Введение. Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику Республики Мордовия, так как наиболее полное удовлетворение информационных потребностей местного сообщества во всех сферах деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве, является сегодня одной из главных задач. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение предприятий аграрной сферы Республики Мордовия оставляет желать лучшего.
Цель. Проанализировать систему информационного обеспечения сельского хозяйства региона и разработать основные направления его совершенствования.
Методы исследования: методы научного познания и исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.
По данным статистики сборника «Регионы России: социально-экономические показатели 2011 г.» в Республике Мордовия затрачено на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) значительно меньше денежных средств, чем в других регионах Приволжского федерального округа. Так, в 2010 г. затраты на ИКТ в Республике Мордовия составили 899,6 млн рублей, а, например, в Пензенской области – 10586,0 млн рублей, в Республике Татарстан – 12377,8 млн руб. [4].
В 2010 г. в Республике Мордовия на 100 работников приходилось 32 персональных компьютера, в том числе с доступом к сети Интернет – 13 шт.
Сегодня муниципальным образованиям в развитии сельского хозяйства и сохранении устойчивости сельскохозяйственных организаций отводится важная роль. Устойчивым сельское хозяйство может быть только при комплексном развитии производственной системы и системы сельских территорий, поэтому успешная реализация аграрной политики зависит от того, насколько она адаптирована к местным условиям муниципальной властью. В условиях реформирования АПК муниципальным образованиям Республики Мордовия переданы функции создания условий для развития различных форм саморегулируемых сельскохозяйственных организаций, а также контроля за целевым и эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения; качеством и экологической безопасностью сельхозпроизводства; соблюдением технологических требований в растениеводстве и животноводстве и т.д.
Что касается управления предприятиями сельскохозяйственной отрасли, то в настоящее время наблюдается небывалый рост объема информации и, естественно, увеличение информационных потоков.
Потоки информации от федерального уровня управления АПК до сельскохозяйственного предприятия представлены на рисунке 1.
Из Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в республиканские органы управления сельским хозяйством поступает различная информация, касающаяся мер государственного регулирования, методов государственной поддержки, финансового и налогового регулирования, результатов научных исследований и разработок и т.д.
Необходимо отметить, что в исполнении Федерального закона от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» Правительством РФ принято Постановление (от 7 марта 2008 г.), в котором было утверждено положение о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
Рисунок 1. Схема потоков информации в АПК Республики Мордовия
Целью создания информационной системы является формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства, обеспечение доступа к ним всех заинтересованных лиц и предоставление на их базе государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий [3].
Информационная система представляет совокупность содержащейся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов и органов местного самоуправления информации о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития и информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку [2].
Таким образом, на официальных сайтах Минсельхоза РФ и уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в сети Интернет в обязательном порядке размещается следующая информация:
- о решениях, принятых Минсельхозом РФ; об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления господдержки развития сельского хозяйства;
- об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия;
- о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия в целом в РФ и субъектах РФ (ежемесячные отчеты о посевах сельхозкультур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и о другой сельхозпродукции);
- о средней цене на реализованные сельхозтоваропроизводителями сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары;
- о состоянии федерального интервенционного фонда сельхозпродукции на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных интервенций и товарных интервенций;
- о проведении тендеров на поставки сельхозпродукции, сырья и продовольствия для госнужд и др.
На республиканском уровне управления АПК формируются различные базы данных:
- по растениеводству (земельный кадастр, сорта растений, семена, техника, удобрения и т.д.);
- по животноводству (породный состав скота, корма, технологии производства молодняка и продукции, болезни и лекарственные препараты и т.д.);
- по хранению и переработке продукции, производимой в Республике Мордовия (технологии производства, технологии доставки, технологии хранения и переработки продукции, тары и упаковочных материалов и т.д.). Здесь же накапливается нормативно-правовая информация, данные о рыночной конъюнктуре, производственной деятельности.
На районном уровне управления АПК формируются базы данных о материально-техническом обеспечении, производственном обслуживании, финансировании сельского хозяйства и т.д.
В настоящее время существует несколько способов распространения информации Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМ: 1) совещание; 2) почта; 3) факсимильное сообщение; 4) телефон; 5) СМИ; 6) сеть Интернет.
Большая часть информации распространяется двумя способами. Первый – почтовое отправление: информация рассылается Министерством лишь до районов; там операция повторяется до предприятий. Второй – связь с районными агропромышленными комплексами по телефону, факсу.
На сегодняшний день у многих органов управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации есть и третий путь распространения информации и доведения ее до нижестоящих уровней системы – это сеть Internet. Многие Министерства и департаменты сельского хозяйства различных регионов уже давно имеют свои сайты и эффективно используют преимущества, предоставляемые проектом поддержки осуществления реформы в сельском хозяйстве России (АРИС). Что касается Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, то сайт министерства был запущен только в апреле 2009 г. Во многом этому способствовала реализация проекта по созданию скоростной информационной магистрали органов государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия. Новости, касающиеся агропромышленного комплекса республики, размещаются также на портале органов государственной власти Республики Мордовия (www.e-mordoviay.ru), на информационном портале Республики Мордовия (www.moris.ru).
По нашему мнению, данный WEB-сайт необходимо доработать до Агропромышленного информационного портала Республики Мордовия – со структурированной информационной базой данных. Но главным здесь является создание условия обратной связи с сельхозтоваропроизводителями, чему будет способствовать наличие форума, возможность проведения видео-конференций в режиме оn-line и off-line. Основным принципом функционирования портала должна быть максимальная ориентация на информационные потребности субъектов АПК Республики Мордовия. Сформированная таким образом информационная среда АПК Республики Мордовия будет способствовать реализации различных программ и проектов, информационному обеспечению органов управления АПК республики для формирования и реализации аграрной политики, обеспечению всех субъектов аграрного рынка Мордовии различной информацией для принятия оптимальных управленческих решений при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции.
Пользователями портала могут быть: органы управления АПК Мордовии; информационно-консультационные службы; сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, личные хозяйства населения; производители сельскохозяйственной техники и оборудования; поставщики ресурсов для АПК; научные и образовательные учреждения; инвестиционные компании; сельское население и др.
Таким образом, наличие портала позволило бы обеспечить все объекты АПК республики оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктах питания на всех этапах прохождения (от производителей, оптовых покупателей, перерабатывающих предприятий и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на колхозных рынках). Это помогло бы сельским товаропроизводителям и прочим субъектам аграрного рынка лучше ориентироваться в условиях рыночной экономики.
В ходе проведенных исследований были приведены данные, полученные в результате анкетирования, по вопросу об основных источниках информации для руководителей. В ходе исследования были опрошены 241 руководитель предприятий агробизнеса (малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, перерабатывающих предприятий и т.п.) [1]. Результаты опроса представлены в таблице 1. Каждый из руководителей мог выбрать три основных источника из представленного списка.
Таблица 1. Источники получения информации руководителями
предприятий агробизнеса Республики Мордовия
Основные источники информации |
Количество голосов |
|
штук |
процентов |
|
1. Средства массовой информации и печатная продукция |
174 |
72,2,9 |
2. Электронные издания |
123 |
51,04 |
3. Знакомые предприниматели и партнеры |
101 |
41,9 |
4. Законодательные, исполнительные органы власти и управления |
98 |
40,66 |
5. Торговые ярмарки, выставки - продажи и т.п. |
52 |
21,58 |
6. Семинары, конференции и т.п. |
41 |
17,01 |
7. Совещания |
39 |
16,18 |
8. Консалтинговые фирмы, информационные центры |
25 |
10,37 |
9. Конфиденциальная информация |
11 |
4,56 |
Из таблицы видно, что основными источниками информации по их значимости для руководителей хозяйствующих субъектов аграрной сферы Республики Мордовия являются: средства массовой информации и печатная продукция, электронные издания, знакомые предприниматели и партнеры. Существенное отставание в информационном обслуживании хозяйствующих субъектов наблюдается среди консалтинговых фирм, информационных центров, совещаний, семинаров и конференций.
Что касается распределения потребностей в коммерческой информации руководителей хозяйствующих субъектов аграрной сферы, то более востребованными сведениями являются: сведения о каналах сбыта сельскохозяйственной продукции и ценах на нее (81,4 %), информация о конкурентах (64,7 %), ценах на энергоносители и сельскохозяйственную технику (60,6 %). В меньшей степени руководителей хозяйствующих субъектов аграрной сферы интересуют данные о лизингодержателях (19,8 %), информационных технологиях и средствах информатизации (7,9 %). Также востребована информация о перспективных сортах сельскохозяйственных культур и породах сельскохозяйственных животных и птицы (51,2 %), об условиях получения возвратных вложений и надежности их держателей (49,1 %), о передовых технологиях и партнерах для совместного производства (36,4 %) [1].
Все руководители сошлись во мнении, что для эффективного управления агропромышленным предприятием на современном этапе развития экономики необходима информация, комплексно характеризующая объект управления, а именно:
- финансовое состояние (текущее и за ряд лет);
- оценка состояния управления;
- оценка обеспеченности ресурсами;
- оценка потребности во вложениях;
- оценка патентной защищенности продукции, изделий, технологий и т.п.;
- аудиторские заключения; оценка качества ведения финансовой и статистической отчетности.
Руководству сельскохозяйственных предприятий необходима также информация аналитического характера. Чтобы приносить хозяйству определенные выгоды, эта информация должна быть достоверной, своевременной и пригодной к использованию руководством, а сами выгоды, полученные благодаря этой дополнительной информации, должны соотноситься с затратами, прямыми или косвенными, связанными с ее получением.
Несмотря на высокий уровень потребности предприятий в информации, в научной литературе нет единого мнения о месте информационного обеспечения в системе управления предприятиями. Проводимый опрос показал, что 81,3 % специалистов агропромышленного производства признают информацию самостоятельным производственным фактором. Это следствие понимания того, что под давлением конкуренции предприятия вынуждены снижать цены, работать над сокращением издержек, повышать качество продукции. Для того чтобы сохранить и упрочить рыночные позиции, необходимы эффективные методы управления, поддерживаемые соответствующей информационной системой. Однако только 39,7 % опрошенных считают обязательным наличие и использование на предприятии автоматизированной системы управления и обработки информации [5].
Степень удовлетворенности информационным обеспечением служб опрашиваемых предприятий было оценено по 5-балльной шкале. Лишь 19,5 % респондентов ответили, что их предприятия хорошо обеспечены информацией, 41,5 % руководителей удовлетворены информационным обеспечением своего хозяйства и 39 % – недостаточно удовлетворены информационным обеспечением [5].
Эффективное развитие сельскохозяйственного производства требует разработки комплексных программ автоматизации и оптимизации всех процессов производства, прогнозирования, планирования производственно-финансовой деятельности. Для работы с данными программами назрела необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов. Однако в настоящее время отсутствуют специализированные курсы обучения специалистов различных отраслей сельскохозяйственного производства современным компьютерным и информационным технологиям.
К наиболее острым проблемам в сфере информационного обеспечения сельского хозяйства Республики Мордовия следует отнести: неравномерность распределения информационных услуг, ресурсов и программных продуктов на сельских территориях; недостаточный уровень распространения информационных технологий в республике; недостаточность информационных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и неразвитость инфраструктуры информационного обеспечения сельского хозяйства в целом. По нашему мнению, внедрение и использование современных информационных технологий будет способствовать повышению эффективности и устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, повышению эффективности управления сельским хозяйством республики.
Рецензенты:
Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства АНО ВПО ЦС РФ «Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Саранск.
Марабаева Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента АНО ВПО ЦС РФ «Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Саранск.