Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OFSTUDENTS’ INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION MODERNIZATION

Efimova Yu.V. 1
1 Chistopol branch of Kazan National Research University named after A.N.Tupolev – KAI
The article provides a view on educational aspects connected with formation of such an important competence as skills on information and communication under conditions of Russian education modernization. The author reveals the main components of this concept, which is associated with personal education of future professionals with a wide range of interests information, special competencies and management style, information and communication activities. The author describes the main features of this competence showing them as personal formation of future specialists. The paper analyzes the dual concepts of "information", "competence", "information competence", “communication competence”, provides the author´s definition of "information and communication competence". In the context of this definition the author reveals the structure of the information and communication competence including following components: cognitive, motivational and evaluative, activity, reflective. The practical implementation of this form of competence is one of the pressing issues of educational practice of higher education, since its results deepen, extend and elaborate modern understanding of information and communication capabilities of cognitive activity of students. The article updates the using of describing competence in modern educational reality.
educational practice.
modernization of Russian education
competence
communication
information
В последнее время в отечественной высшей школе предпринимаются шаги для отхода от традиции избыточного теоретизирования и приближению содержания образования к практическим нуждам экономики. Переход на сокращение сроков подготовки специалистов (4 года, бакалавриат) считается оправданным с точки зрения явного снижения отечественного промышленного потенциала, а также необходимости ускоренного включения с учетом  стремления к международной конкурентоспособности российской промышленности аттестованной квалифицированной молодежи в реальную трудовую жизнь.  Отсюда, подготовка высококвалифицированного практико-ориентированного специалиста является непростой задачей, предполагающей существенную модернизацию большинства российских вузов [3, c.107].

Об этом, в частности, свидетельствует интенсивная информатизация всех сфер жизнедеятельности человека, что предъявляет новые требования к высшему профессиональному образованию. Сегодня одним из главных требований социального заказа современного общества для вуза является подготовка выпускников, способных ориентироваться в огромном потоке информации; эффективно применять различные информационные источники и новые информационно-коммуникационные технологии в предстоящей профессиональной деятельности. Поэтому особое значение для системы высшего профессионального образования имеет формирование у студентов  информационно-коммуникационной компетентности, позволяющей наращивать конкурентоспособность современного специалиста и возможности его адаптации к динамично меняющейся реальности.

Модернизация предполагает создание новых моделей образования, в рамках которых формируется новая система ценностей, в центре которой находится самореализующийся индивид, способный на основе коммуникации к позитивному типу социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей, как нам представляется, должно составлять наличие определенных компетентностей, присущих современной информационной цивилизации.

Как считают российские исследователи, при формировании компетентности у студентов вуза должно учитываться  следующее:

- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

- компетентности формируются в процессе обучения не только в образовательных учреждениях, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования;

- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, ориентированного на результат; отсюда компетентность включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

- компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений, однако любой вид компетентности предполагает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, социальную и поведенческую [1; 4; 5].

Поэтому смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российского вуза, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают, при этом, значительные трудности в конкретной профессиональной деятельности; а значит, необходимо восстанавливать часто нарушаемое равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников вузов компетентности представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащейся молодежи, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении любого междисциплинарного круга вопросов [5].  Искомое понятие «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» состоит из двух основных составляющих: информационная компетентность и коммуникационная компетентность. Рассмотрим далее данные понятия.

Следует отметить, что актуализация проблемы развития информационной компетентности у студентов обусловлена следующими противоречиями:

- между интенсивным потоком накопления информации, быстрым темпом устаревания знаний в современном информационном мире и ограниченными возможностями их усвоения личностью с недостаточным уровнем сформированной информационной компетентности;

- между возросшими требованиями общества к уровню подготовки специалистов и низким уровнем информационной компетентности выпускников вузов;

- между необходимостью повышения у студентов уровня информационной компетентности в процессе их обучения в вузе и с недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов ее развития.

В пользу разрешения этих противоречий говорит то, что основой развития информационной компетентности является информатизация самого общества, представляющая собой глобальный социальный процесс производства и использования информации как общественного ресурса, который обеспечивает не только  интенсификацию экономики и ускорение научно-технического процесса, но и процессов демократизации и интеллектуализации общества. Отсюда, формирование информационной компетентности студентов вуза является насущной проблемой современного профессионального образования.

Как известно, в зависимости от содержания, характера, способа получения и иных параметров, информация (от лат. information - ознакомление, разъяснение, распределение) подразделяется на общественно-политическую и социально-экономическую; на научно-техническую и психолого-педагогическую; на избыточную и недостаточную; на полную и выборочную; на полезную и ложную; на осведомляющую и управляющую; на статичную (постоянную), динамичную (переменную) и т.д.

Исходя из этого, можно выделить компоненты информационной компетентности, являющиеся важными показателями уровня сформированности данного качества. Ими являются: установка на информацию, ценностный подход к информации, запрос на информацию, анализ и обобщение информации, применение информации для решения постав-ленной задачи. Добавим сюда, что к числу значимых признаков можно отнести и знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства и, что очень важно, выраженность активной мотивации всех субъектов образовательного пространства вуза.

Информационная компетентность студента имеет свою объективную сторону, которая заключается в требованиях, предъявляемых к профессиональной деятельности будущего специалиста. Что касается субъективной стороны, то она является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность студента, его профессиональную направленность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности. В связи с этим, ряд исследователей [2] информационную компетентность рассматривают во взаимосвязи с компьютерной грамотностью и  информационной культурой, что также характеризует уровень развития личности студента. А это значит, что информационная компетентность имеет свою внутреннюю логику развития,  которая не сводится лишь к суммированию ее подсистем; задачу развития информационной компетенции студентов мы относим к обогащению их знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитию коммуникативных, интеллектуальных способностей;  осуществлению интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Таким образом, информационная компетентность студентов вуза это необходимое качество личности современного специалиста, которое характеризуется их направленностью на освоение теоретико-практических основ своей специальности, профессиональное саморазвитие, личностную самоактуализацию и самореализацию в условиях стремительного роста объема информации и совершенствования технологий.

С учетом выделенных признаков мы считаем, что информационная компетентность студентов технического вуза является важнейшим компонентом общей профессиональной компетентности будущего специалиста и должна иметь следующие уровни информационной компетентности:

- первоначальный: знание принципа работы на компьютере, обработка информации, запоминание и воспроизведение полученного материала, понимание основных понятий (программа, файл, алгоритм и т.д.);

- алгоритмический: перевод вербальной задачи в программу на языке программирования, расчетных таблиц и математического выражения;

 - эвристический: умение ориентироваться в многообразии программ и компьютеров; знание их возможностей; умение выбрать оптимальные программные средства для конкретной работы;

 - креативный: способность использования информационных технологий для формирования новых знаний, умений и способов деятельности; проявление творчества в реализации задач профессиональной деятельности, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и т.д.

В связи с тем, что формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов технического вуза изначально определено внедрением средств информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательной деятельности студенческой молодежи, мы говорим в данном случае о сущности глобального процесса информатизации всего образования. Информатизация как организованный процесс имеет все возможности по обеспечению сферы образования методологией и технологией оптимального использования инновационных разработок, ориентированных на реализацию дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий, что, в конечном счете, направлено на создание информационно-образовательной среды и организацию информационного взаимодействия образовательного назначения. Данное информационное взаимодействие, в свою очередь, определяет содержание коммуникационной компетентности будущего специалиста, структура которой обусловлена современными тенденциями информатизации образовательного пространства вуза: оснащение его средствами информационно-коммуникационных технологий и использование их в качестве важнейшего педагогического инструмента; усиление взаимосвязи образовательных технологий с информационно-коммуникационными технологиями; трансформация функций преподавателя в образовательном процессе, протекающем в условиях информатизации и т.д. Отсюда,  при формировании коммуникационной компетентности у студентов технического вуза учитывается совокупность традиционных и инновационных технологий, связанных с процессом информатизации, характер и многофункциональность которого позволяет выстраивать динамику восхождения студента от адаптационно-репродуктивного к поисково-творческому, а в дальнейшем к творческо-преобразующему этапу в течение всего периода обучения в вузе.

Коммуникационная компетентность связана со способностью студента по использованию коммуникационных технологий для доступа к информации, ее организации, продуцирования и передачи, достаточной для осуществления продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Сюда мы включаем также и коммуникационную грамотность, которая  определяется умением использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации для управления информацией и ее интеграции с целью успешного функционирования в современном обществе. В этом случае, если коммуникационная грамотность показывает степень того, как и насколько студенты умеют использовать различные информационные и коммуникационные технологии, то коммуникационная компетентность еще и показывает степень того, как студенты умеют обучаться новым технологиям для выполнения тех или иных операций по использованию информации, соблюдая при этом определенные этические нормы.

Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность - это интегрированное, динамическое личностное образование будущего специалиста, обладающего широким информационным кругозором, специальными компетенциями и рациональным стилем информационной и коммуникационной деятельности в области освоения новых информационных технологий и способной к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования, свободному ориентированию в информационном пространстве и  творческой деятельности в системе «человек-информация».

Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, информация и  коммуникация вносят существенный вклад в повышение уровня и качества жизни индивида, поскольку информационно-коммуникационная компетентность способствует глубокой осведомленности в предметной области знаний; расширяет и углубляет его личный опыт, нацеленный за счет получения, оценивания информации и умения создавать новую информацию на развитие своего научного мировоззрения, готовности к самосовершенствованию и на мотивацию к достижению значимых результатов в профессиональной деятельности.

В этой связи в условиях модернизации высшего профессионального образования и начинает интенсивно происходить интеграция современных информационно-коммуникационных технологий во все виды образовательной деятельности: учебной, воспитательной, научно-исследовательской и производственной. Исходя из этого, расширяются возможности формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза и их информационной культуры в целом, что представляет собой важнейший компонент профессиональной готовности специалиста современной формации.

В ходе исследования рассматриваемой нами компетентности было выявлено, что в ее структуре должны присутствовать следующие компоненты: когнитивный (знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения); мотивационно-ценностный (система ценностных ориентаций студента к самому себе и своей познавательной деятельности и положительная мотивационная направленность на информационную деятельность); деятельностный (активное применение средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности); рефлексивный (осознанная оценка результатов своей деятельности, склонность к самоанализу и т.д.). Данные компоненты, будучи составными личностного образования студента, должны находиться в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении, в процессе становления которых и формируется информационно-коммуникационная компетентность молодого человека как часть целостной личности.

Как показывает практика, формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза является результатом такого обучения, которое выступает базисом построения содержания образования в вузе и соответствует всем инновационным требованиям к учебным программам. При этом мы пришли к выводу о необходимости решения следующих задач:

- определение совокупности  и последовательности формирования универсальных и профессиональных компетенций в контексте информационно-коммуникационной компетентности;

- определение последовательности изучения учебных дисциплин с активным включением информационно-коммуникационных технологий;

- установление связей между информационно-коммуникационной компетентностью студентов вуза и содержанием учебных дисциплин, обеспечивающих формирование профессиональных и ключевых компетенций.

Таким образом, образовательно-развивающая среда вуза должна быть предназначена для эффективного формирования информационно-коммуникационной компетентности студента вуза. Это должен быть специалист, способный к саморазвитию и самосовершенствованию;  активно использующий имеющиеся знания в информационной и коммуникационной сфере и критически осмысливающий новые общественные запросы к техническому прогрессу; способный творчески решать задачи на поле своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования сущностно-содержательной и структурной характеристики понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» в контексте модернизации высшей школы свидетельствуют, что действенное использование данной компетентности позволяет студенту успешно реализовать себя на ранней стадии обучения в вузе в различных видах учебной деятельности. Сегодня абсолютное большинство студентов используют информационно-коммуникационные технологии в подготовке к занятиям, в самостоятельной работе с электронными образовательными ресурсами,  в том числе с информацией в  Интернет-пространстве и  аудиовидеоинформацией в учебных целях.

Действительность такова, что на интеллектуальном рынке труда востребованными становятся, прежде всего, те специалисты, которые владеют высоким уровнем информационной культуры и коммуникационной компетентности. Современный специалист должен уметь во всей совокупности использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других технических средств. И здесь встает задача в формировании такой личности, которая готова к саморазвитию и обновлению знаний на протяжении всего своего жизненного пути. Умение ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, готовность к саморазвитию информационно-коммуникационной компетентности, - вот важное качество выпускников отечественных вузов.

Рецензенты:

Валеева Роза Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Закирова Венера Гильмхановна, доктор педагогических наук, профессор, зам.директора по образовательной деятельности Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.