Введение
Исследовательские задачи, связанные с изучением трансформации институциональной картины современного государства, которая происходит под влиянием развития методов и технологий электронного управления, можно группировать по следующим направлениям:
1. Исследование социально-экономических изменений в современном обществе, характера и специфики их влияния на институциональную структуру и формирование компонентов «Электронного государства».
2. Изучение внутриинституциональных процессов, которые приводят к изменению характера взаимодействия конкретных структур (органов власти, коммерческих компаний, структур гражданского общества) с населением, организациями и между собой.
3. Исследования «публичной сферы», изучение специфики отражения процессов, связанных с формированием «Электронного государства» в СМИ, Интернете, изучение общественного мнения, отзывов потребителей электронных услуг об их качестве, оперативности и прочем.
Представляемая статья относится к третьему направлению научных исследований.
1. Изучение «электронного государства»: формирование междисциплинарного научного направления
Известно, что программы «информационного общества» и «электронного правительства» во многих странах стали стимулами инновационного развития. В частности, произошли качественные изменения институтов не только управления (проекты «электронного государства»), но и образования, здравоохранения, сферы культуры, повысилось качество среды обитания, что позволило гражданам на практике ощутить выгоды использования государством инновационных технологий. Однако не везде и не всегда внедрение «электронного правительства» приносит ожидаемый эффект. Поэтому научные и прикладные исследовательские проекты в этом направлении стали актуальны начиная с 2000-х годов, когда задачи построения «информационного общества» и «электронного государства» перешли из сферы теории к практике реализации.
Перед тем как приступить к изучению возможностей и потенциала использования данных о мнениях пользователей социальных сетей о востребованности и качестве услуг электронного правительства, проведен анализ распределения публикаций по данной теме в мировом репертуаре научных периодических изданий.
Ниже представлен библиометрический анализ, основанный на данных о динамике и тематическом распределении научных статей, полученных из системы Web of Science [10]. Мы видим устойчивый рост, который показывает тематика «электронное государство» (E-Government) – всего за период с 2000 по 2012 г. было опубликовано 3171 статья в рецензируемых журналах (рис.1). Анализ распределения статей по более узкой теме «услуги электронного правительства» (E-Government Services) показывает, что при достаточно значительном количестве публикаций (1650 статей) виден всплеск интереса к данной теме в 2007–2009 гг. и постепенное уменьшение общего количества научных публикаций, начиная с 2010 года.
Рис. 1. Распределение научных статей по темам «электронное государство» (E-Government) и «услуги электронного правительства» (E-Government Services). По данным Web of Science, 2000 – 2012 гг.
Характерно, что в 2008 году все статьи, которые в системе Web of Science соотносятся с темой «электронное государство», были посвящены исследованию различных аспектов реализации «электронных услуг» (пересечение двух линий на графике, представленном в рис. 1).
На наш взгляд, выявленный спад интереса к тематике «услуги электронного правительства» в мировой научной периодике вполне закономерен, т.к. программы реализации базовых технологических компонентов электронного правительства в ведущих странах мира (США, Канада, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза) фактически завершились именно в 2008 – 2009 гг. и после этого наступил непростой период расширения использования электронных услуг в жизни конкретных сообществ и институциональном взаимодействии государственных структур. В 2009 – 2010 гг. стало понятно, что простой «запуск» электронных услуг не может автоматически решить многих проблем формирования «электронного государства» и повышения эффективности функционирования структур управления. Тем самым, на наш взгляд, перемещение интереса с темы внедрения «электронных услуг» к другим тематикам развития «электронного государства» вполне закономерен.
Резюмируя данные библиографического анализа, можно сделать вывод о широкой представленности объекта исследования в научном дискурсе технических и экономических наук, но в то же время отсутствии комплексных исследовательских проектов по социальным и политическим наукам в этой области.
2. Мировой опыт исследования социальных медиа
На современном этапе активного развития социальных сетей и других социальных медиа исследователи обращаются к ним как к источнику получения информации об оценке деятельности правительства и востребованности услуг электронного правительства, в том числе разрабатываются модели формирования общественного мнения с помощью социальных медиа [9].
В качестве примера прикладной работы можно привести исследование интернет сообщества и социальных сетей эмигрантов, переселившихся в Нидерланды [7], которым необходима помощь в получении государственных услуг. В этой работе рассматриваются пиринговые сообщества граждан как основной ресурс для поддержки работы социальных служб. Исследователи считают, что правительственным структурам следует искать новые способы интеграции с активными сообществами, поскольку именно эти «цифровые» связи между гражданами могут эффективно работать и служить ценным дополнением к традиционным поставщикам информации.
В 2012 году в США было проведено исследование влияния коммуникации в социальных медиа на политическую активность граждан с применением метода анкетирования (объем выборки 2,2 тыс. чел) [8]. В результате опроса было выявлено, что воздействие социальных медиа на демократическое участие граждан имеет все большую значимость. В частности, пользователь социальной сети Facebook, который посещает ее несколько раз в день, с вероятностью более чем в два с половиной раза посетит съезд партии или встречу с политиком. Пользователя социальной сети можно убедить голосовать за определенного кандидата с большей вероятностью, чем человека, не использующего социальные медиа (вероятность на 57 % больше). Таким образом, по мнению исследователей, социальные медиа служат эффективным каналом воздействия на политические ориентации и гражданскую активность.
В США проводятся исследования и на местном уровне, например, одна из работ посвящена изучению различных социальных медиа и онлайн-сервисов (Twitter, Facebook, Flickr, YouTube) с целью выявления проблем граждан в режиме реального времени и реагирования на вопросы, касающиеся общественной безопасности в г. Арлингтон (США). На основе исследования автоматизированными методами была получена информация о наиболее часто упоминаемых проблемах, волнующих граждан, а также оценен масштаб пользователей социальных сетей, вовлеченных в обсуждение тематик, связанных с городскими проблемами.
Наиболее наглядные примеры использования социальных сетей в политической жизни демонстрируют США, в частности, предвыборная кампания Барака Обамы 2008 г. показала, что эффективное использование возможностей коммуникации в киберпространстве может привести к убедительным результатам [4]. Обама сполна использовал все имеющиеся инструменты: отдельная социальная сеть для сторонников Обамы – MyBo, наличие аккаунта (и его постоянное возобновление) в большинстве популярных в США социальных сетях, отдельный канал на YouTube, присутствие на сервисе микроблогинга Twіtter, фотографии на Flіckr, SMS и e-maіl рассылки, разнообразные виджеты и информеры, вирусный маркетинг. В результате Обаме удалось собрать в предвыборный фонд рекордную за всю историю США сумму – свыше 700 млн долл., из них 500 млн поступили от приверженцев в онлайне.
Специфика применения социальных медиа в ходе предвыборных кампаний является предметом отдельных исследований. Можно отметить исследование [6], в котором проанализированы две теории эффекта СМИ – а именно, гипотеза минимального эффекта, при которой конкурентоспособность социальных медиа является минимальной по сравнению с традиционными каналами, и вторая гипотеза, согласно которой медиа могут управлять, создать или влиять на общественное мнение. Авторы обозначили эффекты от воздействия на основе анализа упоминаний того или иного кандидата в микроблоге Twitter.
3. Исследования социальных сетей и блогосферы в России
Социальные сети и блогосфера являются на сегодняшний день популярным полем для массовой коммуникации в России и в мире, становятся предметом исследования и источниками данных о востребованности услуг электронного правительства.
По данным социологического опроса, проведенного агентством РБК.research в октябре 2011 года, уже 86,5 % интернет-пользователей (проживающих в городах с населением более 100 тыс. в возрасте от 18 до 54 лет) зарегистрированы и общаются в социальных сетях [3]. Так, если в мае 2009 году российские интернет-пользователи, зарегистрированные в социальных сетях, тратили лишь 6,6 часов своего времени, то в августе 2010 года продолжительность пользования социальными сетями увеличилась на треть, составив 9,8 часов в месяц, что более чем в два раза выше среднемирового показателя (4,5 часа в месяц).
Отмечается, что блоги и персональные сайты демократизировали и упростили общение политиков и избирателей, предоставив возможность обратной связи. В 2011–2012 гг. были проведены исследования активности использования блогосферы органами власти и отдельными политиками. Было выявлено, что региональная власть России представлена в блогах шире, чем федеральная. Личные блоги получают комментарии чаще, чем официальные, при этом Live Journal является самым популярным для этого ресурсом. В 2012 году был проведен анализ репутации органов государственной власти в блогосфере [5]. На примере Росприроднадзора было показано, что деятельность самой организации может получить положительные оценки от граждан, в то время как отдельные персоналии могут вызывать и крайне негативную реакцию.
По сути, социальные сети являются серьезной площадкой для формирования поля обсуждения востребованности услуг электронного правительства. Вместе с тем особую практическую значимость представляют задачи сопоставления данных, отражающих объективную картину (офф-лайн опросы общественного мнения, статистика и т.д.), с контекстом обсуждений тех же самых явлений в социальных сетях.
4. Сценарии исследования услуг электронного правительства
Многообразие исследовательских практик подчеркивает интерес к анализу услуг электронного правительства и возможностей использования социальных сетей в качестве источника получения информации, но вместе с тем показывает нераскрытые аспекты изучаемого объекта и подчеркивает необходимость применения новых исследовательских методик. В мировой практике имеется более 30 сервисов мониторинга социальных медиа, позволяющих работать с информацией в социальных сетях.
Представляется оптимальным исследовать востребованность услуг электронного правительства с двух ракурсов:
- изучение «повестки дня» относительно данной темы в СМИ и фиксация статистических данных, результатов опросов общественного мнения;
- исследование коммуникативной среды обсуждения и комментирования данной проблематики самими гражданами (поисковые запросы, социальные сети).
Такой подход позволяет изучить это явление комплексно – «извне» и «изнутри». В таблице (табл. 1) приведены основные этапы проведения исследования по каждому из направлений.
Табл. 1. Комплекс социометрических методов для изучения востребованности услуг электронного правительства
Изучение «повестки дня» |
Изучение обсуждаемости услуг электронного правительства в сети интернет |
1. Контент-анализ новостных СМИ: · определение совокупности изучаемых источников; · формирование выборочной совокупности сообщений; · выявление единиц счета и процедура подсчета. 2. Анализ официальных статистических данных и опросов общественного мнения: · распределение пользователей Интернета (на примере Санкт-Петербурга); · статистика посещений портала государственных и муниципальных услуг; · результаты социологических опросов жителей относительно удовлетворенности работой органов государственной власти.
|
1. Анализ запросов по тематике электронных госуслуг в поисковых системах Яндекс и Google: · подбор ключевых слов и словосочетаний; · анализ частоты поисковых запросов в разрезе федеральных округов Российской Федерации; · анализ частоты поисковых запросов во временном разрезе; · анализ сопутствующих поисковых запросов по тематике электронных услуг. 2. Исследование социальных сетей посредством веб-ориентированных автоматизированных программных средств: · ретроспективный анализ обсуждаемости проблематики электронных государственных услуг в социальных сетях; · анализ скорости распространения информационных сообщений в тематике электронных государственных услуг ; · определение индекса обеспокоенности проблемой государственных услуг в социальных сетях. |
Основная исследовательская задача состоит в сопоставлении картины, формируемой в «повестке дня» по теме услуг электронного правительства, а также сведений об обсуждаемости услуг электронного правительства в он-лайн среде. По результатам контент–анализа можно будет сделать выводы относительно популярности темы электронного правительства и использования электронных услуг. Анализ официальных статистических данных и опросов общественного мнения позволяет получить информацию о поведении и структуре пользователей услуг, в том числе частоте обращения к порталу госуслуг. Анализ запросов в поисковых системах Яндекс и Google позволяет определить интерес пользователей Интернета к тематике услуг электронного правительства. Экспериментальные исследования выполняются посредством веб-ориентированных автоматизированных программных средств с использованием инструментов веб-центра «Социодинамика» (http://socio.escience.ifmo.ru/), разработанного в НИУ ИТМО в 2012 году [1] на базе платформы CLAVIRE [2], а также с помощью программных средств IQ BUZZ (www.iqbuzz.ru). Анализ будет проводиться на основе краулинга социальной сети по заданным ключевым словам, изучения тональности обсуждений в тематике электронных госуслуг, определения индекса обеспокоенности проблемой государственных услуг.
В заключение следует отметить, что представленный исследовательский аппарат предназначен для изучения отдельных аспектов трансформации институциональной картины современного государства, но вместе с тем автоматизированные инструменты исследования и анализа виртуальных сообществ значительно расширяют возможности ученых в различных предметных областях. Таким образом, исследование электронного государства как междисциплинарного явления стимулирует развитие междисциплинарного инструментария для анализа социальных процессов и явлений.
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 – 2013 годы» по теме: «Исследование востребованности услуг электронного правительства среди населения методами веб-ориентированных автоматизированных программных средств».
Рецензенты:
Козловский Владимир Вячеславович, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникаций факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.
Борисов Николай Валентинович, д.ф.-м.н., декан Магистерского корпоративного факультета Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.