Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PECULIAR FEATURES OF PERSONNEL MANAGEMENT IN REFORMING OF MUNICIPAL DENTISTRY SERVICE

Gerasimova L.I. 1 Matveev R.S. 1 Viktorov V.N. 1, 2
1 AI of Chuvashia “Postgraduate Doctors’ Training Institute” HealthCare and Social Development of Chuvashia
2 AI of Chuvashia “Municipal dental clinic” HealthCare and Social Development of Chuvashia
Reducing of available dental care, some adverse factors contribute to high rate of dental morbidity in Russia. In main clinics the following has been studied: organization of medical personnel work, qualification of doctors and nurses, time sheet of doctors, staffing levels, medical standards, monitoring system of medical care quality, financial and morale-boosting incentives for the doctors to motivate for extent and quality of medical care. Here is the analysis of united municipal dental clinics’ experience, new opportunities in the paper. In global economic crisis merging of dental clinics provides competitiveness and completeness of the State Guarantees’ Program increased consolidated budget. Centralization of dental services at the municipal level proved high medical, social, economic efficiency of merging, that contributes to availability and quality of dental services.
competitiveness
economic efficiency
qualification of doctors
human resources
modernization
dental service

Разработка и осуществление стратегии достижения здоровья для всех требует комплексного подхода к вопросу о соотношении целей и ресурсов, а также об учете условий среды, которые благоприятствуют эффективному управлению ресурсами [2–4].

В контексте интегрированного развития систем  и кадров здравоохранения целью планирования становится определение требований к качеству и численности персонала, а управление состоит в использовании с максимальной эффективностью работников здравоохранения, контроле за ними и обеспечении обратной связи с целью постоянного обновления трех основных компонентов развития людских ресурсов – планирования, подготовки, управления в зависимости от меняющихся требований к персоналу здравоохранения в свете изменения целей системы здравоохранения [1; 4; 5].

В последние годы стоматология является одним из немногих разделов здравоохранения, в котором сделаны реальные шаги по реформированию специальности, адаптации ее к условиям рынка. Однако в условиях всеобщего экономического кризиса дальнейший поиск путей совершенствования деятельности стоматологической службы является особенно актуальным.

Цель: изучение эффективности использования кадровых ресурсов в системе оказания стоматологической помощи населению в условиях реформирования.

Материалы и методы. Проанализированы кадровое обеспечение стоматологической поликлиники № 1 и особенности использования кадровых ресурсов в период реформирования службы, а также отчетные формы работы Городской стоматологической поликлиники № 1 (медицинская карта стоматологического больного – учетная форма № 043/у; листок ежедневного учета врача-стоматолога – учетная форма № 037 /у;  журнал учета профилактических осмотров полости рта – учетная форма № 049/у; листок ежедневного учета работы врача-стоматолога-ортопеда – учетная форма № 037/у; дневник учета работы врача-стоматолога-ортопеда – учетная форма № 039-4/у; дневник учета работы врача-стоматолога-ортодонта – учетная форма № 039-3/у) с 2007 по 2011 г.

Результаты собственных исследований

МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» образована в 2004 г. путем слияния  муниципальных учреждений здравоохранения: Городская стоматологическая поликлиника», «Городская стоматологическая поликлиника № 2, Городская стоматологическая поликлиника № 4 и Городская детская стоматологическая поликлиника (Распоряжение Главы администрации г. Чебоксары от 09.09.2004 г. № 2824-р). В 2007 г. к поликлинике присоединены стоматологическое отделение МУЗ «Городской клинический центр», кабинет неотложной стоматологической помощи МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи» (Распоряжение Главы администрации г. Чебоксары от 09.01.2007 г. № 2-р). В 2006 г. начал работу новый филиал по ул. Гузовского, д. 16 (более 100 кв. м). Здесь оборудованы 3 рабочих места врачей-стоматологов (в 2 смены), из них на 2 ведётся приём пациентов по Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, организован и хозрасчётный прием пациентов. В 2008 г. открыто лечебно-профилактическое (детское) отделение при поликлинике № 3 для детей Новоюжного района города (обслуживает более 30 тыс. детей до 18 лет). В 2010 г. открыто новое детское отделение в филиале по ул. Гузовского (площадь более 600 кв. м, оказываются все виды  стоматологической помощи).

Поликлиника с общей проектной мощностью филиалов 1786 посещений в смену оказывает стоматологическую помощь 74% населения г. Чебоксары в т.ч. 101 004 детям, 238 309 взрослым; в 2005 г 61,6%, на основании лицензии на медицинскую деятельность поликлиники № ЛО-21-01-000402 от 9 марта 2010 г.

Отмечено увеличение числа пациентов, обслуживаемых по программам ДМС, до 260 чел., объем финансирования увеличился до 7 298 200 руб.

Внедрена прогрессивная система оплаты труда по конечным результатам. В поликлинике перешли  на новую систему оплаты труда, разработаны индикаторы для расчёта премиальной части, положения о внебюджетной деятельности, о доплатах врачам, ведущим бюджетный прием, по итогам выполнения муниципального заказа. Среднемесячная зарплата за 3 года выросла в среднем в 1,4 раза.

Внелечебные функции учреждения переданы на аутсорсинг. Финансирование по программе аутсорсинга ведется за счёт бюджета. Переход на аутсорсинг в 2008 г. позволил сократить количество сотрудников с уровнем дохода ниже прожиточного минимума (переданы в штат аутсорсинговой компании на более высокую зарплату).

Оптимизация штатного расписания при объединении стоматологических поликлиник г. Чебоксары привела к сокращению расходов бюджетных средств на выплату заработной платы (ст. 211) административному персоналу. В результате оптимизации штатного расписания произошло сокращение:  штатных единиц на 29,0 ставки; расходов на заработную плату на 809,4 тыс. руб. в год.

Внедрена технология снижения текучести кадров: поощрение внутреннего совместительства, стимулирование аттестации на квалификационные категории врачей и среднего медперсонала (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности врачей с высшей, первой и второй квалификационной категорией за 2005–2012 гг.

На функциональной основе организована работа специализированных центров с точечной концентрацией кадров, оснащения, технологий: центры имплантологии, ортодонтии, пародонтологии, прецизионного литья (сокращение непроизводственных затрат на 20%, договоры с частными клиниками на изготовление литья, в планах – внедрение технологий высокоточного литья с применением станков с ЧПУ).

Организована работа Учебного центра для повышения профессиональной квалификации стоматологов на рабочем месте. Проведение семинаров на базе Учебного центра сэкономило за 2 года более 5,0 млн рублей. Сокращение затрат на обучение специалистов за пределами республики (в 2,5-3,0 раза). Ведется широкая санитарно-просветительская работа (тематические статьи в СМИ, выпуск памяток, используются баннеры наружной рекламы).

Рис. 2. Динамика сертификации средних медицинских работников стоматологической поликлиники г. Чебоксары за 2005–2012 гг.

Рис. 3. Динамика численности средних медицинских работников с высшей, первой и второй квалификационной категорией за 2005–2012 гг.

Рис. 4. Динамика сертификации средних медицинских работников стоматологической поликлиники г. Чебоксары за 2005–2012 гг.

В условиях мирового экономического кризиса объединение стоматологических клиник обеспечило конкурентоспособность учреждения, сохранив объемы выполнения Программы государственных гарантий и увеличив рост консолидированного бюджета в 3,3 раза за 5 лет (рис. 5).

Рис. 5. Динамика консолидированного бюджета стоматологической поликлиники г. Чебоксары за 2005–2012 гг., млн руб.

Таким образом, централизация стоматологической службы на муниципальном уровне показала высокую медицинскую, социальную, экономическую эффективность объединения, которая выражается в повышении доступности и качества оказания стоматологических услуг населению.

Рецензенты:

Алексеев Григорий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор  кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Денисова Тамара Геннадьевна, доктор медицинских наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.