В соответствии с оценкой экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам 2011 г. первые позиции по качеству жизни в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые являются лидерами по многим показателям в рейтинге социально-экономического положения регионов. В первую десятку рейтинга также входят такие экономически развитые регионы, как Московская область, Республика Татарстан, ХМАО-Югра, Тюменская область, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Нижегородская область [3].
Республика Башкортостан по этому, наиболее общему показателю, занимает 14 место среди 82 субъектов Российской Федерации, тогда как Республика Татарстан, например, - 4 место.
В то же время по показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан заняла соответственно 15 и 9 места, а тот же Татарстан, к примеру, - 17 и 11 места, что в целом положительно характеризует развитие предпринимательства в нашей республике и особенно в части малого предпринимательства, поскольку рейтинговый балл по группе показателей предпринимательской инициативы выводился по следующим ключевым параметрам его развития:
1) доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал;
2) объем инвестиций в основной капитал малых предприятий;
3) оборот малых предприятий в расчете на одного жителя.
В свете указанного по итогам последних пяти лет можно отметить следующие положительные стороны обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике:
- в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса;
- предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной поддержке малых и средних предприятий;
- реализуются республиканская и муниципальные программы развития предпринимательства;
- налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства;
- улучшается финансовая составляющая поддержки предпринимательского климата. Так, в 2011 г. государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального и республиканского бюджетов составила 388,6 млн руб.;
- осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности, которую в 2011 г. получили 254 субъекта, в том числе 23 субъекта малого предпринимательства, учредителями которых являлись ранее зарегистрированные безработные граждане. Из общего количества получивших поддержку для начала бизнеса около 24 % составляет молодежь до 30 лет. 16 субъектов предпринимательства на общую сумму более 6 млн руб. получили поддержку через механизм субсидирования части процентной ставки по кредитным договорам;
- проводится целенаправленная работа по повышению эффективности муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Причем, начиная с прошлого года, принят курс на смещение структуры господдержки на муниципальный уровень, что соответствует положениям Федерального закона №131-ФЗ, который относит функцию поддержки предпринимательства и к полномочиям муниципальных образований. Муниципальные программы субсидируются по двум приоритетным направлениям субсидирования: - на начальной стадии становления бизнеса; - и части лизинговых платежей;
- как важный источник информации организовывается составление в административных районах бизнес-карт муниципальных образований, которые будут содержать сведения о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительством объектах, транспортных коммуникациях и прочие данные, необходимые для принятия решений в отношении организации и развития хозяйствующих субъектов. Стимулирование этого процесса предполагается осуществлять условием софинансирования мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса на территории муниципалитета;
- в условиях не всегда высокой рентабельности начинающегося производства важным направлением финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) стало предоставление субсидий на возмещение части их затрат при приобретении техники и оборудования по договорам лизинга, а также связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению и присоединением к объектам электросетевого хозяйства. Такую субсидию в 2011 году получили 146 хозяйствующих субъектов на общую 93,9 млн руб.;
- действенным методом повышения доступности финансовых ресурсов для предпринимательства стала система микрофинансирования. В 2011 г. займы получили 230 СМСП на сумму более 167,3 млн руб. из 37 муниципальных районов и городских округов республики;
- в рамках решения той же проблемы расширилась система получения гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми в 2011 г. воспользовались 48 предпринимателей. Им было предоставлено поручительств на сумму 246, 8 млн руб., что позволило привлечь более 454,2 млн руб. кредитных ресурсов;
- благодаря мерам финансовой поддержки со стороны государственных структур обеспечивается создание и сохранение рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства. В 2011 г. удалось создать более двух тысяч и сохранить более 10 тысяч рабочих мест;
- с целью повышения правовой и финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего бизнеса продолжается работа по реализации проекта по созданию Информационно-консультационных центров (ИКЦ) на базе офисов Сбербанка. В них проводятся квалифицированные консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- с той же целью на муниципальном уровне проводятся бесплатные краткосрочные образовательные курсы для начинающих предпринимателей, обучающие семинары, осуществляются консультации. Только краткосрочных курсов в 2011 г. было проведено, более чем в 30 районах для двух тысяч начинающих предпринимателей;
- проводятся форумы-выставки, круглые столы, семинары, конференции и другие мероприятия, посвященные вопросам развития и совершенствования малого и среднего предпринимательства;
- в республике создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей;
- благодаря принятию республиканского закона №360-з от 04.02.2011 г. расширились возможности участия СМСП в льготной приватизации, обеспечена гарантия неизменности предельных показателей передаваемых площадей (до двух тысяч кв. м) и срока рассрочки по платежам (до семи лет);
- принимаются конкретные меры улучшению государственно-частного взаимодействия с предпринимательством. Так, 19 ноября 2011 года принят Указ Президента Башкортостана «О мерах по устранению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Башкортостан» и т.д.
И это неполные вехи развития предпринимательства в регионе. Соответственно активная деятельность республиканских структур государственной власти и управления по совершенствованию предпринимательского климата в республике приносит свои плоды.
По итогам Федерального выставочно-конгрессного мероприятия «Дни малого и среднего бизнеса России - 2011» Республика Башкортостан была награждена почетным дипломом «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий». Согласно отчету «ОПОРЫ России» о состоянии предпринимательского климата в российских регионах, Башкортостан по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса, включающего пять слагаемых (недвижимость и инфраструктура, людские, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, система поставщиков), входит в число десяти лидирующих регионов России из 40 (10-е место). В рамках проекта «Бизнес-Успех-2011» республика награждена дипломом в номинации «За высокие достижения в развитии малого бизнеса региона». Наряду с Башкирией, в числе лучших были названы Ульяновская область и Краснодарский край. А по итогам проведенного журналом Forbes исследования деятельности муниципалитетов в направлении поддержки малого бизнеса в ТОП-7 вошли два муниципальных образования из Башкортостана: г. Октябрьский и Нуримановский район. Причем, г. Октябрьский занял первую позицию.
Несмотря на достигнутые успехи в улучшении предпринимательского климата в республике работа в этом направлении ведется постоянно с пониманием того, что управленческая и регулирующая функция законодательных и исполнительных структур власти в экономике и обществе является незаменимой, поскольку ее главный смысл заключается в непрестанном совершенствовании своей деятельности, улучшении каналов передачи и внедрения достижений научно-технического прогресса во все звенья многогранной и сложной структуры общественного производства, обеспечивая неоценимый вклад управленческого труда в общее дело повышения эффективности экономики. В этом отношении государственные органы управления являются тем необходимым передаточным звеном технологической цепочки разработки и претворения достижений НТП между наукой и реальным производством.
Соответственно предметом особой заботы государственных структур управления является среднее и малое предпринимательство. И не только потому, что оно обеспечивает значительный вклад в общественное производство и развитие экономики, является источником приращения доходов муниципального и государственного бюджетов, но и потому, что оно решает важную социальную задачу обеспечения занятости населения и роста его благосостояния во всех сферах экономики и общества, административно-территориальном образованиях как в городе, так и на селе. Выполнение столь важных общественно значимых задач, безусловно, требует обеспечение ему прозрачных и ясных правил ведения бизнеса, стабильности законодательства, четких регламентов оказания государственных и муниципальных услуг.
И в этом отношении задачи совершенствования предпринимательского климата в республике с переводом их на новый уровень сложности и эффективности остаются актуальными, как и прежде. И это хорошо понимают республиканские органы государственного управления, которые продолжают видеть ключевые направления своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективы в соответствии с очередными задачами. В качестве приоритетных из этих задач выделяются следующие:
1) обеспечение формирования реальных механизмов поддержки предпринимательства на долгосрочную перспективу, сочетающих меры финансовой и инфраструктурной поддержки;
2) совершенствование мер по устранению административных барьеров, создание для малого и среднего бизнеса условий к повышению прозрачности своей деятельности;
3) продолжение смещения «акцента» господдержки на муниципальный уровень путем увеличения объемов софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства;
4) дальнейшее формирование и развитие инфраструктуры поддержки, обеспечивающей доступность финансовых, информационных и консультационных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса и т.д.
Рецензенты:
Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН», г. Уфа.
Аскаров Альмир Ахтямович, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ МСХ РФ «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.