Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ENSURING OF EXECUTION OF ADMINISTRATIVE DECISIONS BY THE GOVERNOR´S CONTROL

Grudinina S.Yu. 1
1 the Administration of the Governor of Zabaikalsky Krai
The article concerns the analysis of the organization of the Governor´s control in Zabaikalsky Krai. The object of the Governor´s control is the activity of the executive bodies of state authorities on the execution of management decisions by them. The key instruments of control are the control cards which are used as a means of control and registration at the same time as well as the state system of electronic document circulation. The structure of the control card enables to record the types of control applied to the executor for the timely achievement of the result of the control target, and at the end of the control to analyze both the quality of the execution, and the quality of the exercised control. According to the results of the analysis the following documents are prepared: recommendations on the elimination of breach during the execution of orders, conclusions with the definition of measures of the responsibility of executors for the consideration at the meetings of the Commission on the issues of control headed by the Deputy Chairman of Government; plans-tasks for the implementation of checking activity. The suggested mechanism of control is the most important instrument to increase the responsibility of personnel from the making decision to its execution.
authority.
competence
documents
administrative decision
The Governor´s control
Губернаторский контроль за исполнением управленческих решений, представляющийся частью системы государственного контроля, является одной из основных функций в реализации полномочий губернатора субъекта Российской Федерации. Это форма, способ, средство, механизм осуществления этих полномочий, обеспечивающий соблюдение и выполнение компетентными органами нормативных правовых актов, принятых решений на территории региона (в нашем случае Забайкальского края).

Главным субъектом губернаторского контроля на территории Забайкальского края является губернатор Забайкальского края. На протяжении ряда лет структурное подразделение администрации губернатора Забайкальского края, на которое возложено осуществление контрольных функций, видоизменялось как количественно (в связи с ростом контролируемых документов с 710 до 6500), так и качественно (от отдела администрации до Главного контрольного управления губернатора). Задача предоставления информации о выполнении документов в установленный срок была решена, в то же время актуализировалась проблема качественного исполнения управленческих решений и доведения исполнения до конечного (контрольно-целевого) результата, то есть задача повышения эффективности контроля. Для её решения была найдена, на наш взгляд, оптимальная структура управления, состоящего из отдела контроля за исполнением документов и анализа, отдела проверок и представителей губернатора Забайкальского края.

Деятельность Главного контрольного управления губернатора регламентируется «Положением об Администрации Губернатора Забайкальского края», «Положением о Главном контрольном управлении Губернатора Забайкальского края». Нормативную правовую базу, кроме вышеназванных, составляют следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 года № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», «Порядок организации контроля за исполнением документов», «Положение о Комиссии по вопросам контроля при заместителе председателя Правительства Забайкальского края - руководителе Администрации Губернатора Забайкальского края».

Объектом губернаторского контроля является деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, структурных подразделений администрации губернатора Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в пределах компетенции губернатора Забайкальского края по выполнению ими управленческих решений, формализованных в различного вида документах.

Контроль за исполнением управленческих решений осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых определена роль и место одного из отделов управления. Качество работы на каждом этапе влияет на конечный результат.

Первый этап: подготовка проектов резолюций и перечней поручений губернатора. Правильная расстановка соисполнителей по компетенции, определение координатора (первого исполнителя, обеспечивающего свод информации) и обоснованных сроков выполнения решений определяет дальнейшую работу специалистов. Исполнителю предоставлена возможность участия в этом процессе: при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контрольного документа в установленный срок, ответственный исполнитель не позднее чем через 5 дней со дня регистрации у себя контрольной карты представляет на имя губернатора обоснованные предложения по корректировке срока исполнения или по замене (добавлении) соисполнителя, подтверждает свою компетентность, составляет план действий. На этом этапе контролер формулирует «образ» ответа, то есть образец ответа исполнителя.

Второй этап: постановка на контроль. Он связан с деятельностью специалистов в программе электронного документооборота, своевременным доведением документов до исполнителей как посредством самой программы, так и с помощью почты, в том числе и электронной.

Третий этап: регулирование хода исполнения. В течение всего срока исполнения документа контрольное управление использует возможности всех видов контроля: предупредительный - посредством рассылки напоминаний или телефонных звонков; промежуточный - посредством рассылки напоминаний или контрольных карт, проведением совещаний с соисполнителями с целью корректировки и координации их действий, устранения разногласий и недопонимания; заключительный - сопоставлением информации исполнителя с поставленными перед ним задачами. Документ считается исполненным, когда решены все поставленные в нем вопросы и корреспонденту (если таковой имеется) дан ответ по существу. Если специалист установит, что содержание, форма и процедура исполнения не соответствовали заданию, документ возвращается на доработку без продления сроков исполнения, даже если документ-ответ уже был подписан руководителем.

Четвертый этап: рассмотрение результатов работы исполнителей, снятие документа с контроля (губернатором), продление срока исполнения (губернатором или начальником управления), направление документа для проверки на предмет качества исполнения (начальником управления). Поводом проведения экспертизы на качество исполнения могут послужить следующие обстоятельства: формальный, неполный или неясный ответ, несвоевременное исполнение, необоснованное количество переносов. Документ может быть направлен на экспертизу и по результатам промежуточного контроля.

Анализ причин несвоевременного исполнения, неисполнения контрольных документов проводится по мере их выявления. По результатам проведенного анализа готовятся:

  • - рекомендации в исполнительные органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления по устранению нарушений, допущенных при выполнении поручений;
  • - заключения для рассмотрения на заседаниях Комиссии по вопросам контроля при заместителе председателя правительства Забайкальского края - руководителе администрации губернатора Забайкальского края о невыполнении контрольных документов, о необъективности причин переноса сроков исполнения документов, о нарушении исполнительской дисциплины;
  • - планы-задания для отдела контрольных проверок и представителей губернатора по осуществлению контрольно-проверочной деятельности;
  • - материалы к заседаниям Консультативного совета глав муниципальных районов и городских округов Забайкальского края;
  • - предложения губернатору по вынесению наказания за нарушение исполнительской дисциплины государственному служащему.

Пятый этап: осуществление контрольно-проверочных мероприятий с целью выявления причин несвоевременного исполнения либо неисполнения контрольных документов, определение виновных, разработка предложений по устранению нарушений и доведение исполнения до контрольно-целевого результата.

Шестой этап: контроль за принятыми решениями по результатам контрольного мероприятия и Комиссии по вопросам контроля с целью получения контрольно-целевого результата (так называемый последующий контроль своевременности и полноты устранения выявленных нарушений).

Седьмой этап: окончательное снятие документа с контроля, передача материалов в архив.

 Ключевыми инструментами контроля за исполнением документов являются контрольные карты, используемые как средство контроля, а для документов, созданных Главным контрольным управлением, - как средство контроля и регистрации одновременно. Контрольная карта представляет собой перечень сведений, необходимых для осуществления контроля местонахождения документа, хода и результата его исполнения.

Структура контрольной карты позволяет фиксировать в том числе и виды контроля, примененные к исполнителю для своевременного достижения контрольно-целевого результата, а по окончании контроля - анализировать не только качество его исполнения, но и качество осуществленного контроля.

Кроме того, с целью ускорения процесса управления контрольными документами ряд контрольных карт имеет внешние (сигнальные) отличительные признаки. Так, требования документов президента Российской Федерации оформляются на контрольных картах с диагональной красной полосой, документов правительства Российской Федерации - с синей полосой, поручения губернатора Забайкальского края - с зеленой.

Каждая контрольная карта оформляется в двух экземплярах: один - для исполнителя, другой (копия) - для Главного контрольного управления. По основному экземпляру контрольной карты ведется внутренний контроль исполнения документа в подразделении (государственном органе исполнительной власти, администрации местного самоуправления), этот же основной экземпляр контрольной карты должен быть возвращен в Главное контрольное управление с документом-ответом, заверенным подписью ответственного исполнителя, и после снятия с контроля направлен в дело, затем - в архив.

По копии контрольной карты Главное контрольное управление осуществляет внешний контроль. На ней ставится дата отправки оригинала контрольной карты исполнителю и подпись специалиста отдела документационного обеспечения Губернатора, ответственного за почтовую операцию. При получении от исполнителя итогового документа-ответа, всегда прикрепляемого к контрольной карте, контрольный документ снимается с контроля, а копия контрольной карты уничтожается.

Таким образом, в структурном подразделении (государственном органе исполнительной власти, администрации местного самоуправления) формируется контрольно-справочная картотека подразделения, а в Главном контрольном управлении Губернатора - общая контрольно-справочная картотека по Забайкальскому краю и архивная база исполненных документов. Контрольно-справочная картотека документов ведется и в электронном виде, где каждый из государственных органов исполнительной власти Забайкальского края имеет доступ к той группе контрольных документов, за исполнением которых осуществляет внутренний контроль.

 Функции между структурными подразделениями Главного контрольного управления губернатора четко разграничены. Так, обеспечение выполнения и экспертиза качества выполнения управленческих решений возложены на отдел контроля за исполнением документов и анализа, который отвечает за работу на первом - четвертом, шестом и седьмом этапах. Отдел проверок занимается организацией и проведением проверок по материалам, предоставленным по результатам анализа вышеназванного отдела, а также по непосредственным поручениям губернатора с привлечением представителей губернатора в муниципальных районах и городских округах и компетентных специалистов. Отдел проверок отвечает за работу на пятом этапе.

Таким образом, предложенный механизм организации контроля за исполнением документов на уровне губернатора края позволяет осуществлять содержательный контроль по исполнению решений, а, следовательно, обеспечивает единство решения и исполнения, упреждает возможные ошибки и просчеты. Такая система контроля является важнейшим инструментом повышения ответственности кадров за своевременное и качественное выполнение принимаемых решений, обеспечения четкой и слаженной работы всех звеньев государственного и муниципального управления.

Рецензенты:

Бейдина Татьяна Евгеньевна, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета Министерства образования и науки РФ, г. Чита.

Клименко Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.