На примере Удмуртской Республике нами изучены возможности организации и проведения MICE-мероприятий.
Удмуртия - промышленно развитый субъект Российской Федерации, один из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Основные отрасли промышленности в Удмуртской Республике - машиностроение, металлообработка, черная металлургия, деревообрабатывающая промышленность, энергетика. В кризис произошел серьезный спад промышленного производства, но с 2010 г. наблюдается оживление в деловой сфере, в том числе рост международных отраслевых мероприятий [4].
Большое количество крупных промышленных предприятий, а также ряд строительных фирм имеют интерес в проведении презентаций производимой продукции и оказываемых услуг, поскольку участие в выставках - эффективный способ поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги [1].
В Удмуртской Республике в период 2006-2011 гг. было проведено 49 международных и всероссийских специализированных выставок, а также ряд конгрессных и выездных мероприятий. По данным статистики участниками выставок 2006-2011 гг. стали 2432 компании Удмуртской Республики, 1331 предприятие из 54 регионов России, а также Украины, Латвии, Швейцарии, Китая, Германии и других стран. Ежегодно география посетителей охватывает Центральный, Приволжский, Уральский федеральные округи России. Выставки также посещают специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Китая.
С каждым годом увеличивается число проектов и география участников, привлекаются посетители из все большего числа регионов и стран, тем самым создаются благоприятные условия для развития экономики региона в целом и стабильного роста бизнеса предприятий-экспонентов.
В 2009 году в Ижевске было проведено 7 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 419 предприятий из 22 регионов России, а также Германии и Латвии, 263 предприятия из Удмуртии, впервые приняли участие в выставках 126 предприятий.
А в 2010 году прошло уже 10 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 771 предприятие, что на 84 % больше по сравнению с прошлым годом. География участников расширилась до 40 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. Почти в два раза увеличилось число местных экспонентов, на 45 % выросло количество предприятий впервые участвующих в выставке.
На 2011 год было запланировано и проведено 11 отраслевых мероприятий, число участников которых по сравнению с 2010 г. увеличилось на 6,31 %. Наблюдается также расширение географии участников до 42 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Целью нашего исследования явилось определение факторов неэффективного развития MICE-туризма (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок), оценка целесообразности его развития в Удмуртской Республике.
Материалы и методы. В качестве методов исследования нами были выбраны опрос в виде личного интервью, опрос по электронной почте. Опрашиваемую группу составили 286 участников, принявших участие в период 2006-2011 гг. в международных и всероссийских специализированных выставках Удмуртской Республики: «Нефть. Газ. Химия», «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка», «Энергетика. Энергосбережение», «Город XXI века», «Комплексная безопасность», «ИнфоТех» и др. Среди участников опроса 208 (72,73 %) респондента являлись представителями регионов России, 32 (11,19 %) - представителями ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии), 46 (16,08 %) - представителями дальнего зарубежья (Латвии, Швейцарии, Китая, Германии).
Опрос в виде личного интервью заключался в сборе первичной информации путем прямо заданных опрашиваемым вопросов относительно качества организации отраслевых мероприятий (выставок, ярмарок), их отношения к необходимости проведения данных мероприятий, предпочтений в выборе места проведения. Почтовый опрос заключался в рассылке анкет и получении на них ответов по электронной почте. Проведение опросов состояло из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета [2].
Личное интервью, продолжительностью 15-20 минут, проводилось в местах организации международных и всероссийских выставок. При проведении опроса в виде личного интервью, наблюдалось незначительное чисто отказов респондентов, что дало возможность охватить значительный круг участников мероприятий. Поскольку анкеты содержали ряд открытых вопросов, нам удалось получить достаточно полные и развернутые ответы, узнать мнения и оценки опрашиваемых на интересующие вопросы. Все ответы респондента заносились в анкету интервьюера.
Почтовый опрос позволил охватить большой круг участников опроса (как в количественном отношении, так и по географическому показателю). Важным при рассылке анкет было наличие сопроводительного письма, в котором указывалось, кто проводит исследование, цель исследования, гарантии сохранения анонимности ответов, сроки возврата заполненных анкет, предварительная благодарность за возможное участие респондента в исследовании. В качестве основного недостатка следует отметить неполный возврат анкет (число безответных анкет составило 30 %), а также долгое ожидание ответов (срок ожидания иногда достигал от 1 до 2 месяцев).
Результаты. В результате анализа полученной от респондентов информации было установлено, что 275 (95,15 %) респондентов считают необходимым проведение международных выставок, которые являются эффективным способом поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги. Кроме того - это отличный способ найти партнеров по бизнесу, осуществить полезные знакомства, провести результативную рекламную кампанию. И лишь 11 (3,85 %) опрашиваемых участников указали, что организация выставок не является необходимостью для продвижения товара или услуг. По вопросу качества организации отраслевых мероприятий в Удмуртской Республике 234 (81,82 %) респондента отметили недостаточный уровень подготовки, по сравнению с городами, такими как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, 52 (18,18 %) участника оказались довольными качеством организации. При ознакомлении с предпочтениями в выборе места проведения отраслевых мероприятий выяснилось, что 142 (49,65 %) респондента обращают особое внимание на качество размещения (наличие соответствующих требованиям гостиниц, круглосуточного Интернета, собственного ресторана, тренажерного зала и др.), 106 (37,06 %) - транспортную доступность, 38 (13,29 %) - имидж региона (экономическая, политическая стабильность; благоприятная экологическая обстановка; низкий риск межнациональных конфликтов).
Опрос показал, что в Удмуртской Республике существует ряд факторов, препятствующих развитию MICE-туризма. В качестве основной проблемы 205 (71,67 %) участников опроса отметили неразвитость инфраструктуры (дефицит выставочных центров, конференц-залов для большого числа, свыше 2000 участников), 42 (14,69 %) - действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, 39 (13,64 %) - высокий уровень загрузки гостиничного фонда. Также в качестве факторов, препятствующих развитию данной отрасли, участниками опроса были отмечены: несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию «положительного» образа Удмуртской Республики для развития въездного туризма.
Выводы. 1. Большинство респондентов указало, что к основному фактору неэффективного развития MICE-туризма в Удмуртской Республике (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок) относится неразвитость инфраструктуры.
2. Порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, уровень загрузки гостиничного фонда, несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR, по мнению опрашиваемой группы, препятствует развитию MICE индустрии в Удмуртской Республике.
3. Развитие MICE-туризма в Удмуртской Республике является целесообразным, поскольку проведение выставки - это огромное число участников, доходы компаний-организаторов, гостиниц, предприятий питания и т.д., сотни занятых рабочих мест.
4. Международные выставки - это международное сотрудничество и совместный поиск путей решения существующих проблем, возможность выравнить экономическое развитие региона.
Рецензенты:
Боголюбова С.А., д.э.н., профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.
Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.