Усложнение взаимоотношений между обществом и природой в современных условиях делает актуальным анализ содержания и результатов государственной экологической политики советского периода. Под экологической политикой мы понимаем взаимодействие различных экономических, социальных и политических структур, осуществляющих целенаправленную управленческую деятельность для реализации избранной стратегии охраны окружающей среды и решения социально-экологических конфликтов.
Содержание экополитики вплоть до 1980-х гг. характеризовалось прежде всего решением вопросов, связанных с охраной природы и рационализацией природопользования. С этой целью проводилось совершенствование природоохранного законодательства, формирование управленческих структур, разработка ограничительных критериев воздействия промышленности на окружающую среду и др. Но экополитика в системе государственных приоритетов играла вспомогательную роль. как показывает исторический опыт жесткая централизация власти не являлась гарантией формирования эффективного механизма реализации природоохранных решений и не позволяла добиться ожидаемых результатов. преобладание административно-бюрократических методов в управлении, ведомственный подход к проблемам природопользования, слабое финансирование природоохранных мероприятий и др. причины не позволяли оперативно решать назревшие проблемы. Сложившаяся модель охраны окружающей среды была нацелена на ликвидацию уже имеющихся отрицательных последствий хозяйственного развития, а не на их предупреждение.
новые тенденции к решению природоохранных проблем наметились во второй половине 1980-х гг. под влиянием социально-экономических изменений. Они выразились в выведении природоохранных структур из ведомственного подчинения, разработке долговременных экологических программ, создании законодательной базы рационального природопользования на принципах платности за использование ресурсов и загрязнение окружающей среды и др. Тем самым была заложена основа для формирования новой стратегии экологического регулирования, перехода к профилактике и минимизации отрицательных последствий хозяйственной деятельности, к учету региональных экологических интересов в контексте общероссийского развития. Кроме того, понимание экополитики как деятельности по охране природы трансформировалось в понимание ее как интегральной части социально-экономической политики.
При оценке всего комплекса проблем приоритетным, на наш взгляд, должен быть анализ социально-экологических результатов деятельности человека, а политика правительства оцениваться, прежде всего, с точки зрения социальной ответственности перед обществом. Критерием социального прогресса должны быть не только высокий уровень производства, а, главным образом, социально-ориентированная экономика, обеспечивающая благосостояние и экологическую защиту граждан, их неотъемлемого права на жизнь.