Карагандинский областной драматический театр имени К. С. Станиславского – один из наиболее почитаемых национально-культурных учреждений Центрального Казахстана. Театр имени К. С. Станиславского не только следует новаторским театральным идеям, но и умело сочетает в себе специфику прошлого, ни с чем не сравнимый опыт, выработанный годами, с современными реалиями театральной жизни. Карагандинский театр интересен широкой публике, так как его актеры прошли очень хорошую школу и умело преподносят судьбы своих героев на суд зрителей. Об этом свидетельствует широкий репертуар не только русских и казахских авторов, но и ближнего и дальнего зарубежья. Ядро театрального коллетива в настоящее время состаляют заслуженные артисты Республики Казахстан А. В. Григоров, Н. Ф. Штоколова, артисты М. М. Долиненко, Т. А. Федоренко, В. Г. Злобин, Л. М. Пекушева, И. Ф. Городкова, И. С. Немцев, А. П. Кочемаскин, Т. А. Кашуро,О. М. Игнатенко, Н. С. Сохранная и многие другие. Живую струю в процесс создания спектаклей вносят выпусники Карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета: А. Марычев, А. Полевода, Р. Оганесян, Т. Яковлева, О. Миронова, Е. Сухотерин, Ю. Болдырев и др.
Театр поднимался и развивался в очень сложные времена. Трудно было стране – трудно было и театру. Коллектив всегда находился там, где требовалось ободрить людей, поддержать их дух. Своим рождением театр обязан бурному времени индустриального развития Казахстана. Так, 28 октября 1930 г. Совет Министров Казахской ССР вынес Постановление о создании театра по обслуживанию Турксиба. «Передвижной театр Турксиба» представлял собой политпоезд из трех вагонов: в одном жили, в другом находилась хозяйственная часть, реквизит, третий вагон являлся репетиционным залом. Передвижной театр по агитации и культурно-массовой работе среди населения региона курсировал от Семипалатинска до Ташкента. Первым директором, художественным руководителем и «по совместительству» драматургом театра был В. Портнов, впоследствии заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Именно его скетчи, сценки ставил коллектив «Передвижного театра Турксиба» [9, 446].
В середине 30-х годов ХХ века театр был реорганизован в Кустанайский колхозно-совхозный театр, в его репертуаре появляются пьесы В. Шекспира, А. Островского, А. Афиногенова и других авторов. В рассматриваемый период Кустанайский колхозно-совхозный театр продолжил показ своих постановок горнякам Байконура, шахтерам и строителям Караганды, Балхашстроя, рабочим Жезказгана. При этом, следует отметить, что в 30-е годы ХХ века обращение к иностранным современным авторам в драматических театрах было запрещено. Главным положительным героем советских пьес на несколько десятилетий стал пролетарий – собирательный образ «простого советского человека». Также в обозначенный период значительное место в репертуаре всех театров заняла лениниана. Театральный Ленин являл собой мудрого, доброго положительного героя. Данная тенденция отразилась и на творчестве Кустанайского колхозно-совхозного театра, который в 1936 году был переименован в Карагандинский областной русский драматический театр и был направлен на Прибалхашстрой. В 1937 г., оставаясь директором театра, В. Портнов передал художественное руководство приехавшему из Ленинграда К. Раушу, с именем которого связано немало славных страниц в истории тетра. С его приходом значительно расширился репертуар, в нем появились спектакли по пьесам Б. Шоу, Ж. Б. Мольера, Л. Толстого, П. О. Бомарше, В. Гюго, М. Лермонтова, Л Леонова и др.
В 1939 г. Карагандинский областной русский драматический театр переехал в Караганду на улицу Амангельды, в Старом городе. Следующей вехой в истории театра стали 40-е годы ХХ века и связанные с ними суровые военные годы. Великая Отечественная война изменила не только политическую, экономическую, но и культурную жизнь страны. В 1942 г. в Караганде оказались многие эвакуированные театры СССР: Московский театр железнодорожников, Камерный театр Таирова, Киевский театр имени Леси Украинки и др. В этот период репертуар театра значительно расширился, на суд зрителю были представлены спектакли «Русские люди», «Под каштанами Праги» по пьесам К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова и др.
Следует отметить, что в первые дни Великой Отечественной войны коллектив театра стал меньше на двадцать человек, добровольно ушедших на фронт. Оставшиеся актеры выступали перед призывниками, в эвакогоспиталях, также была сформирована концертная бригада, которая выступала перед бойцами Прибалтийского фронта. Кроме вечерних спектаклей, актеры выступали и днем для рабочих вечерней смены, а все деньги от внеплановых спектаклей перечисляли на создание авиасоединения «Советский Казахстан». Коллектив театра внес 100 тысяч рублей на строительство авиационной эскадрильи [1]. В трудное военное время, как уже было отмечено, из оккупированных территорий в Караганду были эвакуированы театры из Москвы и Киева, в связи с этим коллектив театра в 1942 году был снова переведен в г. Балхаш, где он работал вплоть до завершения строительства в 1951 году Дворца культуры горняков в г. Караганде.
Дальнейшая послевоенная жизнь и творчество театра были связаны с принятым 26 августа 1946 года Постановлением «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В Постановлении, в частности, отмечалось: «ЦК ВКП(б) считает, что одной из важных причин крупных недостатков в репертуаре драматических театров является неудовлетворительная работа драматургов. Многие драматурги стоят в стороне от коренных вопросов современности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изображать лучшие черты и качества советского человека. Эти драматурги забывают, что советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать политику советского государства, которая является жизненной основой советского строя» [5]. Следовательно, из представленного документа следует, что главным недостатком репертуара всех драматических театров является малое количество пьес советских авторов на современные темы. При этом крупным упущением в деятельности Комитета по делам искусств и драматических театров стало их чрезмерное увлечение постановкой пьес на исторические темы.
Таким образом, то, что в годы Великой Отечественной войны приветствовалось: обращение к темам национальной истории с целью воспитания советских людей в духе патриотизма и к сугубо развлекательным пьесам для отвлечения людей от проблем и тягот быта «страны – единого военного лагеря» – являлось лишь временной уступкой, и театры вновь должны были стать действенным оружием идеологической обработки населения. В связи с этим в 50-х годах ХХ века Областной русский драмтеатр осуществил постановки таких пьес, как «Грушенька» И. Штока, «Чужая тень» К. Симонова, «Тайная война» С. Михалкова и Д. Самойлова, «Таланты и поклонники», «Доходное место» и «Горячее сердце» А. Островского, «Государственный советник» М. Сагаловича и Б. Фаянса, «Человек должен жить» Л. Компанейца и др.
Однако, несмотря на усилия творческих коллективов и повышенное внимание государственных и партийных органов к вопросам развития театрального искусства в Казахстане, тенденция снижения посещаемости театров продолжала развиваться. Определению причин и поиску путей из этого положения было посвящено совещание директоров театров и заведующих областными отделами по делам искусств (17 марта 1951 г., Алма-Ата), на котором были рассмотрены вопросы о состоянии репертуара драматических театров, практике работы театров над образом советского человека, повышении качества художественного оформления спектаклей [4, 7–9]. Очевидно, что одной из причин снижения зрительского интереса был недостаточно высокий уровень предлагаемых зрелищ, обусловленный постоянным недофинансированием. И если в 20–30-е гг. ХХ века, в период больших социальных ожиданий, а также в 40-е гг. ХХ века, во время наивысшей духовной мобилизации народа для борьбы с врагом, хроническое материальное неблагополучие как отдельного человека, так и творческих коллективов воспринималось как явление сугубо преходящее, то к началу 50-х гг. ХХ века адаптивные способности социума, очевидно, начали истощаться, порождая индивидуальную апатию, социальную индифферентность, массовую вялость.
Как следует из докладной записки о работе учреждений искусств Карагандинской области за 9 месяцев 1951 г., в областном центре проживало до 400 тыс. человек, но уровень культурного обслуживания населения оставался крайне низким. Единственный в области русский драматический театр, в связи с отсутствием в г. Караганде помещения, в течение восьми лет работал в г. Балхаше, где ему не был обеспечен контингент зрителей. Тем не менее производственно-финансовый план театр выполнил: по показу спектаклей на 96 %, охватив при этом 100 % зрителей [8, 23-24, 28].
Во исправление неудовлетворительного состояния профессиональных театров Карагандинской области был использован традиционный для нашей страны способ слияния и укрупнения. Так, 1 сентября 1951 г., согласно Постановлению Совмина Казахской ССР, Карагандинский областной русский драматический театр был перебазирован для постоянной работы из г. Балхаша в г. Караганду и объединен с Карагандинским областным казахским музыкально-драматическим театром [3, 60–61]. Объединенный театр русской и казахской драмы просуществовал до 1953 г. [10, 114].
Следующим шагов в развитии театрального искусства стало решение коллегии Министерства культуры СССР от 12 октября 1954 г. «Об усилении антирелигиозной пропаганды и распространения научно-атеистических знаний», во исполнение которого Главное управление по делам искусств Министерства культуры Казахской ССР предложило театрам пересмотреть текущий репертуар и «очистить пьесы от либерально-благодушного отношения к религиозным предрассудкам». В связи с этим драматическим театрам было рекомендовано включить в репертуар произведения на антирелигиозные и антиклерикальные темы, в том числе: «Тартюф» Ж. Мольера, «Овод» Э. Войнич, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Плоды просвещения» Л. Толстого и т.д. [7, 22]. Данное решение было отчасти выполнено и творческим коллективом Карагандинского областного русского драматического театра, поставившего спектакль «Овод» по одноименному роману Э. Войнич.
Огромное влияние на активизацию культурной жизни и расширение культурного строительства в сельских районах Центрального Казахстана во второй трети – конце 50-х гг. ХХ века оказало освоение целинных и залежных земель. В соответствии с приказом по Министерству культуры Казахской ССР «Об усилении культурного обслуживания трудящихся районов освоениях целинных и залежных земель» от 30 сентября 1954 г. № 388 и во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1954 г. № 12 директорам концертных организаций республики было предписано организовать и направить «в IV квартале 1954 г. для художественного обслуживания населения в районах освоения целинных и залежных земель, в первую очередь рабочих и служащих вновь организованных совхозов, в том числе Карагандинской областной филармонии 8 концертных бригад, в Акмолинскую и Карагандинскую области, с числом концертов не менее 100» [6, 12].
Превращение Казахстана в одну из крупнейших житниц страны обусловило приток сюда высококвалифицированных специалистов, деятелей науки и культуры, которые внесли большой вклад в развитие многонациональной культуры, улучшение деятельности местных учреждений науки и просвещения. Обычным делом стали посещение целинных и иных районов Казахстана столичными и даже зарубежными артистами, деятелями художественного творчества, гастрольные поездки актеров профессиональных театров по аулам и селам республики. Так, только с 1954 по 1956 г. на целине побывали десятки прославленных московских художественных коллективов, артистов из других городов и республик, представившие на суд зрителей за это время около 200 спектаклей и большое количество концертов для сельских жителей.
Важным документом, характеризующий развитие театров страны в обозначенный период стал Приказ Министра культуры СССР № 499 от 17 июня 1958 года. Данный документ свидетельствовал о том, что драматические театры, осуществляя поставленные задачи ЦК КПСС перед советским искусством, проделали серьезную работу по обогащению репертуара лучшими произведениями советской и зарубежной драматургии, а также принимали меры по повышению актерского и режиссерского мастерства. А в ознаменовании 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции театры страны подготовили спектакли, повествующие о героических революционных традициях советского народа: «Вечный источник» Дм. Зорина, «Большой Кирилл» И. Сельвинского, «Грозовой год» А. Каплер, «Под одной крышей» Г. Боряна, «Путеводная звезда» К. Яшена, «Главная ставка» К. Губаревича, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Гибель эскадры» А. Корнейчуна, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Туфон» Ш. Киямова, Г. Абдулло, «Именем революции» М. Шатрова и другие.
Следовательно, большое внимание в периферийных театрах в исследуемый период уделялось повышению уровня профессионального мастерства, идейно-теоретическому воспитанию, подготовке кадров. Так, при Карагандинском русском драматическом театре в 1957 г. была открыта театральная студия с двухгодичным сроком обучения [2, 162–163].
В 60-х гг. ХХ века театральное искусство продолжило свое дальнейшее развитие под пристальным руководством партийных организаций, которые, как следует из справки о состоянии и мерах по улучшению работы культурно-просветительных учреждений Карагандинской области за 1961 г., осуществляли значительную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся и удовлетворению их культурных запросов. Несмотря на это, Карагандинский областной русский драматические театр успешно завершил театральный сезон 1959–1960 гг., побывав с гастролями в сельских районах Карагандинской области, а также познакомивший со своим искусством трудящихся Кокчетавской, Акмолинской, Петропавловской и Омской областей. А месячные гастроли театра в столице Республики в г. Алма-Ате свидетельствовали о зрелости и значительно возросшем мастерстве этого творческого коллектива.
Следует отметить, что Карагандинский областной русский театр драмы имени К. С. Станиславского сыграл значимую роль в культурном воспитании трудящихся Центрально-казахстанского региона. Так, в сезоне 1964–1965 гг. спектакли русского драматического театра имени К.С. Станиславского посетили более 122 тыс. зрителей. Творческой удачей театра явились спектакли по пьесам В. Шаврина «Разбуженная совесть», А. Корнейчука «Платон Кречет», Д. Павловой «Совесть» и др. Эти спектакли, поднимающие темы современной действительности, поставленные на высочайшем профессиональном уровне, получили заслуженное признание карагандинского зрителя. О росте профессионального мастерства коллективов театров также свидетельствовали заслужившие зрительское признание постановки великих шекспировских полотен – трагедий «Король Лир» и «Ромео и Джульетта».
В рассматриваемый период, несмотря на некоторую «оттепель» в социально-экономической и культурной жизни страны, принимается Постановление Коллегии Министерства культуры Казахской ССР «О репертуарном плане театров Казахской ССР на сезон 1965–1966 годов» от 28 сентября 1965 г., в котором были утверждены репертуарные планы драматических театров на сезон 1966 г. В целях реализации Постановления «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» Центрального комитета КПСС, который определил всему идеологическому фронту, всем учреждениям, ведущим воспитательную работу, широкую и ясную программу деятельности, ее содержание, формы и методы. Также были определены ответственные задачи и районных домов культуры, и сельских клубов, «которые должны стать, особенно на селе, подлинными центрами агитационно-пропагандистской работы».
На основании вышеизложенного следует отметить, что репертуар Карагандинского областного русского драматического театра, как и всех театральных коллективов Центрального Казахстана, в 50–60-х годах ХХ века отошел от пьес на фольклорную тему и пополнился произведениями современных казахских и русских драматургов. При этом, следует отметить, что в 60-х годах ХХ века наблюдается значительный рост профессионального уровня театральных коллективов, расширение и актуализация их репертуара, что в свою очередь способствовало росту популярности данных коллективов у рядовых зрителей.
Трудно перечислить все города, зрители которых познакомились с искусством Карагандинского областного русского драматического театра. Но чувства наибольшей ответственности испытывли артисты театра, представляя свою работу на взыскательный и требовательный суд шахтеров, строителей, рабочих, студентов, педагогов, врачей – постоянной зрительской аудитории Караганды. Театр выезжал на гастроли в Новосибирск, Иркутск, Куйбышев, Омск, Барнаул, Архангельск, Горький, Донецк, Днепропетровск, Жезгазган, Алма-Ату и в другие города СНГ.
Большой вклад в становление современного театра им. Станиславского внес бывший директор и художественный руководитель театра Генрих Сергеевич Оганесян: «Меня волнует нравственная и духовная публицистика в наш безнравственный век. Свою лепту мы стараемся внести постановкой высокоморальных произведений. Очень хотелось, чтобы в основе наших желаний лежала хорошая литература – вот репертуарный стержень. А если честно говорить, то зрителя больше привлекают отвлеченные сюжеты. Поэтому в будущем будем ставить больше комедий, но – на хорошей литературе. В работе станем использовать потенциал труппы, особенно молодежь». Сегодня о молодежи Генрих Сергеевич говорит с заметным удовольствием. Еще несколько лет назад, в начале 90-х ХХ века, в театре не осталось молодых исполнителей, в Россию выехали сразу несколько пар, нанеся урон репертуару. В связи с этим жизнь в театре чуть было не остановилось, но с помощью департамента культуры в колледже искусств открыли актерское отделение, выпускники которого продолжают пополнять труппу, уверенно входя в разные постановки. При этом сам художественный руководитель довольно смело использует типажи своих студийцев, требует от них, как положено по Станиславскому, правды жизни, выдвигает на авансцену, поручая непростые характеры среди действующих лиц. И учит , учит азам актерского мастерства. В настоящее время смело открывает сезон за сезоном, не боясь ставить на своей сцене различные современные и прошедшие испытание годами постановки. Театр растет и совершенствуется вместе с нашей жизнью.
Рецензенты:Алимбаев Тургай Амирханович, д.и.н., профессор Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова, г. Караганда.
Козина Валерия Викторовна, д.и.н., профессор Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова, г. Караганда.