Сфера туризма является на сегодняшний день одной из самых быстро развивающихся и перспективных в мировом хозяйстве, поэтому нельзя не отметить повышение её социально-экономической значимости. Положительное влияние развития в сфере туризма отражается в виде повышения уровня и качества жизни населения. Также, показатели развития в данной сфере учитываются при формировании валового внутреннего продукта.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры туризма, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России, является одним из важных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны [5].
Так как Российская Федерация располагает туристским потенциалом, то, по прогнозу Всемирной туристской организации при ООН, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов, а к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
Однако туристский потенциал России используется далеко не в полной мере. Так, по данным Всемирного экономического форума, по конкурентоспособности туристского сектора экономики Россия среди 133 стран занимает 59 место.
В современных условиях развитие туризма в России является актуальной проблемой и важной государственной задачей. На региональном уровне развитие сферы туризма является одним из важных направлений диверсификации экономики и повышения эффективности использования ресурсного потенциала.
Это обуславливает необходимость поиска новых возможностей для развития въездного и внутреннего туризма в целом на региональном уровне.
В процессе исследования, выполняемого по внутривузовскому конкурсу грантов «Инициатива» (ВК ГИ 020-2012), была проведена работа по данным направлениям:
1. Выявлены основные тенденции и проблемы формирования и развития сферы туризма в Белгородской области и региональные особенности развития сферы туризма в рамках данной территории.
Анализируя состояние и перспективы развития сферы туризма в Белгородской области, следует отметить, что область имеет предпосылки для активного развития внутреннего и въездного туризма. На данный момент вклад отрасли туризма в социально-экономическое развитие региона является незначительным. Поэтому исследование состояния сферы туризма на региональном уровне и выявление перспективных направлений его развития в Белгородской области является важной и актуальной задачей.
Так как привлекательность региона для посещения туристами определяется наличием туристских ресурсов и объектов туристского показа, следует отметить, что на территории Белгородской области расположено 2015 объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Среди них 908 объектов археологии, находящихся под государственной охраной, 35 являются объектами культурного наследия федерального значения, 12 городов включены в список исторических населенных мест Российской Федерации. Имеются особо охраняемые природные территории: государственный заповедник «Белогорье», «Лес на Ворскле», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки Изгорья».
Для исследуемого региона характерно разнообразие культур (например, салтово-маяцкой, рюменской, праславянской, древнерусской, русской), которое обусловлено историческим возникновением и формированием области, а также благоприятными природно-климатическими условиями региона (например, лесостепная и степная зона, реки, относящиеся к бассейну Днепра и Дона, сосновые боры и дубравы).
К особенностям, которые обуславливают формирование и развития сферы туризма в Белгородской области, можно отнести следующие: историческое и культурное наследие, природно-климатические условия, социально-экономическое положение региона.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности туристских фирм, функционирующих на территории Белгородской области. Согласно ему, в 2011 году в Белгородской области функционировало 63 туристские фирмы. При этом наибольшую долю (87,3 %) составляют турагенты, доля туроператоров остается достаточно низкой (10,9 %). Несмотря на сезонность туристского бизнеса, 84,1 % от общего числа туристских организаций работают в течение всего календарного года.
Для Белгородской области наиболее массовым видом туризма по числу туристов является выезд за пределы области (80,4 % от общего числа обслуженных туристов). География международного туризма отличается широкой представительностью стран: Турция (37,8 %), Египет (16,8 %), страны СНГ (11,8 %), Таиланд (1,7 %), прочие (29,8 %).
Доля внутреннего туризма составляет 19,6 % от общего количества туристов, обслуженных турфирмами области. Первое место по посещаемости традиционно принадлежит Краснодарскому краю (71,9 %), второе - Ленинградской области (12,7 %), третье - Ставропольскому краю (5,6 %), четвертое - Белгородской области (4,2 %), пятое - Московской области (2,9 %) [3].
Ещё одним важным фактором, необходимым для развития сферы туризма в регионе, является транспортная инфраструктура, условия размещения и проживания, организация экскурсионного обслуживания и питания. В этом направлении в области ведётся активная работа (например, строительство современного аэропорта в городе Белгород), которая позволит поднять степень развития туризма в Белгородской области на новый уровень.
Необходимо отметить, что регион выступает как целевой комплексный ресурс для развития сферы туризма, и туризм, обладая мультипликативным эффектом, оказывает прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры, и создает предпосылки для социально-экономического развития региона [4].
2. Обосновано формирование туристско-рекреационного кластера на региональном уровне (в Белгородской области). Также выделены и охарактеризованы основные его зоны концентрации туристско-рекреационных объектов, наиболее привлекательных для субъектов туристской деятельности.
Формирование туристско-рекреационного кластера в Белгородской области может способствовать развитию внутреннего и въездного туризма на основе создания бренда региона и повышения туристской привлекательности на российском и международном уровнях.
Туристско-рекреационный кластер должен включать туристскую инфраструктуру, туристско-рекреационные ресурсы, финансово-кредитное, информационно-организационное, нормативно-правовое и кадровое обеспечение развития сферы туризма и его перспективных видов. При этом основополагающими признаками туристско-рекреационного кластера в регионе является формирование и развитие устойчивых организационно-экономических связей и отношений между всеми субъектами туристской сферы, достижение баланса их интересов.
Следует отметить необходимость усиления в формировании и развитии туристско-рекреационного кластера в Белгородской области роли муниципальных районов и городских округов региона, имеющих туристский потенциал.
В процессе работы были выделены три основные зоны концентрации туристско-рекреационных объектов с точки зрения привлекательности для туристов и инвестирования:
- - зона наибольшей концентрации объектов (город Белгород - природные, экскурсионные, этнографические объекты, памятники архитектуры и градостроительства, военно-исторические объекты, объекты туристской инфраструктуры);
- - зона средней концентрации объектов (Белгородский район - природные, археологические, этнографические объекты, объекты сельского туризма; Борисовский и Грайворонский районы - природные, археологические, этнографические объекты, объекты сельского туризма, объекты туристской инфраструктуры; Прохоровский район - экскурсионные объекты, памятники архитектуры и градостроительства, военно-исторические объекты, объекты сельского туризма);
- - зона наименьшей концентрации объектов (все остальные районы Белгородской области, территория которых имеет недостаточные туристско-рекреационные ресурсы для развития сферы туризма в регионе).
В результате зонирования территории региона с учетом туристской и инвестиционной привлекательности возможно выявление перспективных видов внутреннего и въездного туризма, выступающих основой формирования туристско-рекреационного кластера в Белгородской области. Среди перспективных видов в современных условиях следует выделить сельский и производственный туризм [2].
С целью формирования имиджа Белгородской области как региона, благоприятного для развития внутреннего и въездного туризма, необходимо издание информационно-аналитических материалов, участие в туристских выставках регионального, национального и международного уровней, создание информационной базы данных средств размещения, фирм, туров, маршрутов, проведение комплекса рекламных мероприятий.
Развитие внутреннего и въездного туризма будет способствовать притоку финансовых ресурсов, увеличению доходов, получаемых от туризма.
3. Отмечены сельский и производственный виды туризма как перспективные направления развития сферы туризма в регионе в современных условиях на основе ресурсного потенциала Белгородской области.
В результате проведенного исследования в Белгородской области выявлен растущий спрос на услуги сельского туризма, который признан одним из перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма. Cельский туризм основан на создании специализированных «агротуристических деревень», в которых туристам предлагаются услуги, знакомящие их с народной культурой и бытом, и наличии свободных домовладений, выполняющих функции сельских гостиниц.
В соответствии с определением, разработанным Ассоциацией Мирового экономического развития, сельский туризм представляет собой «сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта».
Данный вид туризма имеет важное социально-экономическое значение. Так, с одной стороны, позволяет жителям городов погрузиться в сельскую жизнь с ее традициями и укладом; с другой - ориентирован на возрождение и развитие художественных и народных промыслов, производство сувенирной продукции и продуктов питания, тем самым выступает источником дополнительного дохода для сельского населения.
Результаты оценки географических и природно-климатических условий характеризуют Белгородскую область как туристскую аттракцию, имеющую благоприятные природно-климатические условия.
Важным аспектом в развитии сельского туризма является необходимость учета интересов субъектов в сфере туризма:
- - туристов - качественное удовлетворение потребностей в туристских услугах;
- - органов местного самоуправления - увеличение налоговых поступлений; привлечение инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в целях создания необходимой инфраструктуры развития туризма; обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;
- - местного населения - возрождение традиционного уклада жизни, основанного на народных и православных традициях; приобщение к здоровому образу жизни; расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции;
- - хозяйствующих субъектов - получение дополнительного дохода за счет организации круглогодичного отдыха и оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, производства и продажи сувенирной продукции.
Анализ социально-экономического положения Белгородской области свидетельствует о лидирующих позициях региона в развитии сельского хозяйства, металлургии, пищевой промышленности, химической промышленности, производства строительных материалов, обуславливающих возможность развития производственного туризма.
Что касается производственного, он представляет собой вид туризма, включающий поездки с целью посещения предприятий, для изучения передового опыта и получения новых знаний. При этом передовой опыт предприятий региона представляет ценность для развития других регионов страны.
Развитие сельского и производственного туризма в Белгородской области будет способствовать формированию и развитию конкурентоспособного рынка туристско-рекреационных услуг на региональном уровне [1].
Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование конкурентоспособного рынка туристско-рекреационных услуг.
Таким образом, среди важных факторов, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма, определены следующие:
- - неразвитая туристская инфраструктура, в том числе отсутствие сети малых гостиниц и предприятий быстрого питания, ориентированных на приготовление блюд местной кухни;
- - отсутствие положительного туристского имиджа и рекламы туристских возможностей Белгородской области на международном уровне и на уровне Российской Федерации;
- - недостаточное инвестирование в сферу туризма и производство сувенирной продукции и народных промыслов;
- - недостаточное кадровое обеспечение сферы туризма, в том числе специалистами среднего звена, и отсутствие единой системы переподготовки и повышения их квалификации;
- - обосновано формирование туристско-рекреационного кластера на региональном уровне, выделены и охарактеризованы основные его зоны концентрации туристско-рекреационных объектов, наиболее привлекательных для субъектов туристской деятельности, на примере Белгородской области;
- - выделены сельский и производственный виды туризма как перспективные направления развития сферы туризма в регионе в современных условиях на основе ресурсного потенциала Белгородской области;
- - разработаны и обоснованы предложения по развитию сельского и производственного туризма в регионе.
Рецензенты:
Калугин Владимир Анатольевич, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Терновский Денис Сергеевич, д.э.н., доцент, профессор кафедры статистики, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.