Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPT OF MODERNIZATION OF AGRICULTURE THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Afanaseva A.S. 1
1 Ogarev Mordovia State University
This article discusses the issues relating to the modernization of agriculture of the re-public of Mordovia. Given the methodological recommendations on the development and implementation of the strategy for the moderniza-tion of agriculture taking into account the current status and specifics of its operation. The author singles princi-ples and functions, in the light of which should develop the concept, and also offered its structure, which should contain four blocks, such as analytical, trust, organizational, resource, with different functionality and to ensure the effective development of the branch as one of the clusters of regional economy. For the purposes of develop-ment of the concept was formulated mission of the Republic´s agriculture. The article offers the most effective technology of the development strategy of the development of technology foresight, in which the task is to choose the region of several possible variants of behavior, which allows with the high probability fit into the global pro-cesses on more favourable conditions.
fore-site-technology.
strategy for the development of agriculture
concept
modernization
agriculture

Введение.

В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается, что источником угроз национальной безопасности выступает, наряду с другими факторами, и дефицит продовольственных ресурсов [4].

Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. развивает Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [5]. Понятие продовольственной безопасности определено Доктриной как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Доктриной установлены критерии удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, соответствующих продуктов: удельный вес зерна - не менее 95 %; мяса и мясопродуктов - не менее 85 %; молока и молокопродуктов - не менее 90 %; картофеля - не менее 95 %. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки и во Франции уровень самообеспечения продовольствием - 100 %, в Германии - 93 %, в Италии - 78 %.

Очевидно, что достижение сформулированных целей и задач развития АПК страны и его ядра - сельского хозяйства требует формирования стратегии устойчивого развития аграрного сектора экономики каждого региона.

Целью работы является методика, позволяющая  разработать Концепцию модернизации сельского хозяйства Республики Мордовия, соответствующую содержанию и логике процессов стратегического развития сельскохозяйственного производства региона.

Методы исследования - научного познания и исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства невозможно без перехода на инновационный путь развития, который является главным фактором эффективности в рыночной системе хозяйствования. Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства будет определяться значительным наращиванием собственного производства сельскохозяйственной продукции на основе ускорения научно-технического прогресса и освоения его достижений, способных обеспечить значительный эффект и окупаемость капитальных вложений от нововведений.

Реализация поставленных задач развития НТП требует применения нестандартных подходов, адаптированных к сложившейся организационно-экономической и производственной структуре аграрной экономики. Современные тенденции развития НТП нуждаются в обосновании методологических подходов к  выявлению факторов, сдерживающих или способствующих освоению его достижений и оценке влияния на  сельскохозяйственное производство, позволяющих сопоставлять эффективность различных сценариев развития аграрной экономики, исходя их принципов востребованности инновационной продукции научно-технической сферы АПК и возможностей ее реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Как показало проведенное исследование, в большинстве регионов практически отсутствует стратегическое управление в сфере АПК, его отраслях, комплексах и подкомплексах. Существенным фактором, тормозящим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов.

Исходя из всеобщего признания важности стратегического управления для любых объектов, считаем необходимым внести ряд конкретных методических рекомендаций по разработке и реализации концепции стратегии модернизации сельского хозяйства, с учетом современного состояния и специфики его функционирования.

В первую очередь, необходимо обеспечить следование алгоритма разработки и реализации концепции принципам целенаправленности, управляемости, эффективности и учета территориальной и отраслевой специфики. Это предполагает, что данный процесс должен ориентировать все мероприятия на достижение стратегических целей, быть четко организован, согласован, стремиться к увеличению результативности при снижении расходов, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы. При важности всех отмеченных принципов, на наш взгляд, необходимо особое внимание уделять принципу сочетания отраслевого и территориального управления, следование которому позволит обеспечить сбалансированное развитие регионального сельского хозяйства как многопродуктового комплекса, поскольку данный принцип находит выражение в рациональном распределении задач управления между двумя центрами - отраслевым и территориальным. 

Функциями концепции стратегии модернизации сельского хозяйства региона должны быть следующие: 1) формирование определенной системы ценностей; 2) определение стратегических целей и приоритетов развития; 3)  определение средств реализации целей и мобилизации ресурсного потенциала; 4) формирование инвестиционной привлекательности подкомплекса.

Как элемент долгосрочного стратегического планирования концепция чаще всего разрабатывается с временным шагом 25 лет. Однако в настоящее время разработка и реализация программ развития сельского хозяйства региона сокращен до  5 лет с дальнейшим ее обновлением в последующий период.

Следует отметить, что результативность реализации концепции стратегии модернизации регионального сельского хозяйства во многом зависит от ее структуры. В связи с этим последняя должна соответствовать содержанию и логике процессов стратегического развития сельскохозяйственного производства региона, отражать характер взаимодействия между элементами концепции и их влияние на достижение поставленных целей.

На наш взгляд, концепция стратегии модернизации сельского хозяйства региона должна содержать четыре блока (такие как аналитический, целевой, организационный, ресурсный),  имеющие разное функциональное назначение и  позволяющие обеспечить эффективное развитие отрасли как одного из кластеров региональной экономики.

В соответствии с данным предположением была разработана концепция стратегии модернизации сельского хозяйства Республики Мордовия. Среди возможностей сельского хозяйства Республики Мордовия можно выделить следующие: большая неудовлетворенная потребность населения в продуктах животного происхождения; относительно удобное территориальное расположение к регионам с большой численностью - потенциальных потребителей (Самарская, Нижегородская, Рязанская области, г. Москва); явное  предпочтение потребителей к отечественной продукции; государственная  поддержка производителей сельскохозяйственной продукции со стороны органов государственной власти.

Учитывая объективные тенденции и факторы развития сельского хозяйства Республики Мордовия на современном этапе, считаем, что его миссией является обеспечение населения республики и других территорий высококачественным и экономически доступным продовольствием, повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций, а также рост уровня жизни занятых в сельскохозяйственном производстве.

Решить целый ряд экономических, социально-демографических и других проблем развития сельского хозяйства республики  в условиях экономического кризиса позволит механизм формирования стратегии модернизации аграрной сферы региона. Временные рамки стратегии развития сельского хозяйства региона, учитывающие ресурсные возможности федерального, регионального и местных бюджетов, а также финансовые возможности хозяйствующих субъектов Республики Мордовия, должны определяться, как и вся стратегия социально-экономического развития региона, на долговременный период до 2025 г., что позволит эффективно решить основные задачи развития аграрной сферы региона.

На первом этапе реализации стратегических направлений развития сельского хозяйства в регионе (до 2015 г.) необходимо достижение продовольственной независимости по основным продуктам питания, а также создание необходимой правовой базы в области землепользования и оборота земель, законодательное решение проблем ценового паритета, введение гарантированных цен под госзаказы и развитие кооперации и интеграции в АПК региона, создание инновационной инфраструктуры АПК республики.

На втором этапе обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства Республики Мордовия (до конца 2020 г.) должна быть полностью решена проблема продовольственной безопасности и создания оптимального страхового и резервного фондов, формирование механизма продуктовой государственной интервенции, обеспечение доступности продуктов питания для населения и импортозамещение.

Третий этап развития сельского хозяйства Республики Мордовия (до 2025 г.) должен определяться переходом на современный индустриально-информационный тип развития, углублением кооперации и выходом на межрегиональную и международную интеграцию, государственный протекционизм в сочетании с социально ориентированным рыночным механизмом.

Наиболее эффективной технологией разработки стратегии развития выступает технология форсайта, в рамках которой ставится задача подобрать для региона из нескольких возможных вариантов линию поведения, позволяющую с высокой вероятностью вписаться в мировые процессы на более благоприятных условиях [1].

Моделирование вариантов агропродовольственной политики на основе использования форсайт-технологий, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности сельского хозяйства, является необходимым условием достоверности разрабатываемых стратегий. Одной из разновидностей форсайт-технологий является дорожная карта (road map) инновационного развития аграрной сферы как инструмент определения перспективных направлений развития технологий и формирования инновационной цепочки «наука → аграрная сфера → рынок». Дорожная карта представляет собой системный полисценарий, в рамках которого происходит выбор целенаправленных действий.

Основными направлениями стратегии модернизации сельского хозяйства  региона должны стать: активный экономический рост основных подотраслей, оптимизация отраслевой структуры и технологическая модернизация производства продукции, расширение рынков сбыта в стране и за рубежом.

Перечисленные направления взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как экономический рост невозможен без технологической модернизации приоритетных подотраслей и наличия надежных каналов сбыта продукции.

Наращивание объемов производства продукции животноводства обеспечивается за счет реализации проектов по созданию современных комплексов, строительство которых в республике началось с 2006 г. в ходе реализации приоритетного национального проекта: «Развитие АПК» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы, одной из целей которой  на пятилетний период является  формирование эффективного высокотехнологического и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения республики с активным продвижением продовольствия и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на российский, межрегиональный и зарубежный рынки [3]. Принятый комплекс программных документов и их реализация к концу 2012 г. должны обеспечить экономический рост в приоритетных отраслях.

В Мордовии реализуется отраслевая Программа развития мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2009-2012 годы, целью которой является создание стартовых условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины до 7000 т в 2012 г. [2]. Для этого намечено: формирование племенной базы мясного скотоводства, создание сети племенных предприятий; увеличение производства высококачественной говядины, в том числе увеличение численности поголовья скота специализированных мясных пород (до 51,5 тыс. голов, в том числе коров до  20,3 тыс. голов) и полукровных мясных помесей; строительство, реконструкция и технологическая модернизация мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий.

Ускоренное развитие свиноводства позволит обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на мясо отечественного производства. Мировая практика доказала, что одним из основных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции является получение эффекта от увеличения масштаба производства. Концентрация обеспечивает более высокие показатели технологической (расход кормов и затраты труда на единицу продукции, среднесуточный прирост живой массы и др.) и экономической (себестоимость, рентабельность) эффективности. На крупных предприятиях создаются благоприятные условия для полного использования генетического потенциала животных, селекционно-племенной работы, организации переработки свинины и реализации готовой продукции.

При высоком темпе развития выращивания скота и производства мяса будут требоваться дополнительные перерабатывающие мощности. В настоящее время в пищевой и перерабатывающей промышленности функционируют 50 предприятий, в том числе 4 мясокомбината и 15 молокозаводов, 7 предприятий спиртовой и ликеро-водочной промышленности, 2 кондитерские фабрики, пивоваренная компания, сахарный и консервный заводы, мукомольные и хлебопекарные предприятия, макаронный комбинат. На многих из них происходит реконструкция и модернизация оборудования, что позволит увеличить спрос на сельскохозяйственное сырье.

Следует подчеркнуть, что рост производства продукции в сельском хозяйстве должен сопровождаться закреплением на существующих рынках и выходом на новые, в том числе развитие взаимодействия с торговыми сетями. По данным Росбизнесконсалтинга, доля сетевого ритейла в общем обороте продовольственных товаров в Российской Федерации составляет в настоящее время чуть более 25 % (доля сетевой торговли в США и некоторых европейских странах составляет более 70 %). Расширение сетевого ритейла ведет к повышению требований к качеству продукции, упаковке, способам продвижения, бренду и т.д., а также появлению продукции, выпущенной под маркой торговых сетей (что трансформирует рынок ряда товаров). Торговые сети предъявляют к поставщикам жесткие требования к качеству, объемам, бесперебойности и ритмичности поставок, сроку годности продукции, а также логистические требования сетей  или требования к сертификации продукции (в основном - наличие продукции, соответствующей ГОСТам, и сертификат на соответствие стандартам ISO 9000) и т.п.

Таким образом, объективно усиливается необходимость расширения географии и структуры продаж за счет реализации активной маркетинговой стратегии, для чего необходима существенная государственная поддержка предприятий, осуществляющих выход на внешние рынки. Кроме того, назрела необходимость реализации стратегии продвижения региональных предприятий на новые сегменты российского рынка (сегмент HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), который активно развивается в крупных городах), а также налаживание новых связей и упрочение существующих с перерабатывающей промышленностью регионов Приволжского и Центрального федеральных округов.

В республике недостаточно производится овощей для обеспечения жителей по медицинским нормам потребления (139 кг в среднем год на душу населения). В 2011 г. среднедушевое потребление составило 84 кг, что на 40 % ниже рекомендуемой нормы. В хозяйствах всех категорий производится 70-90 тыс. тонн овощных и бахчевых культур. Одним из крупнейших предприятий по производству овощей в России является ГУП Республики Мордовия тепличный комбинат «Саранский», в котором до 2015 г. необходимо провести модернизацию производственных мощностей. Новые технологии позволят перейти на круглогодичное производство помидоров, огурцов и других овощей, как для республиканских потребителей, так и для поставок в другие регионы.

Основой модернизации развития сельского хозяйства Республики Мордовия является построение современной инновационной инфраструктуры с целью оперативной передачи результатов научных исследований в сельскохозяйственный сектор. С целью комплексного и эффективного выполнения поставленных задач инновационная инфраструктура сельского хозяйства должна отвечать следующим требованиям: создание организаций, включающих экономические, маркетинговые, информационные, коммерческие и другие структуры для оказания полного спектра услуг; возложение конкретных функций на каждый субъект инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура призвана создать условия для доступа сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования к новым знаниям, технологиям и производственным ресурсам и создать условия для модернизации сельскохозяйственного производства.

Сегодня стоит цель: на базе инновационной модернизации добиться среднемировых параметров развития животноводства и растениеводства к 2020 году, что позволит поднять годовые сборы, например, зерна до 150-170 млн т. Этого можно достичь только на базе интеграции  многих пока разрозненных сил, работающих на сельскохозяйственный сектор: аграрной науки, финансовых институтов, материально-технических и других структур.  Причина отставания во многом заключается в том, что сельское хозяйство институционально не подготовлено для развертывания этих процессов - нет системы, обеспечивающей инновационный прогресс на селе.  Модернизация российской экономики - единственно возможный путь к преодолению отсталости отечественного сельхозпроизводства. А на государство ложится ответственность за внедрение инновационных моделей переустройства села.

Рецензенты:

Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства АНО ВПО ЦС РФ «Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Саранск.

Марабаева Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента АНО ВПО ЦС РФ «Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Саранск.