Межэтническая коммуникация - процесс, который совершается стихийно и непосредственно. Тем не менее существует возможность управления этим процессом, чтобы предотвратить возможные межэтнические конфликты, способствовать процессам интеграции различных этнических культурных групп в целостное мультикультурное сообщество (т.н. «Большое плюралистическое общество» - термин Дж. Берри) [1]. Чтобы выявить проблемные моменты, существующие на сегодняшний момент в сфере межкультурных коммуникаций, коренных малочисленных народов Севера с представителями других этнических групп в Красноярском крае (прежде всего, русской этнической группой), а также выявить существенные критерии формирования позитивной коммуникации, было необходимо провести прикладное культурное исследование, во-первых, особенностей и проблемных моментов межкультурной коммуникации с позиции представителей коренных малочисленных народов, во-вторых, с точки зрения жителей Красноярского края, и, в-третьих, с позиции экспертов по вопросам Севера. Исследование перечисленных аспектов позволит разработать критерии для создания информационной кампании, направленной на развитие этнотолерантности.
Для реализации поставленных задач исследовательской группой студентов, аспирантов и преподавателей Сибирского федерального университета был проведен ряд мероприятий исследовательского характера, направленных на поиск и актуализацию социально-культурных предпосылок к формированию позитивной межкультурной коммуникации на территории Красноярского края [см.: 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Сознательно было выбрано сочетание различных методов исследования, представляющих социологический срез в проблемной этнической области. В качестве методов сбора информации выступили: 1) фокус-группа; 2) личное интервью; 3) анкетирование; 4) опрос экспертного мнения.
Методы проведенного этнического культурного исследования и результаты, полученные в ходе их применения
1) Фокус-группа: в рамках выявления проблем межэтнической коммуникации на базе факультета искусствоведения и культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета 6 апреля 2010 года был проведен круглый стол с представителями коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.
Фокус-группа - это качественный метод исследования, который заключается в проведении группового глубинного интервью. Целью проведения фокус-группы является выяснение отношения участников к исследуемой в данной работе проблеме. В фокус-группе, проведенной на базе факультета искусствоведения и культурологии, участвовали представители Эвенкийского муниципального района: Салаткин Валерий Григорьевич, автор книг по традиционным промыслам, Трофимчук Галина Константиновна, официальный представитель Эвенкии, ранее - депутат СССР, Кончнева Зинаида Иннокентьевна, автор учебников по эвенкийскому языку, а также Марина Альбертовна Немтушкина, глава представительства КМНС в городе Красноярске, дочь знаменитого эвенкийского поэта. Модератором фокус-группы выступила зав. кафедрой культурологии Сибирского федерального университета, профессор Копцева Наталья Петровна.
В качестве основных результатов проведенной фокус-группы можно выделить следующие аспекты:
- Во-первых, в ходе круглого стола произошло непосредственное знакомство и общение с представителями коренных малочисленных народов Севера.
- Во-вторых, данное исследование подразумевает базисное понимание специфики национального характера, менталитета, картины мира и личностного осознания коренными малочисленными народами Севера проблематики отрицательной динамики в процессе социализации и адаптации в непривычной среде объединенного Красноярского края.
- В-третьих, в ходе беседы произошло обсуждение насущных кризисных моментов в жизнедеятельности и культуре коренных малочисленных народов Севера, среди которых можно отметить тенденцию к исчезновению национального языка, и, как следствие, обеднению литературного и фольклорного наследия, проблемы обеднения и потери национальной культуры, связанные с отходом местных жителей от традиционного образа жизни, занятий, правил и норм повседневного поведения.
2) Личное интервью: 10 апреля 2010 года состоялась встреча студентов Сибирского федерального университета с Салаткиным Валерием Григорьевичем - представителем одного из этносов, принадлежащих к коренным и малочисленным народам Севера Красноярского края - эвенком, активным защитником интересов северян, автором книг, учебников, посвященных народным промыслам Эвенкии, ее традициям, описанию характера и национальных особенностей коренного населения.
Метод личностного интервью выбран для данного исследования с целью получения ответов на вопросы повышенной сложности, поскольку личное общение подразумевает более развернутое повествование и глубинное изучение проблемных моментов.
Целью данной встречи явилось определение причин неэффективной коммуникации малочисленных народов с русским этносом. Среди задач беседы с Салаткиным Валерием Григорьевичем можно выделить изучение особенностей менталитета, специфики характера коренных и малочисленных народов Севера Красноярского края с помощью непосредственного, живого общения с представителем эвенкийской этнической общности. Для проведения интервью был составлен ряд вопросов (приложение 5), ответы на которые должны позволить нам определить основные проблемы, существующие в современной межэтнической коммуникации, а также наметить пути решения данных проблем с помощью социальной рекламы.
Процедура встречи-интервью была разделена на три этапа. Первый этап представлял собой презентацию деятельности, которой посвятил свою жизнь Салаткин Валерий Григорьевич, продуктов его научной и творческой работы и литературы по интересующей нас проблематике. Вторую часть беседы можно обозначить как свободный монолог о современных проблемах Эвенкии, ее населения, о трудностях общения и понимания между представителями Эвенкии и иными этносами, в частности, превалирующим на территории Красноярского края русским населением, а также о возможных путях решения актуальных проблем. Третья часть, собственно интервью, проходила в режиме «вопрос - ответ», представляла интервьюирование респондента в рамках намеченного опросника.
В ходе личностного интервью было выявлено существование проблем в адаптации традиционной культуры представителей коренных и малочисленных народов Севера к условиям современной действительности Красноярского края, корень которых заключается в незнании особенностей культуры коренных и малочисленных народов Севера представителями русского этноса (и других этнических групп), в связи с чем формируются отрицательные стереотипы, препятствующие возникновению позитивной межэтнической коммуникации.
1) Определение общественного мнения жителей города Красноярска относительно культуры коренных и малочисленных народов Севера Российской Федерации
Определение общественного мнения необходимо для изучения проблемы снаружи, с позиции жителей Красноярского края. Целью данного исследования явилось выявление осведомленности жителей Красноярского края о коренных народах, их культуре, а также заинтересованности жителей в изучении традиционной культуры, образа жизни представителей данных этнических групп. Сбор информации проводился с помощью опроса методом анкетирования. Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Для осуществления данного исследования была составлена анкета (приложение 7), в которой были основные интересующие исследователей моменты. Были использованы преимущественно открытые вопросы, предполагающие свободный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными.
В исследовании приняли участие 45 респондентов (25 - женщин и 20 мужчин), являющихся студентами Сибирского федерального университета, в возрасте от 19 до 24 лет.
Итак, в ответ на просьбу назвать этносы, являющиеся коренными на территории Красноярского края, большинство респондентов перечислили следующие народы: эвенки, эвены, хакасы, долганы, кеты, тувинцы, ненцы, чукчи, якуты. На следующий вопрос - просьбу рассказать о культуре коренных и малочисленных народов Севера, 33,3 % респондентов затруднились ответить, 20 % респондентов знают только название и примерный антропологический портрет коренных народов Севера (облик, хозяйственный образ жизни), 22,2 % респондентов называют коренные малочисленные народы Севера слаборазвитыми, полудикими людьми. 66,6 % респондентов указывают на малочисленность представленных этносов. Отдельные респонденты описывают тяжелое положение жизни коренных народов севера, интегрированность с русской культурой, потерю собственных корней. 31,1 % респондентов указывают на существование проблемы алкоголизма в среде коренных этнических групп.
На вопрос о готовности и желании респондентов к общению с представителями коренных и малочисленных народов Севера мнение респондентов разделилось следующим образом: 64,4 % респондентов хотели бы общаться с представителями этнических меньшинств, 26,7 % респондентов не желали бы вступать в контакт с представителями КМНС, и 8,9 % респондентов вступили бы при необходимости.
По вопросу о заинтересованности респондентов в изучении культуры народов Севера, на данный вопрос 82,2 % респондентов ответили положительно и 17,8 % - отрицательно.
На вопрос о предпочтительных средствах получения информации, 62,2 % респондентов хотели бы получать информацию из фильмов, телепередач, 46,6 % респондентов - посредством социальной рекламы, 26,7 % - при личном общении, 15,5 % - при погружении в культурную среду и 6,7 % респондента - из книг.
2) Опрос экспертного мнения
Еще один вид исследования, который был применен в рамках изучения культуры коренных и малочисленных народов Севера, а также выявления проблемных моментов, существующих в межкультурной коммуникации представителей коренных и малочисленных народов Севера и других этнических групп, - это опрос экспертного мнения, осуществляемый в форме интервью с представителями властных структур, занимающихся вопросами формирования политики этнотолерантности. В ходе исследования экспертного мнения было проведено интервью с главой Эвенкии Суворовым Петром Ивановичем, а также с бывшим заместителем главы Эвенкии Карнауховой Татьяной Яковлевной. В результате проведенных интервью было выявлены основные проблемы Северных территорий через призму политической коммуникации, которые представлены далее.
1. Отсутствие единой системы управления культурной политикой Северных регионов, что подразумевает дробление действий, и, следовательно, малоэффективность мероприятий.
2. К социально-культурным проблемам следует отнести потерю традиций (произошедшее в силу разных обстоятельств), в связи с чем происходит обеднение культуры.
3. Определенные трудности связаны с отсутствием единой законодательной базы, что существенно тормозит развитие региона.
Итак, в ходе проведенных исследований, стало возможно определить основные проблемные аспекты культуры коренных и малочисленных народов Севера, связанные, во-первых, со сложностью адаптации культуры в современных условиях постиндустриального общества, во-вторых, с необходимостью органичного интегрирования культуры в общероссийское пространство без потери самобытных особенностей, уникальных традиций, образа жизни. Существует психологическая проблема самоопределения для представителей коренных этносов, когда потерян традиционный образ жизни, но и интеграции в инновационную систему не происходит, что приводит к возникновению социокультурных проблем: алкоголизм, безработица и т.д.
Основной проблемой межкультурной коммуникации коренных и малочисленных народов Севера с представителями других этнических групп, прежде всего - с представителями русского этноса, является малоинформированность, незнание жителями Красноярского края традиций и особенностей этносов, являющихся аборигенами для данной территории. В связи с данным незнанием формируется стереотипное представление о жителях Севера, которое препятствует развитию позитивной коммуникации.
Выводы
1) Межкультурная коммуникация, являющаяся непременным условием существования и развития разных культур, применительно к условиям взаимодействия коренных и малочисленных народов Севера, с русским этносом затруднена, поскольку не выработана общая система знаков общения.
2) Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое, главным образом, определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями.
3) В современном пространстве Красноярского края существует ряд барьеров, препятствующих позитивной коммуникации.
4) Коренные и малочисленные народы Севера, проживающие на территории Красноярского края, сохранили этническое ядро, существуя одновременно и в «национальной форме» (этнически-природное поле) и соприкасаясь (даже усваивая) с содержанием иного, индустриального (и постиндустриального) типа культуры и хозяйствования. Но данное существование в разных плоскостях обусловлено многочисленными проблемами.
5) Существует проблема отчужденности и замкнутости культуры коренных и малочисленных народов Севера, затрудненности интеграции этнической культуры Северных этносов в общую структуру социокультурного пространства Красноярского края, обусловленная, прежде всего, малой информированностью жителей Красноярского края об особенностях культуры коренных малочисленных народов Севера.
6) Отмечается отсутствие системности и упорядоченности в управлении территориями Севера Красноярского края, что, в свою очередь, негативно сказывается на социально-экономическом развитии и поддержании культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.
7) Существует проблема психологической адаптации к условиям современного общества этнических групп, связанная с незнанием и, соответственно, неприятием данной культуры жителями Красноярского края, представителями русского этноса.
8) Четко фиксируется проблема потери своего этнического ядра - представители исследуемых этносов, желая интегрироваться в современное индустриальное и постиндустриальное общество, теряют свои культурные особенности, язык, но в то же время не могут гармонично существовать в индустриальном обществе, потому что это общество их не принимает, что приводит к многочисленным групповыми и личностным проблемам.
Решением этих проблем может выступить позитивная межкультурная коммуникация, «диалог культур», в основе которого принятие культурных особенностей оппонента в качестве важных, значимых, необходимых для противоположной стороны коммуникации - русского этноса.
Рецензенты:
Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, г. Красноярск.
Пфаненштиль Иван Алексеевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой глобалистики и геополитики Сибирского федерального университета, г. Красноярск.