Особенностью современного этапа модернизации профессионального образования является актуализировавшееся требование общества к практико-ориентированной подготовке выпускников. Это требование зафиксировано в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы как задачи «приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг».
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе обучения. Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с учебными и производственными практиками. Второй подход предполагает использование определённых технологий и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Третий, наиболее широкий подход, как представляется, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи [3].
Деятельностно-компетентностный подход к содержанию и формам практико-ориентированного обучения представляет наибольший интерес для предпринимательских университетов, в которых, как записано в Гельзенкирхенской декларации немецких вузов 2003 г., предпринимательский характер должно обрести не только управление образовательными учреждениями, но и процессы производства и распространения знаний, осуществляемые с учётом требований рынка [1]. При этом особое значение получает организация процесса обучения предпринимательству. В этом плане заслуживает внимания позиция Г. Брауна, выделившего шесть факторов оценки обучения предпринимательству в вузах. Эти факторы можно условно разбить на две группы. Первая из них характеризует результаты образовательной деятельности и проявляется в том, что предпринимательское образование из-за отсутствия стандартных подходов и программ в университетах позволяет экспериментировать с методиками и технологиями обучения и служит основой для инноваций в обучении обычным курсам; способствует скорейшей адаптации студентов к требованиям бизнес-структур в области маркетинга, финансов, бухгалтерского учёта и контроллинга; стимулирует открытие своего бизнеса. Вторая группа факторов связана с влиянием на внешнюю среду: предпринимательское образование стимулирует трансфер ноу-хау от университетов рынку на основе технологических спин-офф, способствует развитию связей между наукой и бизнесом, содействует увеличению занятости и успешности выпускников, получивших необходимые компетенции [6].
Подобная позиция нашла отражение и в отечественной литературе. Например, исследования Б. Ю. Сербиновского, Б. Б. Сербиновского, Л. М. Егоровой показывают, что в сфере обучения предпринимательский университет нацелен, с одной стороны, на реализацию программ развития предпринимательского мышления у студентов для подготовки специалистов, способных основать собственный бизнес, и, с другой стороны, на выполнение роли предпринимателя, вовлекающего в эту деятельность студентов и выпускников [2]. Однако, как показывает анализ лучшей практики предпринимательских университетов мира, практико-ориентированное обучение наиболее результативно при создании особой институциональной среды как инновационной модели обучения предпринимательству, которая предполагает чёткое понимание поставленных целей и конечных результатов в рамках всего учебного заведения и стимулирует взаимодействие между университетом, бизнесом и государством. Эксперты выделяют три основных условия, способствующих формированию такой среды: поддержка целей предпринимательского вуза руководящим и преподавательским составом, приводящая к организационным изменениям; привлечение к обучению всех стейкхолдеров - заинтересованных сторон: представителей органов власти всех уровней (местных, региональных, федеральных), спонсоров, работодателей, руководства и сотрудников самих вузов; развитие практики предпринимательства, включая совершенствование методов обучения и изучения предпринимательства, что требует перехода от модели передачи знаний к экспериментальной модели обучения и предполагает обучение студентов тому, что они смогут использовать в реальной жизни [7].
Проведённый анализ показывает возможность создания такой среды в рамках фрактального предпринимательского университета [5]. В научной литературе потенциал такого фрактального подхода на основе деятельности автономных студенческих команд (микро-фракталов) как самоорганизующихся систем, способных воспроизводить самоподобные системы, описан в работах польского исследователя А. К. Козминского. Учёный отмечал, что команды представляют собой «узлы» в сети свободных, способных меняться структур, которые эффективно заменяют бюрократический механизм управления и контроля в организациях, благодаря своему общению и сотрудничеству, освобождению от формальности и рутины [4].
Изучение мирового опыта развития предпринимательских университетов позволяет утверждать, что обучение предпринимательству на основе фрактального подхода предполагает использование различных самоорганизующихся групп («синергетических групп», кооперативных обучающихся групп, групп активного обучения, команд студенческого менеджмента, групп студенческого учебного контроля, групп взаимного консультирования и т.д. [8; 9]), которые объединяют преподавателей, студентов и внешних стейкхолдеров, обладающих предпринимательскими компетенциями в различных областях и способных к их распространению на других уровнях деятельности образовательного учреждения.
Следует согласиться с мнением Шмидта С. Дж., Пармера М. С. и Бона Д. М., что подобные объединения, активно развивающиеся во многих странах, выполняют в университетах функции «кружков качества». При этом существует существенная разница между фрактальной природой японских «кружков качества», действующих в одном и том же составе на протяжении многих лет, и студенческими командами, в большинстве случаев работающими только в течение определённого учебного периода. На предприятиях есть возможность оценить результаты работы своего «кружка качества» благодаря продолжительности периода их существования и большому объёму собранных в течение этого времени статистических данных. Результаты работы студенческих команд можно увидеть лишь в период работы уже других групп, использующих переданный опыт [10]. Такой подход усиливает необходимость анализа условий накопления и трансфера знаний от микро-фракталов к другим фракталам и дальнейшее закрепление этих ценностей на всех уровнях организации в рамках стейкхолдерского взаимодействия.
Безусловно, каждый предпринимательский университет может создать собственную самоорганизующуюся бизнес-среду, внедряя инновации в образовании. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса в настоящее время в рамках реализации Программы стратегического развития начата реализация проекта ВГУЭС-Сити - внутриуниверситетской бизнес-среды, нацеленной на создание условий для функционирования бизнес-единиц - своеобразных фракталов обучения предпринимательству. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- использование существующих в университете элементов практико-ориентированного обучения и их адаптация к бизнес-среде вуза;
- моделирование организационной инфраструктуры внутренней бизнес-среды университета (выделение инфраструктурных единиц, определение последовательности их создания);
- развитие сети (квази-) инфраструктурных единиц, воспроизводящих городскую инфраструктуру и функционирующих по законам рыночной экономики;
- разработка механизма взаимодействия инфраструктурных единиц ВГУЭС-Сити со структурными подразделениями университета;
- разработка учебно-методического обеспечения использования функционирующей внутренней бизнес-среды в соответствии с целями модернизации образовательного процесса под требования ФГОС;
- создание и развитие института тьюторов.
Такой подход требует системных изменений в содержании и организации образовательного процесса университета и реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований, обладающих очевидным фрактальным характером. Отдельные элементы такой системы уже существуют, однако до 2016 года, когда планируется запустить весь проект, предстоит еще много работы.
Первым этапом становления внутренней учебной бизнес-среды ВГУЭС-Сити предусмотрено создание институциональных условий для трансформации существующих практико-ориентированных площадок университета в учебную бизнес-среду и её устойчивого развития. При этом моделируются не только квази-институты государственного регулирования (парламент / законодательное собрание, судебной и налоговой системы) и рыночной экономики (институты частной собственности, конкуренции, обмена (купли-продажи), наемного труда, прибыли.), но и условия их функционирования в учебном процессе, требующие формирования механизма взаимоотношений между бизнес-средой и университетом. Другими словами, с одной стороны, университет создает рамочные институциональные условия ведения бизнеса, с другой, - учебные бизнес-структуры пытаются приспособиться к условиям внешней среды.
На начальной стадии формирования бизнес-среды как элементы государственного регулирования созданы учебный банк, сочетающий функции Центрального банка (эмиссионную для внутренних расчётов субъектов бизнес-среды) и коммерческого банка (обслуживание юридических и физических лиц), и налоговая инспекция, выполняющая на первом этапе осуществления проекта только регистрационные функции.
Первыми хозяйствующими единицами бизнес-среды стали учебные предприятия: лаборатории экспертизы продовольственных товаров и электронной торговли и электронного декларирования товаров, маркетинговое, охранное и кадровое агентства, центр конкурсно-выставочной деятельности, студенческое бюро переводов, event-агентство. Их функциональная характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1. Функциональная характеристика бизнес-единиц ВГУЭС-Сити
№ п/п |
Бизнес-единица |
Характеристика |
1 |
Лаборатория экспертизы продовольственных товаров |
Проведение потребительских экспертиз по заявкам; участие в комиссионных и комплексных экспертизах, научно-практических семинарах; оказание консалтинговых услуг |
2 |
Лаборатория электронной торговли и электронного декларирования товаров |
Создание и поддержка сайта электронного магазина; реализация и / или предоставление площадки для реализации продукции и услуг кафедр и лабораторий; информирование потенциальных потребителей о продукции и услугах университета; повышение квалификации работников сферы торговли, декларантов и брокеров и т.д. |
3 |
Маркетинговое агентство |
Продвижение услуг и торговой марки «ВГУЭС» на региональном рынке образовательных услуг. |
4 |
Охранное агентство |
Анализ состояния правопорядка, дисциплины в университете, выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, внесение предложений по их устранению; патрулирование совершеннолетними членами агентства территории учебных комплексов совместно с оперотрядом для оказания помощи членам оперотряда в проведении профилактических бесед, составлении актов о правонарушениях, связи в случае необходимости с органами полиции и охраной ВГУЭС. |
5 |
Центр конкурсно-выставочной деятельности «Русский дом» |
Организация конкурсно-выставочной деятельности; презентация достижений университета, институтов и кафедр; сохранение, развитие и популяризация достижений мировой и русской культуры для студентов, абитуриентов и общества. |
6 |
Студенческое бюро переводов |
Организация переводческой и языковой практик студентов; оказание переводческих услуг при реализации мероприятий университета с иностранными участниками; выполнение письменных переводов научных статей, презентаций, докладов, лекций и т.п. материалов подразделений университета, преподавателей и сотрудников. |
7 |
Кадровое агентство |
Формирование общей базы студентов ВГУЭС и мониторинг профессионального состояния студентов; создание кадрового резерва, необходимого университету, и подбор кандидатов для Отдела кадрового делопроизводства и подразделений ВГУЭС-Сити. |
8 |
Event-агентство |
Оказание услуг по организации и проведению различных деловых событийных мероприятий, включая конференции, выставки, ярмарки, конкурсы, симпозиумы и др.; помощь в организации и сопровождении дней открытых дверей, Дней первокурсника, выпускных вечеров, конкурсов и олимпиад для абитуриентов, студенческих конкурсов и конференций- |
Таким образом, на рынке ВГУЭС-Сити функционируют несколько квази-юридических лиц сферы услуг, являющихся коммерческими организациями и создающихся в форме обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предприятий. Общее и основополагающее требование ко всем бизнес-единицам - работа в условиях честной конкуренции. Кроме того, деятельность бизнес-единиц направлена, прежде всего, на практико-ориентированное обучение студентов и удовлетворение потребностей внутренних заказчиков - сотрудников, преподавателей и подразделений университета. Основная цель каждой бизнес-единицы - максимизация прибыли с условием продолжения работы на рынке. В дальнейшем предусмотрена трансформация успешных бизнес-единиц учебной среды в малые предприятия на базе бизнес-инкубатора.
В своей деятельности участники бизнес-среды должны руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации в опрощенной форме, осуществлять финансово-хозяйственные операции в рамках внутренней денежной системы Университета, которая предусматривает создание в т.ч. (условной) денежной единицы - средства обращения, средства платежа и меры стоимости внутренних товаров и услуг для всех бизнес-единиц, а также эквивалента оценки самостоятельной работы студентов при изучении профильных дисциплин. Таким образом, учебно-методическое обеспечение должно способствовать использованию бизнес-среды Университета для формирования и оценки профессиональных компетенций студентов, проведения практик студентов Университета, а также стимулировать заинтересованность и активность участия студентов и преподавателей, представителей бизнеса и государственных структур в учебной бизнес-среде ВГУЭС-Сити.
Достижение целей и задач проекта ВГУЭС-Сити позволит повысить уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций студентов, ускорить их адаптацию к трудовой деятельности и профессиональному становлению, а также стимулировать предпринимательскую активность университета в целом. Модель «ВГУЭС-Сити» должна стать важнейшим инструментом и ресурсом погружения студентов в профессию и приобретения ими практического опыта для радикального улучшения качества подготовки и востребованности выпускников на рынке труда, усиления конкурентоспособности образовательных услуг университета.
Рецензенты:
Рожков Юрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Банковское дело», ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», г. Хабаровск
Терентьева Татьяна Валерьевна, доктор экономических наук, проректор по научно-исследовательской работе ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток