Введение
Приоритетной задачей государственного управления Россией на этапе смены технологических yкладов должна стать задача перехода страны на более высокий yровень конкyрентных мировых рынков. Без решения вышеуказанной задачи в разрезе мировой глобализации экономика РФ в итоге окажется зависимой от стран – технологических лидеров, которые будут yстанавливать цены на ресyрсы, характерные для предыдущего технологического yклада (нефть, газ).
Таким образом, геополитические интересы модернизирующейся страны требуют немедленного решения задач, определенных в государственной стратегии развития промышленного комплекса и соответствующей инфраструктуры в регионах Сибири и Дальнего Востока, что предполагает и развитие соответствующего человеческого капитала.
Цель исследования
Определить перспективы развития человеческого капитала Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в рамках геополитических задач, сформулированных в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации сроком до 2020 года», «Инновационная Россия – 2020», «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» и «Федеральном законе о развитии Сибири и Дальнего Востока».
Материал, методы и результаты исследования
Государственные задачи, сформулированные в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации сроком до 2020 года», «Инновационная Россия – 2020» [3], «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [5] и «Федеральном законе о развитии Сибири и Дальнего Востока», требуют немедленного решения вопросов развития промышленного комплекса (новых центров добычи нефти и газа международного значения, наукоградов, технополисов) и соответствующей инфраструктуры в регионах Сибири и Дальнего Востока. Значительную роль играет внедрение инноваций в развитии сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, различных отраслей экономики. При этом в перечисленных стратегиях предусмотрена реорганизация системы расселения азиатских территорий РФ:
- восстановление численности трудоспособного населения и вахтовиков для обеспечения функционирования Северного морского пути, мест дислокаций баз Арктического пояса, развития БАМа;
- превращение городских округов Сибири и других субъектов РФ и прилегающих к ним населенных пунктов в густо заселенные агломерации, затем создание крупных урбанизированных структур [5].
Основными критериями, определяющими эффективность оптимизации системы расселения будут являться рост численности населения сибирских регионов и обеспечения экономики регионов квалифицированными трудовыми ресурсами. В таблице 1 представлены планируемые показатели темпов роста целевых показателей при проведении выше описанной политики до 2020 г.
Таблица 1. Целевые индикаторы развития инновационной системы Сибири [5]
Показатели |
2008 год |
2010 год |
2011 год |
2015 год |
2020 год |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. |
53956 |
55100 |
57300 |
59000 |
61000 |
Количество созданных передовых производственных технологий |
93 |
115 |
138 |
200 |
340 |
Индекс развития человеческого потенциала |
0,745 |
0,758 |
0,76 |
0,781 |
0,885 |
При этом начиная с 90-х годов численность населения РФ снижалась на 500 тысяч человек ежегодно, такие темпы даже для 1990-х велики. Главная причина сокращения населения — сверхсмертность. По переписи населения 2010 года выяснено, что в России сегодня живёт 141,9 млн человек (рис. 1).
Рисунок 1. Сокращение численности населения России [2]
Благодаря высокому уровню смертности и низкому уровню рождаемости в Сибирском федеральном округе происходит постоянное естественное уменьшение населения. В 2000-х годах естественное уменьшение численности населения затронуло несколько краев и областей. Примерами могут служить Красноярский край, Новосибирская, Томская, Иркутская области и другие (табл. 2).
Таблица 2. Показатели естественного прироста населения Сибири, чел. [4]
Область исследования |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Российская Федерация |
-958534 |
-943253 |
-935306 |
-888525 |
-792925 |
-846559 |
-687066 |
-470323 |
-362007 |
Алтайский край |
-13139 |
-13420 |
-14139 |
-13167 |
-12841 |
-16176 |
-12964 |
-9039 |
-6841 |
Красноярский край |
-16345 |
-13771 |
-13669 |
-13840 |
-11515 |
-14189 |
-8565 |
-4364 |
-2235 |
Иркутская область |
-12769 |
-11957 |
-12242 |
-11803 |
-10537 |
-12934 |
-7121 |
-445 |
2187 |
Новосибирская область |
-15383 |
-14521 |
-14445 |
-13191 |
-12143 |
-14497 |
-12334 |
-8683 |
-5253 |
Кемеровская область |
-22595 |
-21904 |
-22163 |
-22424 |
-20691 |
-22120 |
-16811 |
-12573 |
-9512 |
Томская область |
-3888 |
-3850 |
-4144 |
-4021 |
-2974 |
-3932 |
-2428 |
-823 |
-32 |
Омская область |
-10351 |
-10303 |
-9994 |
-8434 |
-8628 |
-10405 |
-8734 |
-5893 |
-3842 |
Органом Росстата были осуществлены перспективные вычисления и сформулированы три версии прогнозов возрастания/убыли численности населения России по федеральным округам на срок до 2030 года (табл. 3).
Таблица 3. Прогнозируемая модификация среднегодового числа населения по Сибирскому федеральному округу (тыс. чел.) [4]
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2030 г. |
|
|
|
Версия «Средний прогноз» |
|
|
|
19538,8 |
19526,7 |
19516,8 |
19508,2|19499,7|19491,7 | 19484,2 | |
19431,1 |
19298,8 | |
19094,6 |
|
|
|
Версия «Высокий прогноз» |
|
|
|
19544,4| |
19543,8 |
19547,6 |
19556,4|19572,2|19593,9 | 19621,1 | |
19814,6 |
20053,3 | |
20288,1 |
19527,0| |
19487,3 |
19441,9 |
Версия «Низкий прогноз» |
18777,8 |
18194,7 | |
17469,6 |
19391,4|19336,6|19276,1 | 19208,8 | |
В соответствии с версией «Среднего прогноза», как наиболее вероятной, по Сибирскому федеральному округу (СФО) в течение примерно 20 лет ожидается небольшое уменьшение численности населения - начиная с 19,5 млн в 2012 г. и заканчивая 19,1 млн чел. в 2030 г. Версия же «Низкого прогноза» говорит о более значительном сокращении числа народонаселения до 17,5 млн человек за тот же срок.
И только версия «Высокого прогноза» позволяет надеяться на возрастание численности населения СФО до 20,3 млн человек. Рассматривать версию «Высокого прогноза» можно как оптимистическую только в случае достижения показанного уровня роста населения за счет естественного прироста – увеличения уровня рождаемости и снижения смертности. Совсем другими причинами может быть вызван рост народонаселения в случае миграционных процессов; и задачи регулирования уровня развития человеческого капитала региона в этих двух случаях существенно отличаются друг от друга.
То есть можно видеть два адекватных решения по выводу Сибирского и Дальневосточного федеральных округов из набирающего обороты демографического упадка:
- во-первых, улучшение демографической ситуации внутри страны;
- во-вторых, привлечение иностранного населения из близлежащих стран и стран всего мира.
Что касается первого варианта. Данная альтернатива требует больших вложений – экономических, политических, временных. Здесь стоит осознать, что придется применять кардинально новые идеи и методы.
На данный момент преобладающее количество азиатских регионов РФ имеют более низкие показатели по большинству позиций, если посмотреть на показатели развития последних и европейских регионов РФ. Цены для приемлемого проживания на востоке в несколько раз выше, чем на западе России. Пик подобного дисбаланса приходится на юг Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – приграничных территорий с КНР. Планов по инновационному развитию этих территорий составлялось огромное количество, но ни один из них так и не имел полного успеха. Возможно, причина этому кроется в игнорировании составителей данных планов таких условий Сибири и Дальнего Востока, как климат и социально-демографическая ситуация. Из-за слишком высоких цен на перевозку, а также на энергетические ресурсы очевидные, на первый взгляд, достоинства регионов блекнут, рентабельность использования промышленного комплекса снижается. В результате практически нет в России таких частных субъектов хозяйственной деятельности, которые готовы инвестировать различные отрасли на этой территории, взять на себя все расходы по их развитию и поставке продукции в другие регионы РФ.
Во втором случае страны, граничащие на юге с РФ, имеют возможность для преимущественного перемещения на российскую территорию своей избыточной рабочей силы. Другой вопрос - в том, что запрос РФ на нее имеет определенный предел. Здесь имеют место оправданные переживания правительства и населения о сохранении исконных традиций, которые могут быть поколеблены потоком инородных влияний. Роль «первой скрипки» играет опасность, заключающаяся в последующей отгороженности «нового» населения от коренных жителей страны, которая может повлечь за собой раздробленность РФ. Тем более что имеется неудачный опыт подобных переселений в других государствах. К примеру, не так давно сложившаяся ситуация в Сербии касательно Косова.
Анализ статистических данных показывает, что резерв мигрантов трудоспособного возраста сегодня в стране имеется, ввиду того обстоятельства, что начиная с 2006 года в общей структуре населения России начал устойчиво расти показатель миграционного прироста из других стран, компенсируя в определенной мере показатель естественной убыли (рис. 2).
Рис. 2. Компенсация естественной убыли населения России миграционным приростом из-за рубежа, в процентах [2].
Такая прогрессирующая миграция из стран - миграционных доноров говорит о том, что основная масса иммигрантов оказывается по прибытии в новую страну в нижней части общественной пирамиды. Этот факт несет в себе скрытую угрозу. Прибывая в страну, иммигранты готовы пойти на любые условия для укоренения в стране прибытия, однако по прошествии определенного времени они начинают ощущать себя дискриминируемым меньшинством. Это становится мотивацией к их внутренней сплоченности в этнические анклавы, что может привести к негативным последствиям.
После анализа представленных в специальных источниках данных становится возможным построить прогноз миграционного прироста населения России до 2020 года. Если учесть, что в 2010 году этот миграционный прирост численности населения составил 508 тыс. чел, то к 2015 году он может достигнуть при сохранении сегодняшнего темпа прироста 650 тыс. чел, и к 2020 году, по прогнозу, будет примерно на ежегодном уровне 855 тыс. человек. Как результат - Россия становится этнически другой страной. Происходит постепенное качественное изменение человеческого капитала страны - этническое замещение великороссов. Здесь нужно отметить, что государственная программа содействия по возвращению соотечественников из стран - бывших республик СССР и финансовая поддержка в связи с ней не оправдали ожидания. С помощью Государственной программы содействия по возвращению соотечественников на постоянное место жительства в Россию переселилось, начиная с 2007 года, более 17 тысяч наших бывших соотечественников (с учетом членов семей), их них 99% - это выходцы из стран — участников СНГ. В итоге приходится констатировать, что для осуществления задач, определенных стратегией развития восточных российских территорий в условиях сокращения общей численности населения страны, нет другого пути, как организация целенаправленной миграции в данные регионы трудоспособного населения иных по культуре и языку этносов. Естественно, осуществление этого плана изменит общую этническую структуру населения в регионах.
Учитывая все вышеизложенное, мы вынуждены сделать вывод – депопуляции этнос великороссов не избежал. Подробно изучал фазы развития евразийских этносов, публикуя результаты своих исследований, Л.Н. Гумилев [1]. Если обратиться к теории пассионарного развития этносов, разработанной данным ученым, то следует сделать вывод, что в нашей стране на фоне заканчивающейся «фазы надлома» (по Л.Н. Гумилеву [1]) этноса великороссов наступила скрытая фаза рождения нового этноса в результате начавшейся (и в будущем неизбежно прогрессирующей) метисации великороссов и представителей миграционного прироста населения России. Уже на сегодняшнем этапе мы можем, использую теорию фаз пассионарного развития этносов Л.Н. Гумилева [1], построить графики развития этносов великороссов и российского новоэтноса. На рис. 3 график этногенеза великороссов (сплошная линия на рис. 3 – по Л.Н. Гумилеву) перекрывается на временной оси скрытой фазой рождения российского новоэтноса (пунктирная линия на рис. 3 - видение автора).
Рис. 3. Прогнозирование развития российских государствообразующих этносов
Выводы
Выстроив на рисунке 3 графики пассионарного развития российских государствообразующих этносов, мы из фазы надлома этногенеза великороссов переходим в фазу скрытого подъема российского новоэтноса. Это вселяет определенный оптимизм и уверенность в способности России внедрить систему стратегического управления в сфере инновационного развития. Причем именно тихоокеанское побережье России и Приамурье должны стать наиболее привлекательными территориями привлечения трудоспособного населения для геостратегической и мирополитической деятельности страны.
Правда, для этого надо проделать огромную и дорогостоящую работу – ассимилировать иммигрантское население. А это очень трудно и не проходит безболезненно.
Рецензенты:
Кроливецкий Э.Н, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», г. Санкт-Петербург.
Максименко Л.С., д.э.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Кисловодск.