Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Минажева Г.С.
В последние годы для повышения конкурентоспособности выпускников, в вузах стран СНГ начали внедрять систему менеджмента качества (СМК) с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ИСО 9000. Широкое распространение также получила концепция всеобщего менеджмента качества, основанная на восьми принципах: ориентация на потребителя; лидерство; вовлечение персонала; процессный подход; системный подход; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. В настоящее время уже многие вузы имеют сертифицированные СМК. Как известно из практики, большинство вузов относятся к внедрению СМК формально. Однако формальное внедрение СМК и получение сертификата на нее может служить лишь одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности вуза. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует общая методика оценки эффективности функционирования СМК. Для проверки и анализа СМК наиболее часто применяется внешний и внутренний аудиты, которым свойственны систематизированность, формализованность и независимость. Результаты аудита основываются только на фактах, что полностью согласуется с принципами стандартов ИСО 9000:2000. Однако, такие проверки не обеспечивают постоянной и системной оценки функционирования как отдельных процессов СМК, так и всей системы в целом. Эффективность и полнота аудита в значительной степени зависят от квалификации, опыта и компетентности аудиторов. В большинстве случаев такие проверки носят статистический характер, поскольку фиксируются лишь имеющиеся факты, ошибки и недостатки, а их причины не раскрываются. Кроме того, выполнение минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности функционирования СМК. Таким образом, аудит только частично оценивает эффективность функционирования СМК. Следовательно, необходима система комплексной оценки СМК, которая будет рассматривать уровень использования всех видов ресурсов вуза, и охватывать все элементы и основные процессы СМК, обеспечивающие качество образования.