Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF APPLICATION OF THE NEW PARADIGM IN MODERN HIGHER RUSSIAN EDUCATION

Emikh N.A. 1
1 Transbaikal State University
One of the priority problems in higher education of the ХХIst century is the problem of development of the new educational model adequate to modern conditions of social development. In the center of attention of the author – prospects, of development of system of the higher Russian education, approving, transformation of a new educational paradigm. The author of this article focuses special attention to consideration of specifics of application of a paradigm in the modern higher Russian education, directed on formation of cultural values which are necessary for the person in his high-grade development, formation of the complete personality. It is established that the new paradigm aspires to reveal mechanisms of statement and the solution of problems, characteristic for system of the higher education. Education as a culture subsystem is characterized from a position of the developing and bringing up factor in formation of the person, represents itself as wide sphere of humanitarian significance.
information society
specificity of application of a paradigm
culture of the person
modern higher Russian education
paradigm
Перед каждым государством на определенном этапе социально-экономического развития встают вопросы о выборе тех или иных приоритетов. В ХХI в., пожалуй, одним из самых главных приоритетов общественного развития любого государства, в т.ч. и России, должна выступать система образования. Причем это ориентация не столько на профессиональную или информационную части образовательной системы, сколько на ее социокультурный потенциал. Однако в России за последние десятилетия в иерархии приоритетов образование и культура занимают далеко не первые позиции. Как правило, «шок» перед очевидными кризисными процессами, происходящими в культуре российского общества, сменяется растерянностью перед кардинальными изменениями в образовательной системе. Как факт сегодня становится очевидным снижение интеллектуального потенциала российского общества, происходит деградация моральных качеств населения, без наличия которых не может полноценно существовать ни одна страна.

Современные российские философы А. В. Наливайко и В. И. Панарин говорят о том, что, начиная с 90-х гг. ХХ в., проблемам молодежи почти не уделялось внимания со стороны государства и общества: был упразднен Госкомитет по делам молодежи, призванный разрабатывать и координировать осуществление молодежной политики в масштабе всей страны; сократилось финансирование поддерживающих молодежь социальных программ [6, с. 21]. Неэффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений связана, с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности, что обусловлено неопределенностью ценностных ориентаций всего общества [6, с. 21].

Становится очевидным, что в период глубоких структурных изменений обществу требуется незамедлительная выработка новой образовательной модели, адекватной условиям развития информационного общества. Сложившаяся традиционная парадигма российского высшего образования уже практически не в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность, она себя практически исчерпала. В начале третьего тысячелетия ученые-философы, культурологи, социологи, педагоги настойчиво пытаются обнаружить и сформулировать такие основания, благодаря которым возникнет реальная возможность построения и применения новой образовательной парадигмы.

Задачи всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права и т.д. Важна цель образования, которая включает определенные культурные ценности, необходимые человеку в его социальном развитии [6, с. 18]. В российском высшем образовании должны произойти серьезные изменения, первостепенное значение которых обусловлено трансформацией новой парадигмы как модели, соответствующей тенденциям развития информационного общества.

По словам российского ученого Г. И. Герасимова, сегодня столь важно удерживать культурные рамки парадигмального подхода, который и обеспечивает необходимое единство и целостность любого образовательного проекта во всех его компонентах и на всех уровнях. Отсюда внимание к парадигмальным основаниям типизации образовательной реальности в ее теоретическом и эмпирическом измерениях [2].

В ХХI в. изменяются представления о мире и месте человека в нем, изменяется социокультурная ситуация, которая является следствием необходимости применения новой парадигмы в образовании, поскольку становящаяся парадигма имеет смысл только в том случае, если в нашем знании или в самой действительности произошли принципиальные изменения [9]. Современное высшее российское образование находится в ситуации перехода к парадигме, которая призвана формировать новую культурно-образовательную реальность в высшей школе. Вышесказанное убеждает в необходимости применения в современном высшем российском образовании парадигмы, ориентированной на культуру, способствующей качественному изменению общества на ценностном уровне.

Остановимся на том, что применение парадигмы обнаруживает необходимость обеспечения некоторой относительной самостоятельности сферы образования как особой подсистемы культуры, имеющей потребность в формировании своих собственных внутренних механизмов саморегуляции процессов функционирования и развития этой сферы.

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса [9]. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время. Это были и есть наиболее общие проблемы образования - его цель, содержание, принципы, пути и методы достижения поставленной цели [9].

Специфика применения парадигмы состоит в том, что она стремится выявить механизмы постановки и решения проблем, характерных для системы образования. Сущность парадигмы образования можно определить как сочетание рационального и ценностного аспектов в едином образовательном процессе, что обусловливает изменение взгляда на роль человека в процессе образования, ориентацию образования на самореализацию человека в его личностной и социальной ипостасях [4, с. 102]. По словам философа С. П. Дуреева, главным в содержании современных образовательных реформ должна стать система воспитания личности и система образования как постоянно действующая матрица, на которой воспроизводится каждое новое поколение [3, с. 51]. В качестве такой матрицы, на наш взгляд, и должна выступать парадигма, отвечающая запросам современного российского образования.

Ученый В. М. Розин определяет парадигму образования как ответ на кризис образования, кризис научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность традиционной образовательной парадигмы [7, с. 12]. Современное высшее российское образование, отвечая на вызов времени, выдвигает новую образовательную парадигму: концепцию личностно-ориентированного и культуроориентированного образования. Приоритетной задачей данной парадигмы должно выступать применение индивидуального подхода к образованию, соответствующего нормам и требованиям информационного общества. И если традиционная парадигма образования выдвигала слоган - «образование на всю жизнь», то новая парадигма выдвигает другой слоган - «образование через всю жизнь»» [6].

Ученые А. Д. Урсул и А. Л. Романович в качестве новой парадигмы образования рассматривают модель, основными характеристиками которой является открытость по отношению к будущему, непрерывность, перспективность развития [10, с. 438]. По мнению ученых, ориентация на устойчивое развитие, положенная в основу парадигмального подхода, дает возможность простроить образование, способное кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений, сформировать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления людей [10, с. 438].

Специфика парадигмального подхода к образованию заключается в том, что он позволяет удержать целостность всего многоуровневого и полифункционального многообразия образовательного пространства, обеспечивая при этом адекватность теоретического анализа и образовательной практики, способствует определению оптимальных путей преодоления кризиса образования путем смены оснований развития образовательной сферы общества [2].

В условиях применения новой парадигмы в образовании, на наш взгляд, возникает феномен парадигмального образовательного пространства, который становится неотъемлемым атрибутом бытия современного человека. И это пространство должно охватывать все сферы жизни общества, а главное - сферы культуры [1]. Новые формы единой постмодернистской стратегии развития общества, новые формы пересечения различных сфер культуры, новые способы обмена между наукой и образованием дают новое взаимодействие и резонанс, приводящий к новым разработкам в теории образования [1]. Данные условия подкреплены еще и тем, что устаревшие представления оказываются неугодными новым изменениям общества с его институциями, в т.ч. и образования. Осознание этих перемен требует конструирования и применения новой парадигмы развития образования, новых инновационных стратегий, ориентированных на взаимное пересечение областей исследования, на принципиальную междисциплинарность исследований [1].

Специфика применения парадигмы в высшем российском образовании, в первую очередь, должна состоять установлении более тесной непрерываемой связи образования и культуры.

Так, ученый А. О. Кравцов наметил основные концептуальные положения, которые своим источником имеют специфику нового парадигмального перехода в образовании [5, с. 325], а именно:

- в рамках новой парадигмы формируются условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и их собственному становлению в образовательном процессе;

- отказ от знаниецентризма в образовательной деятельности, опора на идеи культуро-, природо- и социоориентированности образовательной системы;

- рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;

- ориентация на культуру, которая является сущностным компонентом жизнедеятельности человека, присутствует во всех сферах его деятельности [5, с. 325].

Представленные положения определяют специфику применения новой парадигмы к современному высшему российскому образованию, в соответствии с которыми содержание высшего образования должно, по мнению ученого В. Н. Руденко [8, с. 47]:

- формироваться с учетом исторических закономерностей и особенностей развития цивилизации и культуры, которые детерминируют не только определенный тип человека культурного, но и пути его достижения, воплощаясь, в определенные образовательные проекты и технологии;

- отражать закономерные (причинно-следственные) связи, в соответствии с которыми не только уровень развития культуры и цивилизации определяет уровень развития образования, но и образование становится источником развития культуры и цивилизации, генератором новых культурных и цивилизационных форм, что, в свою очередь, требует от человека высокой степени профессиональной и личностной образованности;

- представлять целостное единство духовных, социальных и технологических компонентов содержания образования, с тем, чтобы и значения, и ценности, и смыслы составляли обновленное ядро модернизированного содержания высшего образования;

- рассматривать процессуальную сторону образования как культурное событие, через которое осуществляется реализация важных социокультурных функций: способов вхождения человека в мир культуры; социализации человека; трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности для достижения творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющемся обществе [8, с. 47].

Таким образом, надо сказать, что новая парадигма образования при грамотном ее развитии и применении должна приобрести статус фундаментальной основы дальнейшего качественного развития российской образовательной системы в условиях информационного общества.

В начале ХХI в. определение специфики применения новой парадигмы в высшем российском образовании продолжается, поскольку по-прежнему актуальны такие проблемы, как: соотношение знания, образования и информации; интернационализация образования, социума и т.д. В условиях формирования демократических государств культура и образование должны быть наделены новым статусом: культура должна служить базисом образования, образование, в свою очередь, должно стать одним из приоритетных факторов модернизации общества. К тому же современное высшее образование, как и прежде должно строиться по принципу целостного философского мировоззрения, в котором человек рассматривается с позиции гармонии духовного и материального, чувственного и рационального, с позиции органического единства его с космосом, природой.

К тому же, именно в рамках применения новой парадигмы наиболее возможно развитие личностных качеств человека, реализации идей личностно-ориентированного образования. Сегодня в научной среде как никогда повышен интерес к исследованиям образовательной парадигмы, интерпретации современного образования как подсистемы культуры, уделяется внимание принципам культуроориентированности образовательной системы. Все это должно поспособствовать реальной возможности установления парадигмальной ориентации современного высшего образования.

Рецензенты:

Фомина М. Н., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, теории и истории культуры факультета социально-политических систем ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

Бернюкевич Т. В., д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии, теории и истории культуры факультета социально-политических систем ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.