Компетентностный подход, заявленный в нормативных документах по модернизации российского образования в начале XXI века, означает его направленность на результаты любой образовательной ступени, связанные с усилением его практической (деятельностной) составляющей, значимой за пределами образовательного учреждения, т.е. не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, профессиональных, проблемных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Он усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реализовывать знания, решать проблемные задачи.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Наряду с понятием «компетентность» существует понятие «компетенция». «Компетенция» определяется через термин «умение». «Умение» - это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним [5].
Профессиональная деятельность будущих специалистов различается, поэтому теоретическая подготовка выпускников к ее выполнению в высшем профессиональном учебном заведении должна быть ориентирована на практические виды деятельности и, следовательно, на формирование компетенций будущего специалиста, т.е. знаний, умений, способностей и качеств личности для ее выполнения.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ обозначены следующие общекультурные компетенции: обладать способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения; владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, без данных и знаний и др.
Среди профессиональных компетенций выделены: способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития; умения организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде); умения использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности и др. Кроме того, определены и другие профессиональные компетенции, такие как профессиональные компетенции в области образовательной деятельности; профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности; профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности; профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности [6].
Актуальной задачей для учреждений профессионального образования становится формирование у студентов необходимых компетенций, имеющих значение и для избранной ими профессии, и для способности к адаптации в социальной и профессиональной сфере.
Выпускнику необходимо определить рамки освоения нового. Требования к компетенции, предъявляемые практической работой, и количество разных обязанностей ставят высокие требования перед молодым специалистом, который не имеет опыта. Выпускнику вуза, обучающемуся по специальности «социальная работа», нужно учитывать рекомендации по совершенствованию следующих профессиональных умений специалиста:
- поддержка профессиональной самоидентификации;
- создание способов соединения теории и практики;
- возбуждение интереса к работе по развитию и изучению своей деятельности;
- овладение критическим методом работы;
- проблематизация и обновление форм работы;
- развитие познающего процесса работы;
- поддержка специализации в специальность в виде непрерывного процесса;
- развитие процесса социальной работы через продвижение от освоения навыков и умений к освоению специальности;
- формирование исследовательской профессиональной практики.
Специалисту социальной сферы необходимо обладать соответствующими профессионально-важными качествами: достоинство, доброжелательность, оптимизм, ответственность, уравновешенность. Эти качества личности помогут стать творческой личностью, способной быть всегда рядом с клиентом в его попытках встать на путь конструктивных перемен в его жизни [2]. Поэтому возникает необходимость развивать эти профессионально важные качества.
Опишем некоторые из них. Так, доброжелательность представляет собой способность желать добра окружающим. Основой доброжелательности можно считать общительность, контактность. Доброжелательность - это способ восстановить доверительные отношения с самим собой. Известный специалист в области психологии общения А. Добрович предлагает пробы на контактность, с помощью которых можно проверить собственную способность быть доброжелательным:
- наблюдательность;
- извинение в конфликте;
- шутки в напряженной обстановке;
- просьба об услуге для другого человека;
- отношение к неприятному человеку;
- благодарность незнакомому человеку;
- представление себя на месте другого человека;
- умение дурачиться [1].
Чтобы стать доброжелательным, нужно опираться на умение быть самим собой во взаимодействии с окружающими.
Сохранять гибкость в любой ситуации позволяет такое качество, как оптимизм. Оптимист способен видеть оптимальные пути решения проблем, находить наиболее благоприятные условия для реализации своих целей и потребностей. На позитивном мышлении базируется оптимизм.
В качестве упражнений по развитию оптимизма можно использовать в учебном процессе задания, которые можно изменять, дополнять, в зависимости от направленности предмета изучения:
1. Перечислите название одного и того же предмета глазами разных людей (инвалида по зрению, бомжа, ребенка и пр.).
2. Начертите любую линию и задайте вопрос: «Что бы это значило?».
Показателем оптимистичности является отношение к неудачам. Уход от оценок, рассмотрение ситуации не с точки зрения «Кто виноват?», а с позиции «Что делать?» дает возможность находить конструктивные решения в проблемной ситуации.
Ответственность всегда предполагает самостоятельность, т.е. собственную включенность в деятельность. Показателем наличия ответственности у человека обычно считают выполнение обещаний. Ответственный человек отличается тем, что не дает обещаний, которые не может выполнить.
Уравновешенным считают человека, имеющего укрощать свои эмоции. Быть уравновешенным - значит обладать разумной чувствительностью, уметь понимать тех людей, которые тебя окружают.
Специалист может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом знаний и умений, соответствующих той деятельности, которая входит в круг его обязанностей. Во-первых, специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать в работе семинаров, научно-практических конференций, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов. Во-вторых, должны пройти переподготовку в образовательном учреждении высшего профессионального образования по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой [2].
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе [4]. Среди них выделим несколько групп:
Когнитивные умения:
- анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
- анализировать и выявить проблемы и концепции;
- применять на практике свои знания и понимание проблем;
- применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения:
- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
- выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
- распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
- общаться вербально, невербально и письменно;
- организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
- вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
- ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения:
- вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
- выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
- действовать в алгоритме выработки решения;
- вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения:
- нести четкие и лаконичные записи;
- проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
- готовить доклады и докладывать;
- организовывать, планировать и контролировать работу;
- расширять сферы своих услуг;
- использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
- оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Формирование перечисленных умений как компоненты компетенций является основой профессиональной подготовки студента. Знания и умения выпускника, будущего специалиста социальной сферы в сочетании с соответствующими личностными качествами способствуют качественному выполнению профессиональной деятельности.
Главные требования к специалистам по социальной работе - проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек - семья - общество». Профессиональная деятельность такого специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций (владеть основами юридических, медицинских, психологических знаний и пр.).
Основой профессиональной деятельности будущего специалиста являются сформированные компетенции. Компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Непременным признаком профессиональной компетенции выступает умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, применять в своей практической деятельности различные научные методы, а, следовательно, развивать способности и творческий потенциал.
Для формирования общекультурной компетенции можно применять такие методы и приемы:
- составление словаря;
- составление и написание тематических историй, сказок, рассказов, в т.ч. фантастических;
- показ, демонстрация, преобразование символических текстов, схем т др.
Ценностно-смысловая компетенция формируется в процессе решения учебных заданий, например, связанных с профориентацией, практической смекалкой и умением ориентироваться в конкретной жизненной обстановке. Эффективно данный вид компетенции развивается при использовании приемов:
- включение в предметные олимпиады заданий, требующих применения студентом логики;
- самостоятельное изучение учебного материала с составлением кратких конспектов, планов;
- предложение ответить на вопросы аналитического характера и др.
В понятие учебно-познавательной компетенции входят знания и умения студентов планирования собственной учебно-познавательной деятельности, способы целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. Можно рекомендовать такие приемы:
- использование в разных предметных областях занимательных заданий, заданий-фокусов, анаграмм и др.;
- использование заданий исторического содержания;
- создание проблемной ситуации с опорой на личный опыт студента и др.
Информационная компетенция направлена на формирование навыков и способов работы с информационными технологиями. Этому способствуют приемы:
- выполнение заданий с помощью различных ресурсов;
- проведение занятий-семинаров, занятий-конференций, для участия на которых студенты подготавливают самостоятельно свои доклады, подыскивают нужную информацию и преобразуют ее.
Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование коллективных приемов работы:
- ведение дискуссии в группах, проведение занятий-диспутов;
- сдача различных устных зачетов, занятий-коллоквиумов и др.
Социальная компетенция предполагает овладение студентами знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, а также в профессиональном самоопределении. Ее развитию будут способствовать такие приемы:
- выполнение по различным предметным областям контрольных работ, решение заданий социально-трудового характера, заданий, требующих расчетов и дающих возможность расширить жизненный опыт студента.
Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».
Рецензенты:
Епишева Ольга Борисовна, д-р пед. наук, профессор, кафедра математики и теории и методики обучения математике федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.
Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед. наук, зав. кафедрой педагогики и социального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.