Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE OPTIMIZATION OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF CYNOLOGY IN THE INSTITUTE FOR HOME AFFAIRS DEPARTMENT OF RUSSIA

Dorofeev V.S. 1 Kiselev D.S. 1
1 Perm Military Institute of Interior Forces for Home Affairs Department of Russia
The article gives the analysis of the professional training of future officers of Cynology in the Interior Forces for Home Affairs Department of Russia. The learning of the training shows that it does not meet all current challengers of the Interior troops. It can not ensure the sufficient effective and qualitative fulfillment of the professional tasks and requires the professional training optimization while studying in the institute. The most effective decision for the optimization is the necessity to base its main points and content according to the requirements of new Federal state educational standards of High Professional Education; to introduce the Program of the Dog Breeders’ Department military students in the educational process that helps organize it as purposeful and consistent; to reveal the pedagogical conditions of the professional training optimization of future officers of Cynology.
educational activity
specialist of Cynology
cynology activity
optimization of the professional training
working dog trainers’ service
professional training of future officers of Cynology

Введение. Кинологическая служба занимает важное место в системе обеспечения национальной безопасности. Значимость этого направления деятельности в XXI веке не уменьшилась, а напротив, значительно возросла.

Современное состояние борьбы с терроризмом, выполнение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности требует всестороннего и эффективного применения служебных собак специалистами-кинологами. Это вызвано тем, что сферы применения служебных собак разноплановы и многообразны и требуют участия исключительно грамотного и подготовленного к профессиональной деятельности специалиста.

Как показывают практика внутренних войск МВД России, отзывы командиров воинских частей и проведенное исследование, у многих выпускников-кинологов уровень знаний, навыков и умений в области профессиональной деятельности не соответствует требуемому. Отмечается недостаток специальных знаний, консервативные методы и способы дрессировки служебных собак, слабая эффективность работы офицера-кинолога по организации и подготовке специалистов-кинологов к выполнению служебно-боевых задач. Все это диктует необходимость пересмотра многих теоретических и практических взглядов на качество и характер профессиональной подготовки специалиста-кинолога, необходимый уровень подготовки которых зависит и от эффективности функционирования всей системы обучения в военном институте.

В условиях реформирования военного образования, с переходом его на многоуровневую систему обучения особенно возрастает актуальность диагностики профессиональной подготовки специалистов-кинологов для формирования у них профессиональных компетенций в интересах решения задач по предназначению как в боевых условиях, так и в ходе повседневной жизнедеятельности. По мнению известных учёных А. В. Барабанщикова, О. Ю. Ефремова и др., педагогическая диагностика необходима для поиска путей оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов [1].

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Задачи исследования:

  1. Осуществить историко-педагогический анализ развития и становления кинологических школ в отечественной и зарубежной научной литературе, обосновать сущность и содержание оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.
  2. Определить критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовленности будущих офицеров-кинологов.
  3. Разработать и экспериментально проверить в образовательном процессе вуза МВД России педагогическую программу профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.
  4. Обосновать основные педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследуемых задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), так и эмпирических методов (педагогический эксперимент, анкетирование, опрос,  анализ изучения результатов деятельности и др.). Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью математических и статистических методов.

Результаты исследования. В рамках решения первой задачи произведён историко-педагогический анализ развития и становления кинологических школ, раскрыты проблемы подготовки кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях, уточнены сущность, задачи и содержание процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Существующая система профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям, по-прежнему остается громоздкой и недостаточно эффективной, а уровень готовности офицерских кадров продолжает оставаться низким [7].

Анализ результатов, оценки качества подготовки будущих офицеров-кинологов, полученных на основании отзывов из войск и итоговой успеваемости выпускников, показал, что качество профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов не имеет тенденции к увеличению, а в некоторых аспектах даже уменьшается.

Наиболее типичными недостатками в подготовке будущих офицеров-кинологов в военном вузе являются: слабая профильная подготовка, неумение применять полученные знания на практике, недостаточная эффективность принятия решений при организации кинологической службы.

Кроме того, как показывает практика, отсутствие профильной ориентации  у будущих офицеров-кинологов не позволяет организовывать и проводить целенаправленную, системную работу по их профессиональной подготовке, адекватно определять ее содержание, выбирать эффективные методы, формы и средства ее реализации. Это, в свою очередь, определяет недостаточную эффективность и качество профессиональной подготовки специалистов-кинологов.

Данный вывод подтверждается и результатами проведенного нами констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 80 курсантов-кинологов Пермского военного института внутренних войск МВД России и Пермского института ФСИН России, обучающихся по профилю  «Кинология».

Результаты эксперимента показали, что в период с 2008 по 2011 годы устойчивая профессиональная мотивация выявилась в среднем у 45 % будущих офицеров-кинологов, а у 55 % преобладающими мотивами обучения являются личностные: получение диплома, хорошее распределение по окончании вуза и  т.п. При этом с каждым годом у будущих офицеров-кинологов наблюдалась тенденция к уменьшению профессиональной направленности с 65 до 25 %.

Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что более половины будущих офицеров-кинологов связывают свою учебную деятельность в вузе не с приобретением профессиональных знаний, навыков и умений и их дальнейшим использованием в военно-профессиональной сфере, а с получением различных личностных выгод, преимуществ и т.п.

В рамках решения второй и третьей задачи исследования автором разработана экспериментальная педагогическая программа для проверки выдвинутой гипотезы; определены критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовленности будущих офицеров-кинологов; обоснованы инновационные технологии кинологической подготовки; проведён анализ динамики формирования основных профессиональных качеств будущего офицера-кинолога в вузе внутренних войск МВД России.

Реализация экспериментальной педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД предусматривала: изучение и анализ состояния профессиональной подготовки курсантов; уточнение целей и задач профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов; разработку учебных программ по дисциплинам профильной подготовки; мероприятия по развитию у будущих офицеров-кинологов профессиональных навыков и умений; организацию совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений в ходе войсковой стажировки; контроль, анализ и оценку эффективности реализации разработанной педагогической программы.

Важным элементом разработки и реализации педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе являлась проблема обоснования критериев и показателей их оценки.

Авторами были выделены мотивационный, когнитивный, операциональный критерии и показатели, которые представлены в таблице 1 [3,7].

Таблица 1

Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов

Критерий

Показатели

 

Мотивационный

Доминирующие мотивы учебной деятельности:

профессиональные, личностные, познавательные и т.д.

 

Когнитивный

Академическая успеваемость по дисциплинам специализации:

служебная кинология, методика и техника дрессировки собак, физиологические основы поведения, кинология.

 

Операциональный

Сформированность навыков по практике дрессировки собак.

Качество выполнения курсантами должностных обязанностей в роли командира взвода, роты.

Оценка уровня профессиональной подготовки будущего офицера-кинолога рассматривалась как динамическая, изменяющаяся по мере прохождения им этапов профессионального становления.

Исходя из этого, оценка проводилась в четыре этапа: исходный уровень подготовленности - в начале первого курса обучения, промежуточные уровни - после второго и третьего курса, итоговый уровень - в период сдачи итоговой аттестации.

Результаты эксперимента, заключавшегося в апробации разработанной педагогической программы, позволили констатировать наличие значимых позитивных изменений. К окончанию опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе количество курсантов, у которых в мотивации к учебной деятельности доминировали профессиональные побуждения,  увеличилось до 70,1 %, тогда как в контрольной группе -только до 49,8 %. В экспериментальной группе высокий уровень успешности в учебной деятельности имели на 21 % курсантов больше, чем в контрольной группе. На заключительном этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе 55,3 % будущих офицеров-кинологов демонстрировали высокий уровень сформированности профессиональных навыков по дрессировке собак, 39,5 % - средний уровень, 5,2 % - низкий. В контрольной группе аналогичные показатели составили соответственно 37,4 %, 45,1 % и 17,5 %. В экспериментальной группе количество курсантов, выполняющих должностные обязанности в роли командира взвода в ходе практических занятий и в период прохождения войсковой стажировки, возросло с 12,3 % до 50,1 %, в контрольной - только до 35,1 %.

Представленные значения критериев оценки уровня профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов свидетельствуют о том, что проведенная в соответствии с разработанной педагогической программой согласованная, взаимосвязанная работа преподавателей и командиров курсантских подразделений позволила уже к окончанию четвертого курса обучения сформировать у курсантов экспериментальной группы достаточно высокий общий уровень профессиональной подготовки.

В процессе эксперимента реализовывалась разработанная нами интерактивная обучающая компьютерная программа по освоению многообразия пород собак.

Необходимость внедрения в учебный процесс интерактивных обучающих программ определяется тем, что используемые до настоящего времени технологии не обеспечивали эффективное становление курсантов как специалистов в области кинологической профессиональной деятельности внутренних войск.

Анализ полученных экспериментальных результатов позволил убедиться в эффективности применения педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов и подтвердил выдвинутую автором гипотезу.

В рамках решения четвертой задачи раскрываются основные педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в условиях военного учебного заведения.

В качестве педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки в современных условиях являются: профессиональный отбор в вуз внутренних войск на кинологический факультет и его специфика; совершенствование технологий обучения будущих офицеров-кинологов; управление процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период войсковой стажировки.

Профессиональный отбор является одним из условий повышения эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.

Анализ показал, что призывными комиссиями военных комиссариатов районов и комиссией профотбора военного института накоплен необходимый опыт организации и проведения мероприятий профессиональной ориентации молодежи и профессионально-психологического отбора кандидатов с использованием достаточно эффективных современных методов (методик) изучения и психологического обследования курсантов

Вместе с тем эти методы не находят широкого применения для изучения профориентации гражданской молодежи, поступающей на кинологический факультет, вследствие чего производится непродуктивный профотбор поступающих, что в дальнейшем оказывает влияние на образовательный процесс.

Опыт показывает, что большинство абитуриентов выбирают ту профессию, которую они лучше знают, в том случае, когда располагают большими возможностями для ее овладения. Однако не все юноши, поступая в вуз, имеют полное представление о трудностях военной службы и избранной специальности.

Нами был проведён анализ профотбора будущих офицеров-кинологов первого курса набора 2008 года, который выделил три группы курсантов. Первая группа - с высокой профориентацией, в которую вошли два курсанта, занимавшиеся в кинологических школах и клубах служебного собаководства. Вторая группа - 17курсантов, у которых была собака и есть заинтересованность в кинологической деятельности. Третья группа - 19 курсантов, которые не имели никакого отношения к кинологической деятельности. Таким образом, из общего количества курсантов процентный показатель в первой составил - 5,2 %, во второй группе - 44,6 %, в третьей - 50,2 %.

Для определения влияния профориентации на процесс профессиональной подготовки, проведен анализ текущей успеваемости будущих офицеров-кинологов в вышеуказанных группах по итогам экзаменационных сессий за весь период обучения.

Результаты эксперимента констатировали, что показатели качества знаний, навыков и умений у будущих офицеров-кинологов первой и второй групп  находятся на достаточно высоком уровне, и с каждым годом прослеживается тенденция к их увеличению. Показатели третей группы находятся на недостаточно высоком уровне, кроме того, наблюдается тенденция к уменьшению показателей профессиональной направленности.

Проведенный анализ учебной деятельности будущих офицеров-кинологов позволил сделать вывод о том, что формирование профессионально важных качеств на всех этапах обучения у будущих офицеров-кинологов непосредственно зависит от наличия профориентации.

Одним из важных условий оптимизации процесса профессиональной подготовки является совершенствование технологий обучения за счет использования новых информационных, интерактивных компьютерных технологий. Автором была разработана и внедрена в образовательный процесс интерактивная компьютерная обучающая программа «Породы собак в интерактивном режиме», позволяющая достичь оптимизации освоения многообразия пород собак и за короткие сроки реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических принципов. Данная программа делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

Важным условием совершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период прохождения войсковой стажировки является эффективное управление процессом самосовершенствования.

Исследования показывают, что целенаправленная работа по управлению процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период войсковой стажировки позитивно влияет на их профессиональный рост и способствует формированию профессиональных компетенций в кинологической деятельности.

Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России необходимо обосновать сущность и содержание оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, внедрить в образовательный процесс программу профессиональной подготовки курсантов-кинологов, позволяющую организовывать его как целенаправленный, последовательный и поэтапный процесс, и выявить педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.

Рецензенты:

Лурье Л. И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.

Слепов В. Я., д.п.н., профессор,  профессор кафедры педагогики, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург.