Введение. На сегодняшний день автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения. Количество ежегодно выпускаемых автомобилей постоянно растет. Так, по данным Международной организации производителей автомобилей (OICA) [6], в период с 2002 по 2012 г. наблюдается ежегодный прирост производства легковых автомобилей (N) в пределах 1–3 млн шт. (рис. 1). Только лишь в период с 2008 по 2009 г. происходит спад производства, обусловленный мировым финансовым кризисом.
Рис. 1. Мировое производство легковых автомобилей в 2000-2012 гг.
Цель исследования: провести анализ внедрения систем менеджмента качества, основанных на требованиях стандарта ISO/TS 16949:2009.
Методы исследования: аналитическое исследование.
Результаты исследования и их обсуждение. В мировой автомобильной промышленности остро встает вопрос о качестве выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Также особое место занимают аспекты производительности компании и следования тенденции постоянного улучшения товаров соответственно растущим требованиям мирового рынка. Чтобы достичь этих целей и не потерять клиентов, поставщики компонентов по требованию автомобилестроительных компаний все чаще прибегают к внедрению требований технической документации ISO/TS 16949:2009.
Стандарт ISO/TS16949:2009 – «Системы менеджмента качества. Специальные требования по применению ISO 9001:2008 в организациях, производящих автомобильную продукцию и запасные части к ней» - это отраслевой стандарт, разработанный для автомобильной промышленности на основе стандартов ISO 9000. Стандарт был разработан Международной целевой группой автомобильной промышленности (International Automotive Task Force – IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (Japan Automobile Manufacturers Association — JAMA) при поддержке технического комитета международной организации стандартизации ISO/TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» [1]. Принципиальной отличительной чертой вышеуказанных Технических условий является их практическая направленность, основанная на требованиях, которые автомобильные производители предъявляют к системам менеджмента качества своих поставщиков [3].
Соответствие ISO/TS16949:2009 влечет за собой определенные преимущества.
Уменьшение количества отходов и минимизация дефектов. Данная спецификация основана на принципе процессного подхода. Благодаря его применению компания имеет возможность повысить эффективность производственных процессов, а соответственно, значительно сократить количество бракованного товара и непродуктивных затрат ресурсов и времени, что сокращает вероятность возврата продукции покупателем. Фактически приведение производства в соответствие требованиям спецификации максимально оптимизирует производственный процесс и работает исключительно на интересы производителя.
Лицензия на торговые операции. Сертификация для основной массы автомобилестроительных компаний является обязательным условием торговых отношений. Эта система признана во всем мире и значительно облегчает ведение бизнеса и позиционирование компании на мировом рынке в качестве надежного партнера.
Простота и гибкость применения ISO/TS16949:2009 имеет много общего с ISO 9001:2008, потому легко совмещается с иными системами менеджмента (к примеру, OHSAS 18001 и ISO 14001) и дополняет другие, отличные от него методики развития бизнеса (PPAP, метод «шести сигм», FMEA и т.д.). В результате переход на ISO/TS16949:2009 требует гораздо меньше финансовых и временных затрат, обеспечивая максимальные перспективы для дальнейшего развития бизнеса.
Поддержание хорошей репутации торговой марки. Как постоянные, так и потенциальные партнеры и клиенты заинтересованы в подтверждении качества продукции и стабильности компании-производителя. Кроме того, сертификация стимулирует приток инвестиций в организацию.
Сокращение расходов благодаря отсутствию необходимости дублирования. Сертификат соответствия ISO/TS16949:2009 освобождает от получения аналогичных документов (EAQF, AVSF, QS-9000 и др.) и проведения вторыми и третьими сторонами дополнительного аудита [5].
Соответствие стандарту ISO/TS16949:2009 является подтверждением неизменно высокого качества продукции предприятия и надежности их поставщиков. И в настоящее время большинство предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере автомобильной промышленности, имеют сертификат ISO/TS16949:2009 или проводят мероприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества, основанной на требованиях данного стандарта.
Проведение такой сертификации в автомобильной отрасли не только имеет коммерческое значение для поставщиков автомобильного сектора, но и способствует росту доверия среди покупателей [2].
Количество выданных сертификатов в мире ежегодно увеличивается. Об этом свидетельствует официальная статистика Международной организации по сертификации (ISO). Статистические данные приведены в табл. 1 и на рис. 2.
Таблица 1
Сертификация по ISO/TS 16949 в мире по данным ISO [7]
Месяц, год |
Число выданных сертификатов |
Прирост за год |
Количество стран, в которых расположены сертифицированные компании |
Декабрь, 2011 |
47512 |
3566 |
86 |
Декабрь, 2010 |
43946 |
2706 |
84 |
Декабрь, 2009 |
41240 |
1920 |
83 |
Декабрь, 2008 |
39320 |
4122 |
81 |
Декабрь, 2007 |
35198 |
7199 |
81 |
Декабрь, 2006 |
27999 |
10952 |
78 |
Декабрь, 2005 |
17047 |
7028 |
80 |
Декабрь, 2004 |
10019 |
|
62 |
Динамика роста числа выданных сертификатов (K) с 2004 по 2011 г. приведена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика роста числа выданных сертификатов с 2004 по 2011 г.
Анализируя данные о внедрении стандарта, мы видим, что к концу 2011 г. в 86 странах мира осуществляли деятельность 47 512 компаний с системами менеджмента качества, сертифицированными на соответствие ISO/TS 16949. При этом в период с 2004 по 2011 гг. наблюдается устойчивый рост количества компаний, которые были сертифицированы на соответствие требованиям стандарта ISO/TS 16949.
Если оценивать региональную долю распределения стандартов (рис. 3), то здесь лидирующее место занимают страны Восточной Азии и Тихого океана, такие как Китай, Республика Корея, Таиланд и Индия. Второе место по числу выданных сертификатов принадлежит странам Европейского региона: Германия, Италия, Франция. Третье место принадлежит Северной Америке (США).
Рис. 3. Региональная доля сертификатов по ISO/TS 16949 в мире
За 2011 год в мире было выдано 3566 сертификатов, подтверждающих соответствие СМК компании требованиям стандарта ISO/TS 16949 (табл. 2). Из них 82% (2929 сертификатов) в странах Восточной Азии. В Российской Федерации было выдано 33 сертификата, что составляет 0,9% от общего числа.
Таблица 2
Первые 10 мест по наибольшему приросту сертификатов за 2011 год
№ п/п |
Страна |
Количество сертификатов, выданных за 2011 г. |
1 |
Китай |
2110 |
2 |
Индия |
397 |
3 |
Республика Корея |
248 |
4 |
Иран |
125 |
5 |
Тайпей (Китай) |
95 |
6 |
Таиланд |
79 |
7 |
Мексика |
64 |
8 |
США |
51 |
9 |
Турция |
48 |
10 |
Италия |
37 |
… |
… |
... |
12 |
Российская Федерация |
33 |
В таблице 3 приведены данные о странах с наибольшим количеством сертифицированных компаний. Как видно, лидирующие места занимают государства, в которых автомобильная промышленность получила наиболее широкое развитие.
Таблица 3
Страны с наибольшим количеством сертифицированных компаний по ISO/TS 16949
№ п/п |
Страна |
Было на 31.12.2010 |
Стало на 31.12.2011 |
Прирост, % |
1 |
Китай |
14200 |
16310 |
14,8 |
2 |
Республика Корея |
4014 |
4262 |
6,2 |
3 |
США |
3727 |
3778 |
1,4 |
4 |
Германия |
3178 |
3210 |
1 |
5 |
Индия |
2979 |
3376 |
13,3 |
6 |
Япония |
1195 |
1223 |
2,3 |
7 |
Бразилия |
1138 |
1172 |
3 |
8 |
Италия |
1118 |
1155 |
3,3 |
9 |
Таиланд |
1046 |
1125 |
7,6 |
10 |
Франция |
1033 |
1059 |
1,3 |
… |
… |
… |
… |
… |
29 |
Российская Федерация |
131 |
164 |
25,1 |
По данным аналитического агентства АВТОСТАТ [4], на начало 2012 года в Российской Федерации осуществляли свою деятельность 338 компаний – производителей автомобильных компонентов. Из этого числа 72 – иностранные компании и 266 – российские, многие из которых имеют совместные предприятия с зарубежными партнерами.
Учитывая, что количество выданных сертификатов в РФ составляет 164, то общий процент сертифицированных предприятий (как автосборочных заводов, так и производителей автокомпонентов) составляет 48,5%.
Если сравнивать качество отечественных и зарубежных автомобилей, то транспортные средства иностранного производства намного качественнее российских.
Одним из объяснений такой большой разницы является то, что зарубежные сборочные заводы и производители комплектующих разработали и внедрили на своем производстве систему менеджмента качества, основанную на требованиях стандарта ISO/TS 16949:2009.
В России процесс освоения ISO/TS 16949 идет более сложным путем, нежели в странах, где данная спецификация применяется уже давно и эффективно. Сложности обусловлены тем, что РФ только выходит на мировой автомобильный рынок, принимая и разрабатывая на своих предприятиях международные стандарты качества в области автомобилестроения.
Автомобиль на 75% состоит из закупаемых компонентов, поэтому качество конечной продукции в автомобилестроении – это всегда совместная задача поставщика и производителя, а высокое качество комплектующих может быть обеспечено только высоким уровнем производства предприятия-поставщика и функционирующей системой менеджмента качества [1].
Вывод: таким образом, анализ приведенных в данной статье данных показывает, что разработка и внедрение системы менеджмента качества, основанной на требованиях стандарта ISO/TS 16949:2009, является одной из важнейших задач, которая стоит перед руководством предприятия для повышения конкурентоспособности и получения прибыли.
Рецензенты:
Гоц А.Н., д.т.н., профессор, профессор кафедры тепловых двигателей и энергетических установок ФГБОУ «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.
Кульчицкий Алексей Рэмович, д.т.н., профессор, главный специалист ООО «Завод инновационных продуктов КТЗ», г. Владимир.