На современном этапе медицинской науки при наличии большого объема информации возрастает необходимость унификации образовательного процесса и приближение его к мировым стандартам. Основы мышления специалистов, в том числе основы дифференциальной мыслительной деятельности, овладение которой и характеризует профессионализм врача, закладывается на кафедрах вузов на 1-2 курсах. В современном научном мире комплекс этих дисциплин обозначается как морфологические и все они преподаются на одной кафедре.
Современное преподавание в большинстве высших и средних образовательных учреждений страны осуществляется несколькими отдельными кафедрами, при этом происходит многократное дублирование части материала, а некоторые разделы преподаются только на одной кафедре и зачастую не закрепляются в образовательном процессе в сознании студентов. Такой опыт междисциплинарного подхода к преподаванию нескольких дисциплин в течении белее 40 лет используется и оттачивается на кафедре морфологии мебико - биологического факультета Российского государственного медицинского университета (МБФ РГМУ).
В этом пособии в виде краткого изложения полного курса лекций представлен накопленный опыт преподавания морфологии, включающей цитологию, эмбриологию, гистологию, как единого целого, раскрывающего строение человеческого тела на микроскопическом уровне. Описаны морфо - функциональные особенности тканей, органов и систем организма человека.
Представляемое учебно-методическое пособие содержит новый взгляд на традиционные предметы: эмбриологию, цитологию, гистологию с использованием междисциплинарного комплексного подхода и инновационных методов преподавания, принятых на кафедре.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, ординаторов, аспирантов медицинских вузов, врачей, студентов биологических факультетов университетов и биологических специальностей других высших учебных заведений, преподавателей медико-биологических дисциплин.