Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF CLINICAL COURSE AND CAUSES OF THE ORIGIN OF ACUTE ALLERGIC REACTIONS

Khantimerova E.F. 1 Nurtdinova G.M. 1 Boykova I.S. 1 Zagidullin Sh.Z. 1
1 The Bashkir State Medical University
We conducted a retrospective analysis of 1115 case report of patients with acute allergic reactions that took place in the inpatient treatment unit of allergological department of City Clinical Hospital № 21s 2009 to 2011. Allergic reactions occur mostly in the form of urticaria (42.9%), angioedema (18.3%) and their combination. The main etiological factors of acute allergic reactions in 387 (34.7%) cases were drugs, in 177 (15.9%) cases - food allergens, in 80 (7.1%) cases - the poison of Hymenoptera. The most common cause of severe allergic reactions to drugs was antibiotics in 33% of cases, 23.2% - NSAID. Drug allergies usually manifest as urticaria - 156 (40.3%) patients, anaphylactic shock - 107 (27.6%) patients, angioedema - 57 (14.7%) patients, Stevens-Johnson syndrome - 30 (7.8%), atopic dermatitis - 18 (4.6%).
Acute allergic reactions
drug allergy
urticaria
angioedema
Bведение

В последние десятилетия отмечается высокий рост аллергических заболеваний. Об этом свидетельствуют многочисленные эпидемиологические исследования по бронхиальной астме, аллергическому риниту, атопическому дерматиту.

Наряду с ростом заболеваемости хроническими аллергическими заболеваниями наблюдается увеличение количества больных с острыми аллергическими реакциями, представляющими собой серьезную проблему в связи с тяжестью клинических проявлений, частым развитием осложнений, таких как анафилактический шок, синдром Лайела, а также с высоким риском летальных исходов [2; 5]. Несмотря на важность проблемы, в нашей стране до сих пор не ведется точный учет больных c острыми аллергическими реакциями, а существующие данные достаточно разрозненны и не точны. Это связано с недостаточным учетом таких больных и отсутствием единой программы по борьбе с аллергическими заболеваниями [5].

Наиболее тяжелым и опасным для жизни проявлением острой аллергической реакции является анафилактический шок. Частота анафилактического шока составляет 4,4% среди всех анафилактических реакций. Наиболее частой причиной развития анафилактического шока является применение различных лекарственных средств - в 20,8% случаях. В большинстве случаев лекарственный анафилактический шок возникает в ответ на введение антибактериальных препаратов, НПВС, анестетиков, сывороток и вакцин [1; 3]. По данным зарубежной литературы, распространенность анафилактического шока следующая: 0,7-10% - реакция на препараты пенициллинового ряда; 0,22-1% - на рентгеноконтрастные вещества; 1 на 3 500-20 000 - на инъекции общих анестетиков; 1 на 10 000 000 - на введение аллергенов в процессе аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ) [6-8]. Наличие лекарственной аллергии в анамнезе, длительное, бесконтрольное применение лекарственных веществ; полипрагмазия; длительный профессиональный контакт с лекарствами зачастую являются факторами риска развития анафилактического шока [2].

Второй наиболее частой причиной развития анафилактического шока является инсектная аллергия. Частота возникновения анафилактического шока при ужалении - 0,8-3,3% в общей популяции, а у пчеловодов - 15-43%. По данным зарубежной литературы, системные реакции на ужаления перепончатокрылыми встречаются у 0,5-5% в популяции [1; 4].

Цель исследования. Изучить заболеваемость, этиологические факторы и клинические проявления острых аллергических реакций.

Материалы и методы исследования. Проведен ретроспективный анализ историй болезней пациентов с острыми аллергическими реакциями, проходивших стационарное лечение в аллергологическом отделении ГКБ № 21 с 2009 по 2011 г.

Результаты. Из анализированных 1115 историй болезней с диагнозом острая генерализованная крапивница на стационарном лечении находились 478 чел. (42,9%), острый отек Квинке - 204 чел. (18,3%), острая генерализованная крапивница в сочетании с острым отеком Квинке - 184 чел. (16,5%), острый атопический дерматит -149 чел. (13,4%), острый контактный дерматит - 33 чел. (3%), анафилактический шок - 30 чел. (2,7%), многоформная экссудативная эритема - 23 чел. (2,1%), аллергический васкулит - 11 чел. (1%), лекарственная лихорадка - 3 чел. (0,3%). Возраст больных от 17 до 81 лет. Из них женщин - 695 чел. (62,3%), мужчин - 420 чел. (37,6%).

Причинно-значимыми аллергенами в 387 (34,7%) случаях явились лекарственные аллергены, в 177 (15,9%) случаях - пищевые аллергены, в 80 (7,1%) случаях - яд перепончатокрылых, в 30 (2,7%) случаях - промышленные аллергены, в 19 (1,7%) случаях - сочетание лекарственных и пищевых аллергенов, в 422 (37%) случаях больные причину развития аллергической реакции ни с чем связать не могли.

Причиной развития аллергии на лекарственные препараты были: антибиотики (цефалоспоринового ряда (амоксициллин, левомецитин, флемоксин, цефтриаксон, ципролет) в 128 (33%) случаях, НПВС (нурофен, аспирин, мовалис, диклофенак) - у 90 чел. (23,2%), анальгизирующие ненаркотические средства (спазмалгон, баралгин, цитрамон, аналгин) - у 64 чел. (16,5%), местные анестетики (ортекаин, лидокаин, новокаин, ультракаин) - у 30 чел. (7,7%),ингибиторы АПФ (кордипин, престариум, энап, диротон, лизиноприл) - у 28 чел. (7,2%), противовирусные препараты (арбидол) - у 7 чел.(1,7%), противомикробные средства (абактал, фурагин) - у 6 чел. (1,5%), диуретические средства (канефрон) - 6 чел. (1,5%), глазные капли (квинакс, офтан) - у 6 чел. (1,5%), вакцины (столбнячный анатоксин) - 2 чел. (0,5%), зорекс - 2 чел. (0,5%), более двух препаратов - у 4 чел. (1,0%) и четыре человека (1%) названия препаратов не смогли вспомнить. По одной аллергической реакции пришлось на колдрекс, аскорил, фурамаг, урографин, цитрамон, пектуссин, а также гепариновую мазь, инъекцию лидазы, мазь меновазин.

Аллергия на лекарственные препараты клинически проявлялась в виде острой крапивницы у 156 (40,3%) пациентов, анафилактического шока - 107 (27,6%) пациентов, острого отека Квинке - у 57 (14,7%) больных, многофориной экссудативной эритемы, синдрома Стивенса-Джонсона - 30 (7,8%), острого атопического дерматита - 18 (4,6%) геморрагического васкулита - 9 (2,3%), острого аллергического контактного дерматита - 10 пациентов (2,7%).

Для предупреждения острых аллергических реакций необходим тщательный сбор аллергологического и фармакотерапевтического анамнеза, нельзя допускать полипрагмазии, назначения антибактериальных препаратов с профилактической целью, по возможности избегать внутривенного введения лекарств. Больным с инсектной аллергией необходимо иметь при себе индивидуальную аптечку для оказания первой неотложной помощи, а также использовать средства защиты от насекомых в период вылета (май-сентябрь).

Выводы

  1. Основными этиологическим факторами развития острых аллергических реакций в 34,7% случаях являются лекарственные аллергены, в 15,9% случаях - пищевые аллергены, в 7,1% случаях - яд перепончатокрылых.
  2. Наиболее частой причиной развития острой аллергической реакции на лекарственные препараты являются антибиотики (33%) и НПВС (23,2%). Клинически острая аллергическая реакция на лекарства проявлялась чаще всего в виде острой генерализованной крапивницы (40,3%).

Рецензенты

  • Зулкарнеев Рустем Халитович, д.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом физиотерапии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа.
  • Загидуллин Науфаль Шамилевич, д.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом физиотерапии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа.