В массовой практике профессионально-педагогической подготовки, несмотря на изменяющиеся целевые установки, образование продолжает рассматриваться в соответствии с парадигмой, ориентированной на подготовку учителя только как носителя заданного набора знаний и умений, как передатчика готовых знаний. Учителя же в своей практической работе испытывают потребность в новых научно обеспеченных подходах к образовательным процессам.
Одним из таких подходов к организации учебного процесса является осознанное формирование у школьников способов познавательной деятельности специально подготовленными учителями. Это необходимое условие современного образования, благодаря которому актуализируются личностные смыслы учения, и тем самым инициируются процессы самоорганизации и самодеятельности.
Отсюда вытекает задача профессионально-педагогического образования: развитие у будущих педагогов культуры трансляции обучающимся способов познавательной деятельности.
В нашем понимании культура трансляции есть выделение механизмов трансляции знания, актуализирующих современные смыслы и значения деятельности. Трансляция всегда выступает актом проблематизации наличной ситуации. Отсюда культура трансляции способов познавательной деятельности - это способность педагога к организации учебного процесса, направленного на овладение учащимися структурой познавательной деятельности, основными закономерностями организации изучаемого предметного знания и особенностями своего познания.
С опорой на определение, решение проблемы развития у педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности видится возможным при условиях:
- - овладения приемами логического мышления в синтезе с предметным знанием;
- - освоения структуры познавательной деятельности как целостного образования;
- - презентации продуктов познавательной деятельности как творческого самовыражения будущих педагогов.
В предлагаемой работе предпринята попытка теоретически обосновать направления развития культуры трансляции способов познавательной деятельности, а также показать особенности этого процесса при подготовке бакалавров и магистров образования.
Исследования поддержаны грантом РГНФ (проект № 06 - 06 - 00312а)