфицирующие средства; предметы и средства личной гигиены; посуда для медицинских целей; предметы и средства для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковая оптика и средства ухода за ней; минеральные воды; продукты лечебного, детского и диетического питания; биологически активные добавки; парфюмерно-косметическая продукция; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
Данный перечень является закрытым, т.е. носит ограничительный характер в отношении группового ассортимента товаров аптечных организаций. На первый взгляд, приведенный в законе перечень отражает привычный, сложившийся за многие десятилетия ассортимент товаров, реализуемых аптечными организациями. Однако в практической деятельности пользоваться им сложно из-за отсутствия четкой терминологии и критериев отнесения товаров к указанным группам. В частности, наименования групп товаров, перечисленные в законе, не вполне соответствуют класификационным группам действующего классификатора продукции[2], а также некоторым федеральным законам и иным нормативным правовым актам России. Неопределённость предлагаемой нормы не может обеспечить её единообразного понимания, в то время как вопросы правомерности закупа и реализации конкретных товаров имеют большое значение для специалистов аптечных организаций и органов государственного надзора (контроля).
Оценка ассортимента товаров на предмет правомерности их наличия в аптечных организациях должна основываться не на личном мнении специалистов, которые занимаются закупом или контролем, а иметь нормативно-правовое обоснование, поэтому, по нашему мнению, наименования групп товаров, право реализации которых регламентируется, должны быть согласованы с наименованиями групп товаров действующего классификатора продукции (либо иного нормативного правового акта), что позволит однозначно идентифицировать товары и подтверждать законность формируемого ассортимента.
Большая часть перечисленных групп товаров могут включаться в ассортимент аптечных организаций при условии их государственной регистрации соответственно в качестве лекарственных, дезинфицирующих средств, медицинских изделий, биологически активных добавок и др. и присвоения им соответствующих кодов классификатора продукции[3],[4].
Значительную долю в ассортименте товаров аптечных организаций занимают медицинские изделия. Термин «медицинские изделия» введен законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым «медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека» [9]. Согласно данному определению, к медицинским изделиям относятся и изделия медицинского назначения, и медицинская техника, которые в классификаторе продукции включены в разные группы и обозначены разными кодами, в т.ч.: 93 9000 «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая», 94 0000 «Медицинская техника», 25 1400 «Изделия из латексов и клеев», 25 4500 «Изделия медицинские, санитарно-гигиенические и предметы ухода за больными неформовые», 49 6910 «Изделия санитарно-гигиенические / керамические» (судна подкладные, горшки детские, урны и др.), 54 6350 «Бумага и изделия бытового, санитарно-гигиенического и медицинского назначения», 81 5800 «Изделия медицинские», 81 9510 «Вата гигроскопическая (81 9511, 81 9512, 81 9513), 81 9520 «Вата медицинская компрессная», 84 6000 «Изделия медицинские», 85 7000 «Изделия рабочие и специального назначения» и другие [4]. Доказать принадлежность товаров к медицинским изделиям указанных видов можно на основании регистрационных удостоверений и данных государственного реестра медицинских изделий.
В перечень товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, помимо медицинских изделий, включены «очковая оптика и средства ухода за ней». При этом непонятно, с какой целью «очковая оптика», которая относится к медицинским изделиям, была выделена в отдельную группу.
В отношении других указанных в перечне товаров («посуда для медицинских целей», «предметы и средства для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет», «средства ухода за очковой оптикой», «предметы и средства личной гигиены») требуются уточнения и установление порядка их идентификации. Что будет являться идентифицирующим признаком их принадлежности к соответствующей группе товаров? Если в качестве такого признака будут использоваться коды по классификатору продукции, тогда необходим официальный перечень таких кодов, как, например, в налоговом законодательстве при решении вопроса о применении льготных ставок налога на добавленную стоимость, в частности для «медицинских товаров» и «товаров для детей». Следует заметить, что в налоговом законодательстве в понятие «медицинские товары» включены медицинская техника, протезно-ортопедические изделия, очки, линзы и оправы для очков и другие[5].
Возникают вопросы и в отношении медицинских и санитарно-просветительных печатных изданий, предназначенных для пропаганды здорового образа жизни, которые могут реализовывать аптечные организации. Что имеется в виду: книжная продукция, периодические издания (газеты, журналы)? Почему выбран только печатный вариант, поскольку существует и аудио-, видеопродукция, которая была бы приемлема и для людей с ограниченными возможностями.
В отношении ассортимента лекарственных средств для аптечных организаций законодательством предусмотрены дополнительные требования и ограничения.
Во-первых, аптечным организациям разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации, информация о которых содержится в Государственном реестре лекарственных средств, являющемся федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения [8].
Во-вторых, для некоторых видов аптечных организаций установлены ограничения по ассортименту лекарственных средств[6],[7]. В частности, аптечным киоскам разрешено продавать только лекарственные средства, разрешенные к отпуску без рецепта врача (фельдшера). Ассортимент таких лекарственных препаратов определяется в соответствии с указаниями о порядке отпуска, содержащимися в информации на упаковке и инструкциях по медицинскому применению препаратов. Для аптечных пунктов регламентирован запрет на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Аптеки могут осуществлять реализацию любых лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации, однако для реализации наркотических и психотропных лекарственных препаратов необходима дополнительная лицензия на деятельность, связанную с их оборотом. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утверждается Правительством РФ. Перечень сформирован из отдельных списков, для которых установлены разные меры контроля[8].
В настоящее время в России зарегистрированы лекарственные препараты восьми международных непатентованных наименований (МНН) наркотических средств Списка II[9] (Бупренорфин, Дигидрокодеин, Морфин, Омнопон, Просидол, Промедол, Фентанил, кодеиносодержащий препарат Кодтерпин). Из числа психотропных веществ Списка II зарегистрирован только один лекарственный прапарат (Кетамин). Из Списка III[10] зарегистрированы препараты 4 МНН психотропных веществ (Буторфанол, Налбуфин, Натрия оксибутират, Тианептин). С учетом новой редакции Перечня, которая вступает в силу с 8 августа 2013 года, лицензия на право деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров потребуется и для реализации таких лекарственных препаратов, как Алпрозалам, Диазепам, Золпидем, Клоназепам, Лоразепам, Медазепам, Мидазолам, Нитразепам, Оксазепам, Фенобарбитал, Флунитразепам, Хлордиазепоксид, которые будут включены в Список III психотропных веществ. До 8 августа 2013 года эти препараты относятся к Списку сильнодействующих веществ и подлежат международному контролю.
Реализация остальных лекарственных препаратов осуществляется на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, и их ассортимент также регулируется в соответствии с требованиями нормативных документов. Некоторые лекарственные средства запрещены к отпуску амбулаторным больным, поэтому не подлежат отпуску из аптечных организаций, обслуживающих население [5]. Это лекарственные препараты, используемые только в медицинских организациях: эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), фторотан, кетамин и др.
Кроме того, все аптечные организации обязаны выполнять требования системы мер государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших [2; 8].
Введены ограничения и в отношении ассортимента лекарственных препаратов для отпуска гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь. Перечни лекарственных препаратов для обеспечения граждан, имеющих право на набор социальных услуг, утверждаются Минздравом России, а для обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой (финансируемых из регионального бюджета), - региональными нормативными правовыми актами. Аптечные организации, участвующие в лекарственном обеспечении таких граждан, формируют запасы и осуществляют отпуск лекарственных препаратов с этой целью в соответствии с данными перечнями.
Введены ограничения по ассортименту лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные учреждения. Перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических и психотропных лекарственных препаратов) для этих организаций и их подразделений устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ [8]. В ряде субъектов РФ принятые для этих целей перечни носят ограничительный характер в отношении ассортимента лекарственных препаратов.
Некоторые рецептурные препараты могут быть включены в ассортимент аптек или аптечных пунктов при соблюдении дополнительных требований к организации их хранения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития (Минздрава) России. В частности, особые требования установлены для лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, которые необходимо хранить в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня[11]. Перечень таких лекарственных средств утвержден приказом Минздрасоцразвития (Минздрава) России[12].
Сильнодействующие лекарственные средства независимо от того, подлежат или не подлежат предметно-количественному учету, должны храниться в металлических шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня11. Список сильнодействующих веществ утвержден Постановлением Правительства РФ[13]. В современном ассортименте лекарственных препаратов зарегистрировано 26 МНН сильнодействующих веществ. С учетом внесенных изменений в списки психотропных и сильнодействующих веществ с 8 августа ассортимент сильнодействующих лекарственных препаратов уменьшится до 14 МНН (Бензобарбитал, Гексобарбитал, Гестринон, Даназол, Зопиклон, Клонидин, Левомепромазин, Метандиенон, Нандролон, Сибутрамин, Тестостерон, Тиопентал натрия, Трамадол, Тригексифенидил)[14].
Действующие правовые ограничения в отношении ассортимента лекарственных средств обусловлены особыми свойствами фармацевтической продукции, в силу которых теория свободного рынка для них неприемлема. Указом Президента РФ лекарственные средства отнесены к видам продукции, свободная реализация которых запрещена[15].
Аптечным организациям при формировании ассортимента, помимо законодательно установленных ограничений, необходимо учитывать и нормативные акты предписывающего характера. В соответствии с законодательством аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи [1; 6; 8]. Минимальный ассортимент разрабатывается в целях обеспечения доступности для пациентов наиболее востребованных и необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных препаратов, обязательных для наличия в аптечных организациях.
Критериями при формировании минимального ассортимента лекарственных препаратов являются:
- государственная регистрация лекарственных препаратов;
- эффективность и безопасность лекарственных препаратов при использовании для предотвращения и облегчения симптомов заболевания, а также лечения легких, неосложненных форм заболеваний, не требующих сложных методов диагностики и лечения при использовании всеми возрастными группами населения;
- возможность безопасного самостоятельного применения лекарственных препаратов пациентами в амбулаторных и домашних условиях без необходимости регулярных консультаций и наблюдения со стороны врача (фельдшера).
При этом в минимальный ассортимент не включаются: лекарственные препараты, входящие в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ; входящие в перечень лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету; входящие в списки сильнодействующих и ядовитых веществ; лекарственные средства в лекарственных формах для инъекционного, инфузионного введения, имплантации, за исключением растворителей; лекарственные средства, предназначенные для медицинского применения в рамках оказания специализированной медицинской помощи[16].
По нашему мнению, перечень, сформированный на основе таких критериев и ограничений, вряд ли сможет соответствовать продекларированной цели. Указанные выше критерии и ограничения скорее отвечают требованиям формирования перечня лекарственных препаратов, которые могли бы отпускаться из аптечных организаций без рецептов. При этом критерием оценки соблюдения аптечной организацией минимального ассортимента должно быть не формальное его наличие в торговом зале, а способность удовлетворить спрос покупателей, в том числе в пределах норм времени обслуживания рецептов, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ [6].
В настоящее время приказом Минздравсоцразвития (Минздрава) России утверждены два перечня минимального обязательного ассортимента: один – для аптек готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов, второй – для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность [7]. Второй перечень содержит весьма ограниченный ассортимент лекарственных препаратов, который не может гарантировать доступность для пациентов лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В связи с изменением социально-экономической политики государства социальная направленность деятельности аптечных организаций утрачивается, и на первое место выходят коммерческие интересы собственников. В этом плане можно сопоставить минимальный ассортимент с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), без применения которых, по мнению экспертов, при угрожающих жизни заболеваниях и синдромах может наступить прогрессирование заболевания или появятся ухудшение его течения, осложнения или может наступить смерть пациента, а также лекарственные средства для специфической терапии социально значимых заболеваний. Перечень ЖНВЛП утверждается Правительством РФ в целях лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ.
На основании федерального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов органы исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, должны формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, однако на практике такие перечни дублируют утвержденный федеральный перечень ЖНВЛП. Территориальные перечни для обеспечения государственных гарантий необходимо разрабатывать, исходя из региональных особенностей, с учетом специфики оказания разных видов медицинской помощи и стандартов ее оказания (для стационарной медицинской помощи, для амбулаторной медицинской помощи, для отпуска гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий бесплатно и со скидкой и др.).
Между тем, несмотря на значимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для обеспечения доступности лекарственной помощи, для аптечных организаций не регламентирована обязательность их наличия в ассортименте (в отличие от минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи), что может привести к вымыванию из ассортимента аптечных организаций «неудобных» товарных позиций, для которых предусмотрены дополнительные затраты на организацию их хранения и учета, препаратов с невысокой стоимостью, затраты на продвижение и реализацию которых превышают доходы от их реализации. Тем самым снижается доступность ЖНВЛП для населения.
По нашему мнению, для обеспечения доступности лекарственной помощи населению необходимо формировать перечень ЖНВЛП, в котором целесообразно делать отметки, регламентирующие использование препаратов (например, «для стационарной медицинской помощи», «для амбулаторной медицинской помощи», «минимальный ассортимент для аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, для индивидуальных предпринимателей» и др.), совмещая, таким образом, предназначение двух перечней – перечня ЖНВЛП и обязательного для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей минимального ассортимента лекарственных препаратов.
Рецензенты:
Яковлев Игорь Борисович, доктор фарм. наук, зав. кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.
Алексеева Ирина Владимировна, доктор фармацевтических наук, профессор, профессор кафедры фармацевтической технологии, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.
[1] ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
[2] Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.
[3] Приказы Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. N 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами».
[4] Решение Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 « О применении санитарных мер в Таможенном союзе».
[5] Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
[6] Приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
[7] Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
[8] Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
[9] Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II).
[10] Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III).
[11] Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
[12] Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска ЛС средств».
[13] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г., № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей уголовного кодекса РФ, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса РФ».
[14] Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
[15] Указ Президента РФ от 22 февраля 1993 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
[16] Приказ Минздравсоцразвития России от 15 июня 2010 г. № 447 «Об организации работы по формированию минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи».