Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FACTORS INFLUENCING EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN MODERN SOCIETY

Terenteva T.V. 1 Kulakova M.N. 1
1 FGBOU VPO «Vladivostok state university of economy and service», Vladivostok, Russia
The analysis of influence factors on efficiency educational services is carried out. Need of this analysis is caused by legislation change concerning the higher education in Russia, and also change of reference points society and its requirements to graduates of higher education institutions. The modern higher education institution is put in such framework at which it should prove possibility of the existence in the education market. Thus the proof will be efficiency of services carried out by it which influence a set factors. For definition the most significant factors influencing efficiency of educational services higher education institution, and also all existing possibilities and threats the SWOT method – the analysis was used. By results of research, the main factors designated volume public financing, possibility of independent financing by higher education institution of the resource potential, and also compliance administrative solutions of mission higher education institution. Only knowing all factors influencing efficiency of services, and also using all available possibilities, the modern higher education institution can actively develop, render those educational services which from it society and the real market now expects.
factor
efficiency
educational services
modern higher education institution
Введение

Осуществляемые в России социальные реформы, несомненно, имеющие целью поддержание и развитие общественно значимых систем, обусловили возникновение многих проблем. Как показывает сложившаяся практика, такая важная часть социальной жизни страны, как высшее образование, столкнулась с наибольшим числом государственных преобразований. Законодательно вносятся коррективы в цели и задачи функционирования вуза, в методику преподавания дисциплин; общественные и рыночные реалии начали диктовать свои условия в части структуры выпускников по направлениям подготовки и их востребованности на рынке труда. Остро встал вопрос эффективности образовательных услуг вуза, их адаптации к требованиям рынка и общества. В русле данного вопроса ученые-экономисты начали исследовать факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг.

Целью данного исследования является анализ и выявление ключевых факторов, влияющих на эффективность образовательных услуг современного вуза. Материалами исследования являются работы российских ученых по заявленной тематике. Методами исследования являются наблюдение, моделирование, абстрагирование и дедукция.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Комплексным анализом факторов занимались, наряду со многими учеными, и Полещук Т.А. и Астафурова И.С., которые в своих трудах доказали, что анализ факторов служит информационной основой для оценки эффективности любой экономической системы, в том числе и образовательных услуг вуза в современном обществе [1-8].

По своей природе все факторы, вне зависимости от объекта изучения, изначально подразделяются на факторы внутренней и внешней среды.

Факторы внутренней среды представляют собой совокупность переменных, которые находятся в области деятельности вуза и являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Непосредственно факторы внутренней среды можно разделить на экономические и социальные факторы.

Базой определения экономических факторов внутренней среды является наличие экономического потенциала вуза. Под экономическим потенциалом понимается совокупность ресурсов и возможностей вуза, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий.

Первый, и самый основной фактор - наличие у вуза собственных источников финансирования своего технического развития; наличие материально- и научно-технической базы, современных технологий. Это позволит, во-первых, не отставать от изменяющихся условий рынка и конкурентов по предоставлению образовательных услуг; во-вторых, привлекать в своих стены новых абитуриентов.

Перечисленные факторы не сыграют свою роль, если не будет соответствия управленческих решений экономическим законам развития вуза и стратегического позиционирования его услуг. Данные факторы являются показателем того, к чему стремится вуз в своих начинаниях, чего хочет добиться, какие задачи перед собой ставит. Без постановки грамотной цели и знания ее невозможно грамотно управлять вузом, и уж тем более добиться эффективности образовательной деятельности.

На эффективность образовательной деятельности вуза влияет и наличие устойчивых взаимоотношений с партнерами: поставщиками, потребителями услуг и другими контрагентами. Вуз не может «вариться в собственном соку». Ему необходимы надежные связи с внешним миром, благодаря которым он не только сможет обеспечивать учебный и хозяйственный процесс, но и позиционировать себя в реальной бизнес-среде.

Базой определения социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка и уровень социальной обеспеченности коллектива. Поэтому к социальным факторам внутренней среды, в частности, можно отнести:

  • уровень компетентности руководства вуза и его работников;
  • создание системы социальной поддержки работников;
  • наличие системы поощрений и работы с персоналом;
  • обеспечение возможности самореализации работников;
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Именно от того, как чувствует себя коллектив вуза, какие цели перед собой ставит каждый работник, такова и будет отдача в копилку эффективности образовательных услуг. Поэтому крайне важно руководству вуза обеспечить благоприятную среду для нахождения каждого работника и возможности его реализации.

Что касается факторов внешней среды, то под ними понимают любые факторы, находящиеся вне контроля вуза, т.е. вся совокупность факторов, которые воздействуют или могут воздействовать определенным образом на вуз и его цели и которые должны учитываться при оценке эффективности образовательных услуг.

Факторы внешней среды оказывают влияние друг на друга. Если раньше концентрировалось внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, то изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.

Внешняя среда традиционно делится на среды прямого и косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное влияние на вуз, относятся к среде прямого воздействия, все другие - к среде косвенного воздействия.

Под факторами прямого воздействия понимаются внешние источники, силы, которые напрямую оказывают воздействие на деятельность вуза и под требования которых вузу необходимо подстраивать свою деятельность или, если это возможно, менять такой фактор на другой, равнозначный ему. К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы (включая органы местного управления), их предписания или законы; партнеры и партнерские связи; конкуренты.

Что касается факторов внешней среды косвенного воздействия, то под ними понимаются внешние источники силы, которые оказывают воздействие на вуз или опосредованно (через какие-то другие факторы), или в определенных условиях. К таким факторам относятся политические факторы и социальные факторы (обстановка в обществе).

Помимо этого, действие факторов может отличаться продолжительностью. Однократным воздействием может быть, к примеру, получение государственного заказа или договор на подготовку специалистов для крупного предприятия.

Такие факторы в большинстве случаев являются не прогнозируемыми факторами внешней среды и могут иметь как позитивное, так и негативное влияние.

Если факторы оказывают влияние на определенном промежутке времени (например, сезонный характер), то такие факторы объединяются в группу временных факторов. Данные факторы являются прогнозируемыми факторами внешней среды.

Большинство факторов являются постоянно действующими. Постоянно действующие факторы являются прогнозируемыми факторами внутренней и внешней среды.

Факторы также могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Управляемые факторы - всегда прогнозируемые и относятся к факторам внутренней среды. Неуправляемые факторы не подвержены никакому воздействию со стороны вуза, а снизить отрицательный эффект от их воздействия можно только путем учета их влияния в стратегиях развития. Неуправляемые факторы могут носить прогнозный или непрогнозный характер, но все они относятся к факторам внешней среды.

Многие факторы влияют друг на друга, усиливая или ослабляя эффективность образовательных услуг вуза. Для наиболее наглядной демонстрации влияния факторов проанализируем их с помощью метода SWOT-анализ.

Таблица 1 - SWOT-анализ для эффективности образовательных услуг вуза

      SWOT-анализ для эффективности образовательных услуг вуза

Сильные стороны

  • Широкий спектр направлений подготовки
  • Большой объем НИР по договорам и грантам
  • Высокий уровень материально-технической базы
  • Компетентность ППС и административного персонала
  • Возможности непрерывного образования
  • Возможность привлечения внебюджетных средств, за счет оказания платных услуг
  • Широкое применение информационных технологий в учебном процессе
  • Широкая сеть филиалов
  • Использование современных методов оценки качества образования и эффективности деятельности вуза
  • Позитивный имидж вуза в регионе
  • Сотрудничество с предприятиями и организациями региона
  • Контакты с зарубежными вузами
  • Наличие мотивации у сотрудников и ППС
  • Стратегический подход

Слабые стороны

  • Недостаток учебных площадей
  • Старение материальной базы
  • Консерватизм ППС
  • Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности
  • Дефицит преподавательских кадров
  • Недостаточное использование активных методов обучения - деловых игр и др.
  • Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг
  • Недостаточно активная работа в соседних регионах
  • Непонимание ППС необходимости и целесообразности перехода на компетентностный подход из-за слабой педагогической подготовки
  • Отсутствие четких критериев достижения намеченных целей

Возможности

  • - Расширение диапазона образовательных программ и услуг
  • Открытие новых для региона направлений подготовки
  • Капитальное строительство учебно-лабораторной базы
  • Развитие докторантуры
  • Строительство жилья с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров
  • Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности
  • Использование современных механизмов формирования товарной и ценовой политик
  • Расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями
  • Переход на путь инновационного развития

Угрозы

  • Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг
  • Отсутствие спроса на выпускников ряда направлений
  • Отток квалифицированных кадров
  • Сокращение бюджетного финансирования
  • Демографический и социальный кризис в стране и его последствия
  • Увеличение стоимости образования
  • Изменение законодательства по вопросам высшего образования, воинской службы и демографии
  • Разрозненные требования работодателей к компетенции выпускника
  • Отставание компетенций ППС от технического прогресса

По данным таблицы 1 можно заключить следующее. Несомненными сильными сторонами вуза являются широкий спектр направлений подготовки, высокий уровень материально-технической базы, информационные технологии в обучении, стратегический подход, наличие мотивации у ППС, позитивный имидж и т.д.

Однако есть и слабые стороны вуза. Основными слабостями вуза, по мнению автора, является низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности, недостаточное использование активных методов обучения и, самое главное, отсутствие четких критериев достижения намеченных целей как у руководства вуза, так и у его работников. Данные слабости вузу необходимо преодолеть в первую очередь для того, чтобы развиваться по пути инновационного развития, к которому сейчас его подводит общество и государство.  

В заключение хочется отметить, что для преодоления слабостей, для повышения эффективности образовательных услуг вузу необходимо использовать все существующие возможности. Реализация возможностей позволит снизить, или же убрать многие угрозы, которым подвержены образовательные услуги сегодня. Однако главные угрозы, по мнению автора, стоящие перед вузом, это сокращение бюджетного финансирования и изменение законодательства по вопросам высшего образования, воинской службы и демографии. На данные факторы вуз повлиять не в состоянии. Их отрицательное воздействие можно уменьшить или заменить более сильным положительным влиянием реализуемой возможности.

Рецензенты:

  • Солодухин Константин Сергеевич, доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.
  • Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, доцент; заведующий кафедрой математики и моделирования, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем (ИИБС) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.