В настоящее время прогнозирование человеческого будущего в основном является прерогативой преподавания предметов гуманитарного цикла. Однако изучение процессов психо- и социогенеза в рамках предмета «Концепции современного естествознания» также предполагает экстраполяцию знаний учащихся в грядущие временные периоды. При этом теоретической основой для построения моделей эволюции разумной жизни на нашей планете, как правило, служит концепция ноосферы Тейяр де Шардена - Вернадского. Ценность этой концепции заключается том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего.
Ноосфера по Тейяру де Шардену - это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции и сольется с природой подобно образованию таких комплексов, как молекулы, клетки и организмы. Геогенез через биогенез трансформируется в психогенез, дальнейший путь эволюции - переход к ноогенезу, т.е. к формированию планетарного сознания (Т. де Шарден, 1973).
Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной биогеохимией (Вернадский, 1989)
Таким образом, дальнейшее развитие человечества традиционно связывается с ростом «разумности» общества и «очеловечивания» всей планеты. Однако ограниченность такого подхода заключается в том, что практически отождествляются понятия разумности и рациональности, тогда как индивидуум, будучи разумным, очень редко ведет себя рационально. В еще большей степени это положение касается человеческого общества в целом. Поэтому следует признать, что хотя переход биосферы в ноосферу и является закономерным эволюционным этапом, но механизмы и сроки этого явления в значительной мере определяются благоприятным сочетанием случайных факторов. При этом, согласно Шкловскому, значительно выше вероятность неблагоприятного сочетания условий и большая часть развивающихся цивилизаций не в силах преодолеть этот барьер, уничтожая основу своего существования (Шкловский, 1973) Следовательно, трансформация биосферы в ноосферу в условиях современной цивилизации - это всего лишь возможность, но далеко не неизбежность.
С точки зрения педагогической целесообразности анализ сложившейся ситуации с естественнонаучных позиций позволяет существенно расширить представления студентов о возможных путях эволюции разумной жизни на нашей планете. Сопоставление различных научных направлений и взглядов позволяет сделать вывод, что глобальный экологический кризис является своеобразным экзаменом человечества на «эволюционную зрелость». Демографический взрыв и его последствия, загрязнение окружающей среды, изменение климата, угроза военных конфликтов - эти объективно не решаемые проблемы определяют сейчас дальнейшие пути развития биосферы. Ноосфера может возникнуть лишь в результате решения этих проблем обществом (Реймерс, 1992). Только в этом случае коллективный разум докажет свою способность поддержания глобального гомеостаза. Если этого не произойдет, то, согласно концепции Гея - Земли равновесие будет достигнуто естественным путем. При этом условия существования биологического вида Homo sapiens sapiens будут нарушены на всей Земле и дальнейшее существование человечества будет определяться его способностью создания и поддержания локальной искусственной среды обитания на срок, необходимый для возникновения и закрепления новых адаптивных признаков.