Одна из важнейших проблем, которая до сих пор не осознана и не решена большинством российских и зарубежных высших учебных заведений (вузов), состоит в том, что развитие высокотехнологичных проектов происходит, исходя из имеющего научно-технического задела без учета актуальных тенденций развития рынков и технологических трендов. Из-за неразвитости кооперационных процессов в инновационном секторе наблюдается слабая ориентация вузов на реализацию научных достижений в сфере производства, а также недооценка проведения маркетинговых исследований. Инновационная стратегия, базирующаяся на фундаментальных исследованиях независимо от изучения будущего рынка, как правило, приводит к технологическому прорыву [1]. Однако, как показывает практика, инновационная стратегия, опирающаяся на анализ потребностей рынка, более эффективна, чем стратегия, основанная на анализе доступных в настоящее время технологических возможностей.
Эффективный путь развития вуза предполагает правильно выбранные перспективные научно-технические направления, которые реализуются, c одной стороны, в виде портфеля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а с другой стороны, - в виде перспективных проектов развития. В связи с этим в вузе возникает задача обеспечения системы прогнозирования и постоянного мониторинга актуальных научно-технических областей. В случае отсутствия данной системы прогнозирования вуз неизбежно занимает, либо догоняющую позицию по отношению к другим игрокам, либо действует на предметном поле, которое они задают [2]. При этом он вынужден ориентироваться на первичные и вторичные исследования рынка, проводимые некоторыми учеными в рамках реализации своих проектов или маркетинговыми подразделениями инновационной инфраструктуры, в случае, если таковые созданы и эффективно функционируют.
Кроме того существуют огромные трудности с выходом малых инновационных компаний на рынок, а также отставание во внедрении вузовских технологий в реальный сектор экономики. Современное научно-технологическое развитие вуза и разработка инновационных технологических решений и продуктов требуют прогностической поддержки наряду со своевременно проведенными маркетинговыми исследованиями рынков.
Место форсайта и научно-технического прогноза в деятельности вуза
На сегодняшний день долгосрочное прогнозирование технологических трендов является важной составляющей при определении и развитии конкретных технологий, как для вузов, так и для корпораций. При этом до сих пор нет единого понимания в определении термина «форсайт». С одной стороны, под форсайтом понимается механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: потребителей и общественных организаций, учёных, политиков и бизнеса. С другой стороны, форсайт можно рассматривать как «технологию долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, основанных на обработке коллективных экспертных оценок, получаемых от различных слоёв общества, готовых активно содействовать реализации формируемого будущего»; при этом, видение этого будущего должно постоянно уточняться [3].
Современная система форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности в рамках вуза представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. Прогнозирование как управленческая деятельность представляет собой единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности. Цель системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности - обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней сред, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений вуза. В задачи прогнозирования входят [4]:
- проектная работа с технологическими трендами (надстройка пула исследований и проектных идей на логическое развитие существующих трендов), поиск противоречий в трендах и встраивание в них проектных идей;
- поиск перспективных, пока не обозначившихся возможностей развития технологий и областей применения;
- поиск упущенных и забытых технологических и продуктовых идей, которые могут быть эффективно воплощены;
- анализ рисков, влияющих на развитие технологий и рисков, появляющихся вследствие развития технологий.
В России вузы начинают играть важную роль в прогнозировании и определении приоритетов научно-технологического развития страны. Так в 2011 г. по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации была создана сеть из шести ведущих российских вузов, на базе которых были сформированы отраслевые центры прогнозирования научно-технологического развития. Тем не менее, деятельность, связанная с прогнозированием научно-технологического развития, в России на данный момент все еще находится на стадии формирования.
Рассматривая роль форсайтов в системе управления вузами, можно сделать вывод, что для более эффективного внедрения результатов форсайт-исследований в научно-исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность необходимо понимание и осознание важности использования результатов таких исследований как внутри вуза (менеджментом вуза и профессорско-преподавательским составом вуза), так и вне его (государством, бизнесом). В России делаются различные попытки интеграции деятельности университетов, бизнеса и государства [5, 6]. Однако следует отметить, что ощутимых результатов этой деятельности совсем немного. Сегодня становится очевидным, что для плодотворного сотрудничества между вузами, государством и бизнесом, необходимо наличие общего видения развития конкретных рынков, технологий, территорий и т.д., при этом немаловажную роль в нахождении такого совместного видения играет маркетинг. Если ранее маркетингу особое внимание уделяли в основном бизнес-структуры, то на сегодняшний день маркетинг также стал одним из серьезных инструментов управления деятельностью вузов.
Маркетинговая деятельность в вузе
Построение маркетинговой деятельности в вузах является комплексным, длительным и трудоемким процессом. К ощущаемым результатам маркетинговой деятельности следует отнести рост имиджа вуза на международной арене, повышение его рейтинга среди абитуриентов и их родителей, учащихся, выпускников, представителей бизнеса, государственных и негосударственных структур, увеличение количества востребованных рынком инновационных разработок за счет проводимых мероприятий, направленных на распространение результатов форсайт- и маркетинговых исследований среди сотрудников и студентов, информирование общественности о достижениях ученых, студентов и аспирантов, выпускников этого университета, продвижение вузовских продуктов (которые могут выступать в виде материального товара, услуги или технологии) на рынок и др.
Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности вузов представляет в настоящее время одну из наиболее актуальных проблем. В вузах и научных организациях накоплено существенное количество результатов научно-исследовательской деятельности, но многие из них не находят применения в реальном секторе экономики. Это может быть обусловлено как неконкурентоспособностью проводимых исследований и разработок, так и отсутствием работоспособной инновационной инфраструктуры. Анализируя маркетинговую деятельность российских предпринимательских университетов, можно прийти к выводу, что в каждом из них созданы подразделения, ответственные за совершенствование механизма вывода инновационных разработок на рынок, оказание помощи научным подразделениям в области маркетинга как с помощью предоставления консалтинговых услуг, так и за счет повышения квалификации ученых (проведение семинаров, организация стажировок и т.д.). Необходимо отметить, что порой маркетинговые функции находятся не только в отделах, центрах, управлениях, занимающихся маркетингом (иногда вкупе с рекламой и связями с общественностью), но и в таких подразделениях, как офис коммерциализации научных разработок, центр трансфера технологий и т.д. Зачастую это приводит к дублированию функций, и в случае неналаженной коммуникации, к снижению эффективности работ над проектами [7, 8].
Анализируя задачи, которые ставятся перед маркетинговыми подразделениями ведущих российских и зарубежных вузов, выделим, с нашей точки зрения, наиболее важные из них:
- содействие выводу перспективных вузовских разработок на российский и зарубежный рынки и их коммерциализации (technology push) путем оказания консалтинговых услуг в области маркетинга;
- инициация перспективных инновационных разработок за счет содействия распространению результатов форсайт- и маркетинговых исследований среди сотрудников и студентов;
- повышение квалификации студентов и преподавателей в области маркетинга с целью повышения рыночного потенциала проводимых ими исследований и разработок;
- привлечение бизнеса с целью осуществления заказных НИР, ОКР подразделениями вуза (marketing pull);
- продвижение (PR) вуза, его перспективных разработок, сервисов в России и за рубежом.
Помимо продвижения перспективных инновационных продуктов (с высоким рыночным потенциалом) не менее важной задачей является поиск актуальных бизнес-задач, которые могут выполнить научные коллективы, то есть содействие привлечению заказных исследований («industry sponsored reserach»). В российских и зарубежных вузах задача привлечения заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ лежит, в первую очередь, на руководителях научных коллективов, несмотря на то, что в вузах, как правило, имеются подразделения, которые готовы оказать содействие в привлечении заказных НИОКР. Тем не менее, существует проблема, связанная с тем, что далеко не все ученые готовы заниматься бизнесом. Однако именно тесное взаимодействие представителей науки с представителями бизнеса позволяет помочь ученым, занимающимся только наукой, развивать их научные идеи с учетом требований рынка.
Механизмы инициации перспективных инновационных разработок с использованием результатов маркетинговых и форсайт-исследований
На сегодняшний день наличие в российских и зарубежных вузах подразделений, занимающихся проведением как маркетинговых, так и форсайт-исследований, является редкостью. Однако именно синергия между этими подразделениями оказывает существенное влияние на развитие научно-технических направлений и коммерциализацию вузовских разработок. Решение этой проблемы может осуществляться в результате тесного взаимодействия подразделений (центров, отделов), занимающихся научно-технологическим форсайтом и маркетингом. При этом с нашей точки зрения, можно выделить два различных подхода к работе с проектами: 1) от маркетинга к форсайту, 2) от форсайта к маркетингу.
При первом подходе осуществляется обращение авторов проектов в отдел маркетинга, затем проведение экспертизы их рыночного потенциала, в рамках которой необходимо взаимодействие с центром форсайта и научно-технического прогнозирования для оценки перспективности тех или иных технологий и тенденций их развития. По результатам проведенного анализа принимается решение, либо о проведении более глубокого маркетингового исследования и дальнейшей работы над проектом, либо обосновывается его неперспективность.
Второй подход основан на проведении форсайт-исследований, исходя из ключевых задач и направлений деятельности вуза, по результатам которых целесообразно проводить встречи с менеджментом университета, с руководителями научных коллективов с целью выявления заинтересованности в развитии новых технологических направлений или формирования новых тем исследований с учетом появившегося видения благодаря форсайт-анализу.
Взаимодействие центра научно-технологического форсайта с отделом маркетинга, аккумулирующим различные проекты, приводит к возможности осуществлять прогнозирование и строить дорожные карты для конкретных областей, исходя из имеющихся проектов, для которых проводятся маркетинговые исследования и оценка их рыночного потенциала.
Заключение
Для успешной коммерциализации вузовских инновационных разработок необходимо взаимодействие маркетинга и форсайта. Целесообразность такого взаимодействия обусловлена рядом факторов.
1. Для осуществления долгосрочных прогнозов развития технологий и рынков (форсайт) необходимо иметь аналитические данные (данные маркетинговых исследований).
2. Маркетинг является необходимым инструментом донесения результатов как маркетинговых, так и форсайт-исследований до целевой аудитории.
3. Результаты проведенных маркетинговых исследований в рамках реализации конкретных научно-исследовательских и инновационных проектов могут послужить основой для формирования более общего видения и создания специальных дорожных карт, учитывающих как имеющиеся (внутренние) проекты, так и (внешние или несуществующие) проекты, которые необходимо найти, подключить, инициировать.
4. Качественные маркетинговые исследования, как и форсайт-исследования осуществляются с участием большого количества экспертов в различных областях (наука, бизнес, государство).
5. Маркетинговые и форсайт-исследования используют схожие инструменты и методы сбора, анализа информации (включая методы опроса, интервью, метод Дельфи и пр.).
Так или иначе, деятельность в области маркетинга и форсайта имеет очень много точек соприкосновения, поэтому для повышения эффективности функционирования вузов, в которых представлены оба этих направления, необходимо иметь четкое представление о границах и точках пересечения каждого из подразделений, выполняющих маркетинговые и прогностические функции.
Рецензенты:
Смирнов С. Б., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой Экономической теории и бизнеса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г. Санкт-Петербург.
Васюхин О. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой Прикладной экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г. Санкт-Петербург.