Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MECHANISM OF INVESTMENT SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE THROUGH A FLEXIBLE TAXATION POLICY

Shogenov A.A. 1
1 The Kabardino-Balkarian state university of H. M. Berbekov, Nalchik KBR
This article presents the results of research aimed at formation of a mechanism of implementing "the price mechanism" in the market system of relations and the investment aspect in fiscal function of the Russian Federation tax system. Have been recommended the mechanisms of formation of the production investment development through more flexible tax policies and tax system, using a complex of tools to ensure the investment of the nature profit distribution of a company; the price mechanism and a business plan that has passed an independent examination. The author has also identified the possibility of formation the preferential tax treatment of its own funds, in view of which was developed a conceptual model of functioning of the enterprise, which covers the limits of production activities of the enterprise which operates a production with varying efficiency. Has been justified the value of investment needs in order to improve the production and to increase its capacity.
tax system
fiscal and pricing mechanisms
investment
innovation
expert evaluation
recovery and falling trend
installed capacity
the upper and lower limits
break-even points
В рыночных условиях функционирования региональных экономик результат реализации фискальной функции налоговой системы (а это доходная составляющая государственного бюджета) напрямую зависит от эффективности реализации «ценового механизма». Решение данной проблемы невозможно без совершенствования налоговой политики, представляющей собой систему нормативно-правовых и организационно-экономических рычагов регулирования, реализуемых органами федеральной и региональной государственной власти, а также местными органами власти при взаимодействии с физическими лицами и организациями в системе налоговых правоотношений.

Как отмечается во многих литературных источниках, [1-3] фискальная функция налоговой системы отработана и эффективна, с точки зрения государственных целей реализуется хорошо, то есть уровень собираемости налогов и сборов высок. И только бизнесу понятно, что это ему стоит: «ценовой механизм» не работает. С данным фактом можно смириться в условиях административно регулируемой экономики, иное дело в условиях рыночной экономики, когда предпринимательские потоки должны регулироваться грамотно выстроенной налоговой политикой. Поэтому актуальной является проблема создания приоритета инвестиционной компоненты в системе налогообложения. И здесь речь должна идти не только о льготах по заимствованным источникам финансирования инновационной деятельности, а также о формировании механизма льготного налогообложения собственных средств предприятия, направляемых на обеспечение текущего и расширенного воспроизводства основных факторов производства (труд, капитал, основные фонды и др.).

Сегодня, когда структура налогов и сборов практически отработана, [2-3] фискальный механизм запущен, необходимо отработать ценовой механизм как регулятор экономических процессов и формирования инвестиционной составляющей в налоговой политике, то есть создать механизм и условия его реализации, направленные на стимулирование и поддержку инновационных инициатив бизнеса. Для решения данной задачи нами была предложена и проанализирована концептуальная модель функционирования предприятия.

На рис. 1 можно выделить несколько ситуаций производственно-финансовой деятельности предприятия.

 p

Рис. 1. Концептуальная модель функционирования предприятия

Как показано на рис.1, производственная деятельность (линия 1) ограничивается двумя пределами, а именно:

- верхний предел - это предел возможностей производства, он обусловлен установленной мощностью или максимально возможным фондом рабочего времени. К этому пределу необходимо стремиться, так как здесь максимально возможный объем производства продукции и максимально возможный доход предприятия (MMB  и ДМВ);

- нижний предел - это предел безубыточной деятельности, когда и прибыль, и убытки равны нулю. Ниже этого предприятие будет работать убыточно.

На линии 1, если финансовое состояние предприятия устойчиво и обеспечивает воспроизводственный подход, налоговое давление ощущается не так сильно. Кроме того, зона, расположенная выше линии 1, представляет собой резерв роста производства без значительных капитальных и финансовых затрат. Иными словами, рост производства продукции и дохода может быть обеспечен за счет принятия мер, направленных на освоение установленной (располагаемой) мощности.

Повышение верхнего предела возможно за счет внедрения нового оборудования, передовых технологий, увеличения сменности работы, однако данные мероприятия являются затратными как в денежном, так и временном плане.

К нижнему пределу лучше не приближаться, так как инвесторы быстро определят класс предприятия, и если он по состоянию финансовых показателей в пределах 4 или 5, то рассчитывать на привлечение инвестиций не приходится. Предприятия, относящиеся к этим классам, характеризуются как предприятия с сомнительной возможностью платить по своим обязательствам.

В рамках названных пределов и функционирует производство с той или иной эффективностью. И, естественно, возникает потребность в инвестициях с целью или оздоровления производства, или с целью наращивания его мощности. На наш взгляд, ныне действующая налоговая система не учитывает данное обстоятельство и использует одинаковый фискальный инструментарий как в периоды эффективного функционирования предприятия, так и в периоды спада производства, что зачастую вынуждает предприятие обращаться к заемным источникам средств, а их признаки (платность и возвратность) известны, известны и негативные последствия от их использования.

На схеме линией 1 обозначена фактическая тенденция производства продукции. Она положительная и до определенного времени не вызывает беспокойства. Однако со временем предприятие освоит установленную мощность, и рост производства продукции будет остановлен. Выход в увеличение установленной мощности, а это, как уже говорилось, связано с обновлением оборудования и технологий, деньгами и временем. Если модернизацию не начать заранее, то есть упустить период t3 - t4, то возможно не только приостановление роста производства, но и его спад. А это и потери государственного бюджета как по подоходному налогу, так и по НДС. В этой ситуации нужны инвестиции и лучше, если это будут источники собственных средств (прибыль). Линией 2 показана устойчивая тенденция спада производства. Для бюджета это потеря налоговых поступлений. Потери несут и внебюджетные фонды. Зона между линией 1 и порогом безубыточности характеризует запас финансовой прочности предприятия. Период t0 - t1 - это тот отрезок времени, когда, несмотря на спад производства, оно функционирует рентабельно. Однако если не предпринимать мер, направленных на оздоровление производства, можно «клюнуть» в зону убытков и стать банкротом. Чтобы этого не случилось, необходимо рассчитать период оздоровления (t′ - t″) и разработать соответствующую программу.

Время оздоровления и суммы инвестиций будут зависеть от характера причин спада.

Если спад обусловлен рыночной конъюнктурой (продукция потеряла спрос), то применяются меры одного характера, если же устойчиво понижается верхний предел возможностей производства (моральное или физическое старение основных фондов), то применяются меры другого характера. Другие принципы, а их может быть много, потребуют адекватных мер. Во всех случаях требуются инвестиции, и лучше, сели это будут собственные источники средств (прибыль).

Проведенные нами исследования данной проблемы позволяют рекомендовать следующие механизмы формирования инвестиционного развития производства за счет более гибкой налоговой политики и налоговой системы (таблица 1).

Таблица 1. Механизмы инвестиционной поддержки развития предприятия за счет гибкой налоговой политики

№ п/п

Производственная ситуация (схема 1)

Затратная характеристика ситуации

Инструментарий инвестиционной поддержки

Бизнес-план, проше-дший независи-мую экспертизу

Методика распределе-ния прибыли (инвестици-онный аспект)

Использова-ние ценового механизма регулирова-ния

1

Необходимость повышения верхнего предела возможностей предприятия (линия 3)

Требуется обновление основных фондов, технологий, обучение персонала, увеличение фонда рабочего времени

+

+

-

2

Актуализирована потребность использования имеющихся резервов производства (зона 4)

Затраты обусловлены необходимостью повышения квалификации, стимула и ответственности всего персонала, а также обеспечением роста производитель-ности труда

-

-

+

3

Потребность принятия мер, направленных на оздоровление предприятия (линия 2)

Затраты определяются по результатам анализа причин устойчивого спада, что не исключает перепрофилиро-вание или ликвидацию предприятия. Это могут быть меры (см. пункты 1 и 2)

+

+

+

-

4

Необходимость стабилизации объемов производства (линия 5)

Затраты обуславлива-ются тенденциями развития или спада производства. В первом случае вырабатывается стратегия сокращения, во-вторых, - стратегия развития. Обе стратегии затратные в части их реализации

+

+

+

Таким образом, для решения производственных проблем целесообразно использовать совокупность инструментов обеспечения инвестиционного характера распределения прибыли предприятия, ценовой механизм и бизнес-план, прошедший независимую экспертизу. При этом набор инструментов зависит от затратной характеристики ситуации на производстве и востребованности продукции на рынке.

Следует отметить, что использование методики распределения прибыли, предложенной автором, целесообразно только в сочетании с бизнес-планом.

Рецензенты:

Махошева Салима Александровна, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом «Региональный менеджмент», Федеральное бюджетное учреждение науки Институт информатики  и проблем регионального управления  Кабардино-Балкарского научного центра РАН, г. Нальчик.

Азикова Светлана Гаднановна, доктор экономических наук, профессор, председатель профсоюза сотрудников, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени первого Президента КБР В. М. Кокова, г. Нальчик.