Таким образом, целью исследования является исследование применения инновационного подхода в управлении государственной собственностью Республики Мордовия в сравнении с субъектами Приволжского федерального округа, выявлении проблем и определении направлений их решения.
Материал и методы исследования. В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы данные официальных сайтов органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа, справочно-правовая система «КонсультантПлюс», публикации по данной проблеме в периодике. Исследование основано на использовании методов сравнительного и логического анализов.
Результаты. Вопрос об эффективности управления и использования собственности как государства в целом, так и отдельных субъектов федерации находит свое воплощение в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ, принятой Правительством в сентябре 1999 г., где предусматриваются: проведение полной инвентаризации государственного имущества, детальная регламентация процессов управления в соответствии с уставными целями госпредприятия, оптимизация количества (сокращение) объектов управления, расширенное применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества [5]. Решение данной проблемы предполагает разработку на уровне региона концептуальных направлений совершенствования системы управления имуществом. Так, под концепцией государственного управления имуществом всех форм собственности, расположенным на территории региона, понимается самостоятельный документ, учитывающий особенности имущественных объектов региональной собственности, отражающий правомочия региональных органов власти и управления в сфере управления государственной собственностью. Региональная концепция должна быть ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешной реализации институциональных преобразований на территории субъекта федерации [4]. Реализация основных концептуальных положений управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ позволит наиболее целостно оценить эффективность управления региональной собственностью посредством использования различных инновационных методов и инструментов.
Прежде чем определить пути повышения эффективности управления государственной собственностью Республики Мордовия, необходимо выделить следующие направления инновационного подхода к управлению государственной собственности субъекта, широко обсуждаемые в периодике: 1) концепция покомпонентного улучшения показателей эффективности управления и создание на этой основе систем мониторингового типа; 2) применение инновационных подходов, получающих признание в рамках общего улучшения дел в государственном управлении - развитие концепции так называемого добросовестного управления; 3) конвергенция принципов и механизмов государственного и частного управления - сочетание принципов нового публичного управления - New Public Management с применением для государственных структур унифицированных положений бухгалтерского учета - Accrual Accounting [2]. В контексте концептуального обоснования остановимся более подробно на инструментах управления региональной собственностью, используемых в субъектах Приволжского федерального округа. Во многих из них уделяется значительное внимание вопросам управления собственностью. Это находит свое отражение в развитии нормативной базы, в повышении доли доходов от управления собственностью в региональных бюджетах. Практически все регионы ПФО приняли законодательные акты, направленные на упорядочение процессов управления собственностью. Так, в Республике Башкортостан в ноябре 2011 г. была принята «Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы». В данном документе определены механизмы управления земельными ресурсами, объектами нежилого фонда, управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики, а также механизмы и методы реализации государственной политики в области приватизации. Наибольший интерес представляет рассмотрение таких подходов управления государственной собственностью Республики Башкортостан, отнесенных выше к разряду инновационных, как: 1) совершенствование процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом выделение земельных участков различным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите; 2) организация мероприятий по выявлению и привлечению к регистрации прав собственности юридических и физических лиц, фактически использующих земельные участки без оформления прав собственности; 3) использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций; 4) реализация поэтапного перехода к инновационным методам распоряжения государственным имуществом; 5) оказание поддержки субъектам среднего и малого бизнеса (предпринимательства) путем обеспечения максимально простого и удобного доступа к объектам нежилого фонда; 6) создание системы экономического мониторинга и ужесточения контроля за деятельностью государственных учреждений; 7) широкое использование в рамках законодательства мер по стимулированию и мотивации руководителей государственных унитарных предприятий и др. Реализация многих перечисленных направлений концепции предполагается через взаимодействие государственного и частного секторов экономики [3].
В Нижегородской области также предпринимается попытка использования механизма государственно-частного партнерства, в том числе через создание условий малому и среднему бизнесу. Так, в «Концепции управления собственностью Нижегородской области» содержатся основные идеи, характеризующие принципиальные подходы, пути и способы построения, преобразования, совершенствования всей системы управления собственностью в Нижегородской области (в том числе посредством определения новых организационных форм управления собственностью). Предполагается преобразование Фонда имущества в агентство по имуществу (с созданием на его базе государственной коммерческой организации для доверительного управления пакетами акций) с подчинением его комитету по управлению государственным имуществом; предлагается создание консультативного совета под председательством губернатора (для рассмотрения финансовых, экономических, социальных, экологических проблем развития региона); создание инвестиционного комитета (для рассмотрения вопросов о поддержке наиболее важных направлений развития региона, предоставления льготных кредитов). Предполагается также создание комитета по поддержке малого предпринимательства в структуру министерства по управлению имуществом, что объясняется возросшей ролью малого предпринимательства как в социальном, так и в экономическом плане [7].
В Чувашской Республике принята республиканская целевая программа «Управление государственным имуществом Чувашской Республики в 2012-2014 годах». В ней для повышения эффективности управления государственным имуществом региона, рационализации, оптимизации состава и структуры государственного имущества предполагается создание: единой системы учета государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества; условий для максимального вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества региона, в том числе земельных участков; а также совершенствование системы показателей оценки эффективности использования государственного имущества и методики оценки эффективности использования государственного имущества региона и др. [6].
Все перечисленные направления базируются на отмеченных выше инновационных подходах к управлению государственной собственностью субъекта. В частности, все чаще в рассмотренных субъектах ПФО управление региональной собственностью осуществляется, как правило, через такие новые формы управления, как: 1) привлечение к управлению государственной собственностью региона доверительных управляющих с использованием института доверительного управления имуществом; 2) создание холдинговых компаний для управления акционерными обществами, деятельность которых направлена на выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в одном рыночном сегменте, а также налаживание перспективных в отношении интеграции производственных и хозяйственных связей; 3) формирование инвестиционных фондов в целях управления малоликвидными пакетами акций, находящимися в собственности субъекта РФ, реализации крупных инвестиционных проектов и управления имущественными комплексами [2]. Данные формы управления государственной собственностью субъекта будут наиболее эффективными через применение следующих инструментов (рисунок 1).
Рис. 1. Новые формы и инструменты управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации.
Как правило, все представленные на рисунке формы и инструменты управления государственной собственностью субъекта основаны на государственном предпринимательстве и государственно-частном партнерстве (Public Private Partnership - PPP), обеспечивающих эффективное использование и развитие производственного, инновационного и инвестиционного потенциала региона. В современном понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой кооперацию государства и частного сектора на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов преимущественно в сферах, для которых характерна неэффективность государственного управления, в результате чего появляется синергетический эффект. ГЧП предусматривает многообразные формы и способы реализации. Основными являются: концессионные соглашения; государственные контракты (административные договоры на оказание услуг или выполнение работ по заказу государства); арендные отношения, аренда госимущества (долгосрочную аренда, аренда с обязательствами, договоры на управление); финансовая аренда (лизинг); государственно-частные предприятия (совместные предприятия); совместные инфраструктурные фонды прямых инвестиций; приватизация [1]. При этом во многих регионах (более 40 субъектов РФ) в настоящее время приняты законы, регулирующие правоотношения в области ГЧП. Принятие и реализация данных правовых актов позволяет субъектам РФ повысить свою инвестиционную привлекательность, в первую очередь - для бизнеса. Рядом рейтинговых агентств проводятся разнообразные исследования инвестиционной привлекательности территорий для бизнеса. Так, согласно исследованиям рейтингового агентства «Эксперт РА», проведенным в 2010-2011 гг., регионы Приволжского федерального округа можно разделить на четыре группы, имеющие: 1) «средний инвестиционный потенциал - умеренный риск» (республики Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Нижегородская, Самарская области; 2) «пониженный потенциал - умеренный риск» (Удмуртская, Чувашская республики, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области; 3) «незначительный потенциал - умеренный риск» (Республика Мордовия); 4) «незначительный потенциал - высокий риск» (Республика Марий Эл). По оценкам рейтингового агентства Moody,s наиболее высоко оценивается инвестиционный потенциал Республики Башкортостан, положение которой в кризисный период было относительно стабильным, а в 2011 г., с учетом незначительного улучшения, инвестиционный климат оценивался как позитивный. К лидерам по привлечению прямых иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал относятся Республика Татарстан и Нижегородская область. К сожалению, Республика Мордовия сохранила «негативный» прогноз рейтинга вследствие существования текущего и общего дефицитов бюджета. В 2009-2011 гг. правительство региона приняло на себя некоторые дополнительные расходы социального характера, в то время как доходы бюджета были недостаточными для покрытия принятых обязательств. Кроме того, во всех регионах ПФО (кроме Пермского края и Самарской области) разработаны инвестиционные программы, в большинстве регионов округа действует региональное законодательство о государственно-частном партнерстве (кроме Пермского края, Ульяновской и Оренбургской областей, в Республике Мордовия проект закона о ГЧП находится на согласовании); в некоторых субъектах действуют специализированные нормы по регулированию деятельности технопарков (Республика Мордовия, Пермский край, Ульяновская и Оренбургская области). Большинство регионов ПФО стремится оказывать максимальную поддержку инвестиционным проектам в виде финансовых и нефинансовых мер, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски [1].
Преимущества использования ГЧП и опыт его внедрения в регионах ПФО подчеркивают необходимость его применения в качестве одного из инновационных подходов управления государственной собственностью Республики Мордовия. Так, разработан проект закона «О государственно-частном партнерстве в Республике Мордовия», где определяются формы участия региона в государственно-частном партнерстве: предоставление частному партнеру в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности РМ; предоставление частному партнеру в доверительное управление, владение или пользование иного недвижимого или движимого имущества, находящегося в государственной собственности РМ, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением; предоставление льгот по арендной плате за пользование имуществом, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности РМ, и др. [8]. Однако реализация форм ГЧП может иметь естественные ограничения - относительный дефицит финансовых ресурсов; ведомственный подход органов государственной власти при реализации своей компетенции в сфере управления государственной собственностью субъекта - для устранения которых в некоторых субъектах РФ используются различные подходы по совершенствованию эффективности управления государственной собственности. Чаще всего все они связаны с коммерческим использованием государственного имущества субъекта. Наиболее наглядно данный подход можно рассмотреть на примере коммерциализации интеллектуальной собственности, осуществляемая, как правило, тремя основными способами: 1) продажа владельцем всех исключительных прав, предоставляемых патентом (патентами), другому лицу; 2) выдача владельцем запатентованного изобретения (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) разрешения на совершение на территории страны, где действует патент, на определенный период времени конкретных действий, на которые имеет исключительные права владелец изобретения; 3) передача и приобретение объектов интеллектуальной собственности, представляющих конфиденциальную информацию, включающую в себя ноу-хау [2]. Новые способы коммерческого использования собственности (преимущественно - интеллектуальной), основанные на принципах государственно-частного партнерства, на наш взгляд, позволят обеспечить стабильное поступление денежных средств в бюджеты регионов. Также в Республике Мордовия предусматривается создание Регионального инвестиционного фонда в целях реализации проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства: осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности (в том числе в рамках концессионных соглашений), а также финансирование разработок проектной документации (в том числе в рамках концессионных соглашений).
Выводы. Предложенные направления эффективного управления государственной собственностью Республики Мордовия (разработка и обоснование модели государственно-частного партнерства; создание Регионального инвестиционного фонда; 3) коммерциализация интеллектуальной собственности), на наш взгляд, являются действительно инновационными, поскольку ранее данные подходы не были распространены в процессе управления. Между тем описанные направления должны быть составной частью предлагаемой концептуальной модели управления государственной собственностью Республики Мордовия.
Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №11-12-13007 а/В).
Рецензенты
Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.
Полушкина Т.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.